Самообразование "Развитие мелкой моторики у дошкольников"
учебно-методический материал

Касирова Лариса Олеговна

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует его интеллектуальных способностях.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2016g.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2016-2020 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  3. Улучшить общую двигательную активность.
  4. Содействовать нормализации речевой функции.
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

  1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов: пальчиковые гимнастики, пальчиковые игры, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, использование монтессори-пособий.
  2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
  3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Этапы проработки материала:

1 ЭТАП.  Информационно-аналитический.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т.Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. – М.:»Карапуз», 2007

Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». –М:ТЦ Сфера, 2006

Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» -СПб:Изд.дом «Литера»,2007

Пименова Е.П. «Пальчиковые игры»- Ростов-на-Дону:Феникс,2007; Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». М-2009;

Тимофеева Е.Ю.,Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.-СПб:Корона-Век,2007; Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь».С-Петербург -2013;

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь»-СПб:ИЧП «Хардфорд»,1996

Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками»-М:Эксмо,2006

Кольцова М.М. «Развитие моторики»; «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, СПБ, Детсво-ПРЕСС,2013.

Елена Данилова «Пальчиковые игры

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»

2 ЭТАП. Внедрение в практику . Использование различных форм работы с детьми:

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность самих детей

- работа кружка «Умелые руки»

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • Пальчиковый театр
  • Лепка из пластилина, из соленого теста с использованием природного материала
  • Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, свечкой, губкой и т.д.
  • Конструирование из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО
  • Различные виды аппликации
  • Рисование трафаретом
  • Вышивка
  • Бисероплетение
  • Дидактические игры
  • Шнуровка
  • Игры с мелкими предметами
  • Пазлы, мозаика

3 ЭТАП – представление опыта работы по теме, отчет. Выступление на педсовете. (семинар)

Форма отчетности:

- провести педсовет для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

- провести анкетирование родителей

- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.

             - организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».

      Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, рисования, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

   Мы знаем, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

  Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают различные виды самомассажа, а также занятия изобразительной деятельности (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, ткани, ниток, бисера, природных материалов).

Ожидаемый результат:

    Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

План работы по самообразованию.

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Внедрить в работу с детьми.
  3. Составить картотеку дидактических игр  для развития мелкой моторики рук, картотеку пальчиковых гимнастик, игр, массажей.
  4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»
  6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...