Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с  современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»

     Разработка и выбор технологий логико-математического развития дошкольников  зависит от объёма знаний, подлежащих усвоению,  и от направления развития мыслительной деятельности ребенка. Это освоение таких свойств, как форма, размер, площадь, масса, емкость; установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам; ориентировка в схемах и моделях.

     В процессе применения современных технологий логико - математического развития ребенок не ограничен в поисках практических действий, в экспериментировании, в общении по ходу  развития ситуации, в разрешении противоречий и ошибок. При использовании проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объяснение. Ребенок вынужден самостоятельно находить способ достижения цели и в случае отсутствия данного умения - освоить его здесь же, в этой ситуации.

     Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

     Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности можно представить следующим образом.

Логические и математические игры.

     Современные логические и математические игры разнообразны.

• Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат» и др.

• Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Шар», «Геометрический конструктор», «Загадка» и др.

• Игры на плоскостное моделирование: головоломки – «Тан-грам», «Крестики», «Игрушки складушки» и др.

• Игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб»,»Цветное пано» и др.

• Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

• Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.)

   Методика освоения игр может быть представлена в следующем порядке.

Педагог  включается в совместную деятельность с ребенком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как ребенок воспринимает сущность игры; осознает, владеет ли ребенок действиями счёта, сравнения, обобщения, измерения, классификации; умениями устанавливать связи и зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.

Логико-математические сюжетные игры.

      Одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, является сюжетная логико-математическая игра. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, воображения, мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу.

   Методика организации и проведения логико-математических игр.

В предметно-игровой обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, педагог сообщает участникам основной сюжет (завязку). Затем следует второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Третий этап состоит в подведении итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?».

Проблемные ситуации, вопросы.

   Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения - способствовать развитию творческих способностей ребенка.

Методика организации деятельности состоит в следующем.

Проблемная ситуация может быть составлена педагогом  или заимствована из сборника, учебно-методического пособия, с учетом возможностей детей. Разрешение же проблемной ситуации осуществляется детьми при помощи педагога. Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы педагога в данном случае направляют внимание детей на необходимость ее решения. Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных.

Экспериментирование и исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность и экспериментирование.

Исследовательская деятельность - особый вид  интеллектуально - творческой деятельности. Она включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развитие ситуации. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка - собственная исследовательская практика.

Детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

Методика развития деятельности экспериментирования.

- На первом этапе преобладает совместная с педагогом деятельность. Важно уточнить представления детей о свойствах и качествах материалов, мотивировать предстоящую деятельность.

- На втором этапе проводится работа по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для развития вышеперечисленных умений используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.

В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:

- новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами;

- новая информация о другом исследуемом объекте;

- знания о способах исследования и его результатах;

- познавательное и личностное развитие.

Творческие задачи, вопросы и ситуации.

  Особое место в проблемно-игровой технологии логико-математического и личностного развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам и ситуациям. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, вещества, свойства). Но самое главное в процессе решения таких задач ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.

    Результатом включение в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувство юмора и удовольствия от умственного труда и общения.

   В деятельности, организуемой педагогом, дети осваивают способы разрешения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения вопроса и ответа. Для этого педагог  организует тематические мини-ситуации, деятельность  в виде тренингов, развлечения и вечера досуга (в том числе  вместе с родителями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...

Консультация для воспитателей " Игра " Танграмм" как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

Игра Танграмм - игра головоломка для детей , которая состоит в решение различных задач . Это одна из несложных головоломок, которая подсилу ребёнку дошкольного возраста. Игра способствует развитию наг...

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.

В современном мире умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью жизни любого успешного человека и общества в целом. Работая воспитателе...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".

Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...