Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»
Разработка и выбор технологий логико-математического развития дошкольников зависит от объёма знаний, подлежащих усвоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребенка. Это освоение таких свойств, как форма, размер, площадь, масса, емкость; установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам; ориентировка в схемах и моделях.
В процессе применения современных технологий логико - математического развития ребенок не ограничен в поисках практических действий, в экспериментировании, в общении по ходу развития ситуации, в разрешении противоречий и ошибок. При использовании проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объяснение. Ребенок вынужден самостоятельно находить способ достижения цели и в случае отсутствия данного умения - освоить его здесь же, в этой ситуации.
Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности можно представить следующим образом.
Логические и математические игры.
Современные логические и математические игры разнообразны.
• Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат» и др.
• Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Шар», «Геометрический конструктор», «Загадка» и др.
• Игры на плоскостное моделирование: головоломки – «Тан-грам», «Крестики», «Игрушки складушки» и др.
• Игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб»,»Цветное пано» и др.
• Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.
• Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.)
Методика освоения игр может быть представлена в следующем порядке.
Педагог включается в совместную деятельность с ребенком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как ребенок воспринимает сущность игры; осознает, владеет ли ребенок действиями счёта, сравнения, обобщения, измерения, классификации; умениями устанавливать связи и зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.
Логико-математические сюжетные игры.
Одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, является сюжетная логико-математическая игра. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, воображения, мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу.
Методика организации и проведения логико-математических игр.
В предметно-игровой обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, педагог сообщает участникам основной сюжет (завязку). Затем следует второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Третий этап состоит в подведении итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?».
Проблемные ситуации, вопросы.
Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения - способствовать развитию творческих способностей ребенка.
Методика организации деятельности состоит в следующем.
Проблемная ситуация может быть составлена педагогом или заимствована из сборника, учебно-методического пособия, с учетом возможностей детей. Разрешение же проблемной ситуации осуществляется детьми при помощи педагога. Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы педагога в данном случае направляют внимание детей на необходимость ее решения. Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных.
Экспериментирование и исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность и экспериментирование.
Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально - творческой деятельности. Она включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развитие ситуации. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка - собственная исследовательская практика.
Детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.
Методика развития деятельности экспериментирования.
- На первом этапе преобладает совместная с педагогом деятельность. Важно уточнить представления детей о свойствах и качествах материалов, мотивировать предстоящую деятельность.
- На втором этапе проводится работа по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для развития вышеперечисленных умений используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.
В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:
- новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами;
- новая информация о другом исследуемом объекте;
- знания о способах исследования и его результатах;
- познавательное и личностное развитие.
Творческие задачи, вопросы и ситуации.
Особое место в проблемно-игровой технологии логико-математического и личностного развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам и ситуациям. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, вещества, свойства). Но самое главное в процессе решения таких задач ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.
Результатом включение в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувство юмора и удовольствия от умственного труда и общения.
В деятельности, организуемой педагогом, дети осваивают способы разрешения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения вопроса и ответа. Для этого педагог организует тематические мини-ситуации, деятельность в виде тренингов, развлечения и вечера досуга (в том числе вместе с родителями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/01/picture-619004-1467391212.jpg)
Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/20/picture-370687-1495297855.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-175788-1629313357.jpg)
Консультация для воспитателей " Игра " Танграмм" как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"
Игра Танграмм - игра головоломка для детей , которая состоит в решение различных задач . Это одна из несложных головоломок, которая подсилу ребёнку дошкольного возраста. Игра способствует развитию наг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1097668-1547109272.jpg)
Консультация для воспитателей «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей...
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.
В современном мире умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью жизни любого успешного человека и общества в целом. Работая воспитателе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/27/picture-1430982-1666856302.jpg)
Консультация для воспитателей «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация музыкального рукаводителя для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-396444-1510380533.jpg)
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".
Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...