Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.
материал по математике (старшая, подготовительная группа)

В современном мире умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью жизни любого успешного человека и общества в целом. Работая воспитателем,  я заметила, что дети, в большинстве своем, не умеют или не хотят логически мыслить. Они отвлекаются, теряют интерес, ждут готового ответа. Изучив вопросы формирования математических представлений и математического развития детей дошкольного возраста, которые отражены в работах А.М. Леушиной, З.А. Михайловой Н.И. Непомнящей, Е.А. Носовой, А.А. Столяра, я пришла к выводу, что темп быстро развивающегося современного мира требует умений логически мыслить. И чем раньше начинать, тем лучше это поможет обучению и развитию мыслительных процессов. Данная технология включает в себя игровую деятельность, проблемные ситуации, творческие задачи, практическое исследование, экспериментирование. Взяв за основу сюжетную логико-математическую игру,  я разработала некоторые игры, а также использовала много уже известных игр на логику. Я расскажу и покажу, что у меня получилось и, возможно, вам будет интересно.

Классификация игр была составлена, в соответствии с разделами ФЭМП: Цифры и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

 

Первая игра «Посчитай и реши». Раздел ФЭМП – «Цифры и счет».

Игра состоит из набора карточек, с изображением различных фигур и цифр, а также объемных цифр, знаков и прищепок.

Возможны различные игровые ситуации, например, «поможем сказочному персонажу обустроить пасеку». Ребята выбирают себе необходимые для этого карточки. Нужно рассчитать, сколько нужно посадить медоносных растений, сколько построить ульев для пчел. Или, например, поможем леснику проследить, чтобы все звери успели сделать запасы к зиме. Дети выбирают карточки с лесными животными и рассчитывают, сколько грибов, сколько белок. На правильную цифру прикрепляют прищепку. Затем сравнивают количество с помощью счетного материала 4=4.А также считают, сколько получится фигур на картинке вместе, составляют пример.

 

Вторая игра «Математические грузовики». Раздел ФЭМП – «Цифры и счет».

В данной игре необходимо сложить грузовик из следующих частей – кабина, кузов, колеса и мешок. Оранжевые кабины с нечетным количеством точек едут вправо. Синие кабины с четным количеством точек едут влево. Происходит закрепление счета до 10-ти. Дети придумывают примеры на сложение – это оранжевый грузовик 3+5=8 и вычитание – это синий грузовик 10-7=3. В ходе игры дети экспериментируют и могут сделать не один, а несколько кузовов.  Также можно выкладывать колеса с цифрами и искать пропущенную цифру.

Сюжет данной игры может быть различным, в зависимости от темы занятия:

 «стройка» (необходимо рассчитать количество строительных материалов, затем отвезти их на стройку); «сбор урожая»; «Помощь Деду Морозу» (упаковать и развезти подарки в разные города).

 

Следующая игра «Верно-неверно» относится к двум разделам ФЭМП – величина и форма.

На ватмане приклеены геометрические фигуры различного цвета, размера и формы. А также используются раздаточные карточки синего цвета со знаком «+» и оранжевого цвета со знаком «-».

Игровая ситуация, например, «путешествие в математическую страну». Ребята оказались перед воротами в математическую страну, где стражами являются геометрические фигуры. Они хотят поиграть с ребятами, говоря утверждения, среди которых нужно определить верные или неверные высказывания.

Примеры утверждений:

+ На рисунке 8 фигур (Это верное утверждение. Дети поднимают синюю карточку со знаком «+»).

- Желтый треугольник больше синего квадрата. (Это неверное утверждение. Дети поднимают оранжевую карточку со знаком «-»).

Возможны вопросы на ориентацию в пространстве:

+ Синий прямоугольник находится справа внизу.

Игра может идти на усложнение, в зависимости от возраста детей:

+ Красный треугольник больше красного квадрата, но меньше зеленого треугольника.

 

Игра «Домики на ромашковой поляне» относится к разделу ФЭМП «Ориентация в пространстве».

На ткани пришиты домики разного цвета из фетра. Внутри есть кармашки, чтобы вложить необходимую карточку.

Игровые ситуации могут быть следующие: «Пригласи гостей на день рождения» или «Посели зверей в уютные домики».

Задача ребят с помощью подсказок воспитателя, определить, кто и где живет. Например, лиса живет в домике, который находится в центре поляны. Слоник живет в домике слева от лисы. Ежик живет в домике, который находится под домиком слона.

Данная игра может тренировать память. Воспитатель показывает детям, кто живет в домиках, они запоминают. По памяти дети должны вспомнить.

 

Следующая игра «Куб времени». Один из самых трудных разделов ФЭМП – ориентация во времени.

Игра состоит из куба, частей круга, часовых стрелок, цифр.

Некоторые дети, учась уже в школе с трудом ориентируются по аналоговым часам. Чтобы способствовать наилучшему усвоению данного раздела, был сделан такой куб. На каждой грани разные задания.

Игровая ситуация, например, «путешествие в страну времени», «кто живет в часах», раздели торт или апельсин на равные части. Дети отвечают на вопросы: «Как правильно разделить?», «Какая часть, кому достанется?». В дальнейшем путем наложения изучали четверть круга – часа, половина круга – часа. Знакомились с циферблатом.

 

Обобщающей для данной технологии будет являться игра  «Цветовые круги». Она развивает логическое мышление, глазомер, цветовосприятие.

Игра состоит из белых кругов, разделенных на 8 частей и разрезанных цветных частей.

Игровая ситуация, например, «помоги Карлсону испечь торт».

Воспитатель рассказывает о том, что Карлсон приготовил два торта с разной начинкой (один с клубничной и черничной; другой с клубничной, банановой и киви). Торты при выпечке перемешались. Задача ребят: догадаться, с какой начинкой получился торт (клубничная, банановая, киви и черничная). С помощью эксперимента, воспитатель показывает детям, какой торт получился. Дети проверяют свой ответ. Игру можно усложнить, например, в пироге остается та начинка, которая совпала в двух кругах (клубничная). Или начинка, которая совпала, исчезает (банановая, киви, черничная).

 

         Таким образом, используя технологии логико-математического развития в виде вышеперечисленных проблемно-игровых ситуаций, мы развиваем мыслительный процесс, учим самостоятельно мыслить, делать выводы, анализировать, а также применять полученные навыки в жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.

В современном мире умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью жизни любого успешного человека и общества в целом. Работая воспитателем,  я заметила, что дети, в большинстве своем, не умеют или не хотят логически мыслить. Они отвлекаются, теряют интерес, ждут готового ответа. Изучив вопросы формирования математических представлений и математического развития детей дошкольного возраста, которые отражены в работах А.М. Леушиной, З.А. Михайловой Н.И. Непомнящей, Е.А. Носовой, А.А. Столяра, я пришла к выводу, что темп быстро развивающегося современного мира требует умений логически мыслить. И чем раньше начинать, тем лучше это поможет обучению и развитию мыслительных процессов. Данная технология включает в себя игровую деятельность, проблемные ситуации, творческие задачи, практическое исследование, экспериментирование. Взяв за основу сюжетную логико-математическую игру,  я разработала некоторые игры, а также использовала много уже известных игр на логику. Я расскажу и покажу, что у меня получилось и, возможно, вам будет интересно.

Классификация игр была составлена, в соответствии с разделами ФЭМП: Цифры и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

Первая игра «Посчитай и реши». Раздел ФЭМП – «Цифры и счет».

Игра состоит из набора карточек, с изображением различных фигур и цифр, а также объемных цифр, знаков и прищепок.

Возможны различные игровые ситуации, например, «поможем сказочному персонажу обустроить пасеку». Ребята выбирают себе необходимые для этого карточки. Нужно рассчитать, сколько нужно посадить медоносных растений, сколько построить ульев для пчел. Или, например, поможем леснику проследить, чтобы все звери успели сделать запасы к зиме. Дети выбирают карточки с лесными животными и рассчитывают, сколько грибов, сколько белок. На правильную цифру прикрепляют прищепку. Затем сравнивают количество с помощью счетного материала 4=4.А также считают, сколько получится фигур на картинке вместе, составляют пример.

Вторая игра «Математические грузовики». Раздел ФЭМП – «Цифры и счет».

В данной игре необходимо сложить грузовик из следующих частей – кабина, кузов, колеса и мешок. Оранжевые кабины с нечетным количеством точек едут вправо. Синие кабины с четным количеством точек едут влево. Происходит закрепление счета до 10-ти. Дети придумывают примеры на сложение – это оранжевый грузовик 3+5=8 и вычитание – это синий грузовик 10-7=3. В ходе игры дети экспериментируют и могут сделать не один, а несколько кузовов.  Также можно выкладывать колеса с цифрами и искать пропущенную цифру.

Сюжет данной игры может быть различным, в зависимости от темы занятия:

 «стройка» (необходимо рассчитать количество строительных материалов, затем отвезти их на стройку); «сбор урожая»; «Помощь Деду Морозу» (упаковать и развезти подарки в разные города).

Следующая игра «Верно-неверно» относится к двум разделам ФЭМП – величина и форма.

На ватмане приклеены геометрические фигуры различного цвета, размера и формы. А также используются раздаточные карточки синего цвета со знаком «+» и оранжевого цвета со знаком «-».

Игровая ситуация, например, «путешествие в математическую страну». Ребята оказались перед воротами в математическую страну, где стражами являются геометрические фигуры. Они хотят поиграть с ребятами, говоря утверждения, среди которых нужно определить верные или неверные высказывания.

Примеры утверждений:

+ На рисунке 8 фигур (Это верное утверждение. Дети поднимают синюю карточку со знаком «+»).

- Желтый треугольник больше синего квадрата. (Это неверное утверждение. Дети поднимают оранжевую карточку со знаком «-»).

Возможны вопросы на ориентацию в пространстве:

+ Синий прямоугольник находится справа внизу.

Игра может идти на усложнение, в зависимости от возраста детей:

+ Красный треугольник больше красного квадрата, но меньше зеленого треугольника.

Игра «Домики на ромашковой поляне» относится к разделу ФЭМП «Ориентация в пространстве».

На ткани пришиты домики разного цвета из фетра. Внутри есть кармашки, чтобы вложить необходимую карточку.

Игровые ситуации могут быть следующие: «Пригласи гостей на день рождения» или «Посели зверей в уютные домики».

Задача ребят с помощью подсказок воспитателя, определить, кто и где живет. Например, лиса живет в домике, который находится в центре поляны. Слоник живет в домике слева от лисы. Ежик живет в домике, который находится под домиком слона.

Данная игра может тренировать память. Воспитатель показывает детям, кто живет в домиках, они запоминают. По памяти дети должны вспомнить.

Следующая игра «Куб времени». Один из самых трудных разделов ФЭМП – ориентация во времени.

Игра состоит из куба, частей круга, часовых стрелок, цифр.

Некоторые дети, учась уже в школе с трудом ориентируются по аналоговым часам. Чтобы способствовать наилучшему усвоению данного раздела, был сделан такой куб. На каждой грани разные задания.

Игровая ситуация, например, «путешествие в страну времени», «кто живет в часах», раздели торт или апельсин на равные части. Дети отвечают на вопросы: «Как правильно разделить?», «Какая часть, кому достанется?». В дальнейшем путем наложения изучали четверть круга – часа, половина круга – часа. Знакомились с циферблатом.

Обобщающей для данной технологии будет являться игра  «Цветовые круги». Она развивает логическое мышление, глазомер, цветовосприятие.

Игра состоит из белых кругов, разделенных на 8 частей и разрезанных цветных частей.

Игровая ситуация, например, «помоги Карлсону испечь торт».

Воспитатель рассказывает о том, что Карлсон приготовил два торта с разной начинкой (один с клубничной и черничной; другой с клубничной, банановой и киви). Торты при выпечке перемешались. Задача ребят: догадаться, с какой начинкой получился торт (клубничная, банановая, киви и черничная). С помощью эксперимента, воспитатель показывает детям, какой торт получился. Дети проверяют свой ответ. Игру можно усложнить, например, в пироге остается та начинка, которая совпала в двух кругах (клубничная). Или начинка, которая совпала, исчезает (банановая, киви, черничная).

        Таким образом, используя технологии логико-математического развития в виде вышеперечисленных проблемно-игровых ситуаций, мы развиваем мыслительный процесс, учим самостоятельно мыслить, делать выводы, анализировать, а также применять полученные навыки в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...

Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»

В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с  современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

  В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются ...