Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
статья (подготовительная группа) на тему

Владимирова Оксана Васильевна

    Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование.

     Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовлетворенность потребителя его состоянием. В данном случае речь идет о родителях детей, именно они должны быть удовлетворены качеством оказанных ребенку образовательных услуг.

      Семья и современный детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon forma.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №78 «Колосок» города Чебоксары Чувашской Республики

Доклад

на тему:

«Современные формы  взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

Заведующий МБДОУ «Детский сад  № 78»:

Хованская Татьяна Юрьевна

Ст. воспитатель:

Владимирова Оксана Васильевна

Чебоксары, 2017


    Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование.

     Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовлетворенность потребителя его состоянием. В данном случае речь идет о родителях детей, именно они должны быть удовлетворены качеством оказанных ребенку образовательных услуг.

      Семья и современный детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  

      Результаты опроса показали, что родители предпочитают получать информацию о деятельности детского сада  по информационным  каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение периодической печати. Однако знания,  воспринимаемые из разных источников, не помогают им получить достоверной картины по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. У значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей  не позволяет им занять активную позицию в сотрудничестве  с воспитателями в образовательном процессе их ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но  порой  конфликтность и безответственность.  Столкнувшись с этой проблемой,  а так – же  с целью повышения  степени удовлетворенности родителей качеством современного дошкольного образования, стало ясно,  что необходимо   искать новые формы работы с родителями по привлечению их к жизни детей в ДОУ, по сохранению института семьи.  

В процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи  в современных условиях возникают следующие проблемы:

  • большие противоречия между материальными и духовыми запросами населения и между семейными  обязанностями.
  • статус матери снижен,  и отцовство, как важнейший элемент социализации, практически отсутствует.
  • авторитет и доверие к воспитателю находятся на недостаточном  уровне.
  • средства массовой информации порой допускают  негативную информацию о деятельности детского сада.
  • родители плохо представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду, часто занимают позицию сторонних наблюдателей.
  •  родители и педагоги не всегда чувствуют себя единомышленниками.

        Таким образом, мы поняли, что  необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи, чтобы все затраченные усилия в конечном итоге положительно отразились на воспитании детей.

      Прогрессивные педагоги, общественные деятели считают,  чтобы повысить  степень  удовлетворённости родителей  качеством оказанных ребенку образовательных услуг,  необходимо повысить  психолого-педагогическую  культуру родителей.  Важно проводить педагогическую пропаганду в каждом конкретном образовательном учреждении, для каждого конкретного родителя.  Учитывая всё это, мы решили  адаптировать  традиционные формы работы с родителями к современным условиям.  Ставя задачу  повышения  степени удовлетворенности родителей качеством дошкольного  образования, нашими педагогами были   разработаны  показатели  уровня осведомленности и удовлетворённости  родителей качеством образовательных услуг в ДОУ:

  • Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка. 
  • Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.
  • Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог - родитель;  педагог – ребенок. 
  • Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
  • Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
  • Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

    Далее  необходимо провести  мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада, при этом установить  категорию  участников процедур мониторинга, это: аведующий, старший воспитатель, педагоги-специалисты,  воспитатели, родители детей, посещающих детский сад.

Наметить  периодичность проведения мониторинга : 2 раза в  год.

Рекомендованные для использования методы: анализ, наблюдение, визуальная оценка, сбор, группировка, обработка данных.

Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

 Ожидаемые результаты : повышение степени удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ.

Мы  выбрали мониторинг по изучению  удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения по  методике  Е. Н. Степанова  представленной  в книге «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации» [Приложение №1]  Наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями опрошенные  считают :

  • совместные праздники и развлечения, и др. мероприятия  (82%).
  • специальные занятия, тренинги, семинары, клубы (72%),
  • посещение родителями занятий в детском саду (60%).
  • родительские собрания (30%),
  • беседы и консультации (48%)

     Выводы по результатам анализа анкет: Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности, запросы, интересы, и нужды  родителей. Они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.

 Однако,  родители хотели бы видеть более внимательное отношение воспитателей к некоторым аспектам развития их детей,  главными среди которых они считают:

  • развитие речи детей и обогащение словаря;
  • укрепление здоровья и развитие двигательной активности детей
  • подготовка к школе

 А в целом, мы поняли, что  для родителей  не существует второстепенных тем, поскольку им необходимы знания об особенностях развития своего  ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой, развивающей  среды. Стало ясным,  что порой  традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, беседы)  воспринимаются родителями достаточно равнодушно, и не всегда  виден весь широкий спектр ежедневной кропотливой работы, которая постоянно проводится педагогами и специалистами.  Поэтому настала  необходимость  искать современные, инновационные формы взаимодействия с родителями, прислушиваясь  к мнению родителей. Такие формы, которые бы позволили родителям максимально быть в курсе всей работы, проводимой педагогами дошкольного учреждения, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей,   а так же с целью ознакомлении их с инновационной деятельностью образовательного учреждения.  Иными словами, необходимо качественное преобразование используемых форм работы с родителями:

  • развитие диалогических отношений «педагог-семья»;
  • поиск,  и реализация интерактивных методов обучения взрослых
  •  изучение интересов, мнений и запросов родителей
  •  изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

 Был  разработан  план работы по повышению удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ,  где предусматривалось:

  • Повышение квалификационного уровня педагогов.
  • Улучшение  питания детей.
  • Повышение  уровеня  физкультурно - оздоровительной работы через организацию секций в детском саду, работу семейных клубов.
  • Повышение  уровеня материально-технического оснащения
  • Обучение родителей педагогическим знаниям, вовлечение  родителей в образовательный процесс.  
  • Повышение уровень информированности  родителей

    Для реализации данного плана, провели  акции для  создания презентативного имиджа детского сада (благотворительные акции, марафоны: «Поможем братьям  нашим меньшим», «Книгам вторую жизнь», «Дни добрых дел», «Береги природу»). Ежегодно проводим  «День  открытых дверей» с организацией экскурсии родителей  по детскому саду: группам, кабинетам, пищеблоку   - с  дегустацией блюд детской кухни.

        Организованы  постоянно действующая  «Почта доверия» и  консультативные приёмные педагогов по предварительным заявкам, так как порой родители не решаются задать педагогу волнующие их вопросы, особенно те, которые носят интимный характер и требуют доверия к собеседнику. Традиционной   стала акция «Гость группы» ( приглашенные родители рассказывают о своей профессии, проводят мастер – классы: «Красивая коса», «Волшебные нитки», «Юный поварёнок»). Проводится  конкурс «Семейной  газеты», где семья рассказывает  об интересных семейных  событихях  и традициях : «Воспоминание о лете», «Мой домашний любимец», «День рождения». Организуются творческие выставки,  совместные мероприятия, родители вовлекаются  в планирование и организацию тематических проектов.  Уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс  отслеживается через «Доски почета», рубрики «Спасибо за участие в проекте». Итоги проведенного мероприятия выкладываются  на сайт группы , детского сада.

     Сайт образовательного учреждения,  помогает повысить    степень осведомленности  родителей деятельностью детского сада.  Здесь  родители имеют возможность  получать информацию о мероприятиях детского сада, получать ответы на вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов и воспитателей. На сайте наши родители знакомятся  со сценариями мероприятий, получают рекомендации по подготовке костюмов детей к утреннику.  Благодаря  сайту,  родители,  больше знают о том, каких успехов добились их дети, и дошкольное учреждение, вцелом. Здесь же  педагоги  осуществляют  обратную связь с родителями.

        Очень удобной и эффективной формой работы  с родителями   является «Экран настроения»,  уголок   эмоционального состояния детей   «Здравствуй, я пришёл», «Экран добрых дел».  Информация   при этом  подбирается для конкретных родителей и про конкретных детей. В детском саду работает  клуб: «Клуб выходного дня» - для родителей детей подготовительных к школе групп.   « Мама может» - для родителей детей младших групп. На заседаниях клубов поднимались и обсуждались интересующие родителей проблемы.  Систематически  выпускается  буклеты «Колосок»,  в которой нашли отражение следующие рубрики: «Чем живёт детский сад», «Советы специалистов», «Чем занять ребёнка дома в выходные и праздники» и др. Мы стараемся проанализировать то или иное готовящееся мероприятие, рассказываем о проводимых конкурсах среди групп, благодарим самых активных родителей.

      Благодаря разнообразию новых форм родители увидели своих детей совсем другими глазами – оказывается, их дети умеют не только красиво петь, танцевать, участвовать в спортивных соревнованиях, но знают ответы на многие вопросы по экологии, математике, краеведению, умеют логически рассуждать. Мы почувствовали совсем другое отношение к педагогам.

     Проведя  мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада в конце года [Приложение № 2] мы отметили, что созданная система работы  дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чём свидетельствуют следующие результаты:

  • родители удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы  и считают, что: их ребенок с удовольствием посещает детский сад;
  • сотрудники детского сада внимательно относятся к их ребенку;
  • в детском саду ребенок получает больше, чем, если бы он воспитывался дома;
  • благодаря контакту с воспитателями, они стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка, понимают его потребности.
  • педагоги  активно  используют  новые технологий в работе, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей;
  • Родители  активно участвуют  в жизни детского сада

      Таким образом, чтобы повысить степень  удовлетворённости современных родителей  качеством оказанных ребенку образовательных услуг, важно  не только  качественно и интересно оказывать эти услуг, но и  обучать  воспитательному делу родителей, чтобы усилия, направленные ими на воспитание и формирование личностных качеств ребенка, не оказались бесполезными или, что еще хуже, губительными.

Мы стремимся, чтобы педагоги для родителей стали друзьями, участок – детским парком для семейных прогулок и праздников, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким, какой он есть.

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Данный материал содержит сообщение из опыта работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников...

отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников

отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников...

Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО....

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостно...

Отчёт об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для...

об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.       Сотрудничество и взаимодействие воспитателя  с родителями яв...

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Отчет музыкального руководителя об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников,...