Анализ практик методического сопровождения в процессе подготовки к профессиональным конкурсам
статья на тему

Стуглева Людмила Викторовна

Пракити методического сопровождения педагогов в процессе участия в профессиональных конкурсах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ практик методического сопровождения в процессе подготовки к профессиональным конкурсам.

Л.В. Стуглева

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевой деятельности Фрунзенского района Санкт-Петербурга

В последние годы возросла значимость вариативных форм педагогического профессионального общения (конференции, съезды, конкурсы, фестивали). При анализе статей, информационных порталов для педагогов, сайтов комитетов по образованию регионов России – выявилось, что наибольший интерес педагоги проявляют к конкурсам профессионального мастерства, потому что конкурсы – это:

  • формирование системы показательной педагогической деятельности;
  • выявление лучших педагогов
  • создание благоприятной мотивационной среды профессионального развития, которая способствует профессиональному саморазвитию;
  • один из приёмов оценки труда учителя, стимулирование личностного и профессионального роста, выражение признательности педагогу за его работу.

 В процессе подготовки к конкурсам очень важно проводить консультации, курсы для методистов и преподавателей, которые стремятся повысить свою профессиональную компетенцию с помощью участия в конкурсах. Любой профессиональный конкурс, грамотно подготовленный и проведенный может дополнить или заменить руководителям образовательного учреждения методы оценки педагогического труда и имеет преимущество как более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя.  

В связи с выше изложенным мы видим, что роль методиста очень важна для оказания помощи, поддержки и методического сопровождения педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе. Она заключается в проведении семинаров-совещаний с муниципальными методическими службами, которые не только анализируют профессиональные затруднения работников образования, но и поиску путей их устранения. В результате этой деятельности появились новые направления работы:

  • выявления интересного опыта творчества
  • изучения опыта внедрения инновационных методов в работе образовательного учреждения
  • организационно-методическая, индивидуальная работа с педагогами
  • встреча с предполагаемыми участниками
  • консультации, методические рекомендации, инструктаж.

Рассмотрим конкурсы, проводимые в разных регионах России и проанализируем методы методического сопровождения педагогов и его результат:

Кемеровская область: в 1994 году впервые был проведен всероссийский конкурс «Учитель года»; появились всероссийские конкурсы: «Детский сад года», «Детский сад года», «Педагог-внешкольник», «БиблиОбраз». На сегодняшний день в Кузбассе образовалась система конкурсного движения, в котором приняли участие 5,5 тысяч преподавателей. Очень важна, поддержка правительства Кемеровской области под руководством Губернатора А.Г. Тулеева, который уделяет большое внимание конкурсам и их организации, и проведению. Совет народных депутатов законодательно закрепил основные положения конкурсов педагогического мастерства. В закон «Об образовании Кемеровской области» (ст. 1,14,15,21) были внесены дополнения, связанные с организацией и финансированием профессиональных конкурсов педагогов.

I этап – методическое сопровождение педагогов в подготовке к профессиональному конкурсу. Каждый год профессиональная программа корректируется, учитывая профессиональные запросы и потребности методистов и педагогов. В результате курсовой подготовки по программе «Конкурсы профессионального мастерства» уменьшился процент респондентов, испытывающие затруднения практически во всех позициях: - в использовании технологии анализа преподавательской деятельности – с 74 до 42%; в оказании консультационной помощи педагогам в отборе содержания и редактирования предполагаемого конкурсантами материала – с 67% до 21%; - в написании эссе, рецензии статьи – с 54 до 2,5 %; - в создании видеовизитки конкурсанта – с 43 до 17%; в подготовке самопрезентации  - с 35 до 17,5 %. Понимая необходимость видеоснабжения конкурсов профессионального мастерства Кемеревский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования первым в системе повышения квалификации разработал программы курсов для видеооператоров и педагогов «Видеотворчество» и «Возможности применения видеотехники в воспитательном образовательном процессе» с целью формирования компонентов информационной культуры, необходимых для создания визитных карточек и видеофильмов, которые нужны для принятия в конкурсах. Также разработано научно - методическое пособие «Региональные конкурсы профессионального мастерства педагогов Кузбасса», методическое пособия «Описание и представление системы работы педагога в условиях профессионального конкурса», справочник «Нормативные и правовые основы организации и проведения профессионального конкурсов педагогического мастерства Кемеровской области». Этот справочник получил высокую оценку экспертов на Российском образовательном форуме, который проходил в Москве в 2005 году.

II этап – научно-методическое сопровождение участников конкурса (педагогов-конкурсантов). Практикуется проведение встреч-тренингов на которых подготавливаются участники для всероссийских конкурсов, и программа тренинга ежегодно изменяется с учетом запросов и выявления трудностей конкурсантов. Из Таблицы 1 можно получить представление о степени полноты знаний и умений, полученных педагогами-конкурсантами в ходе встреч тренингов.

Сравнительный анализ затруднений конкурсантов в педагогической деятельности до и после тренинга-встреч, %

п.п.

Виды деятельности

Затруднения до тренинга-встреч, %

Затруднения после тренинга-встреч, %

1

Формулировать цели и задачи учебного занятия

70,5

23,5

2

Провести самоанализ урока

61,7

16,4

3

Привести в соответствие технологию проведения учебного занятия с заявленной концепцией

61,7

17,8

4

Представлять педагогический опыт в незнакомой аудитории

58,8

47,0

5

Принимать критику по отношению к себе и своей деятельности

55,8

21,0

6

Разработать дизайн-проект экспозиции выставки

47,0

8,0

7

Выявлять противоречия собственной методической деятельности

44,1

11,0

         Полученные результаты говорят о том, что участники тренингов-встреч пересекли барьеры затруднений во всех перечисленных видах деятельности, после участия в тренингах. Для педагогов-конкурсантов очень важна психологическая поддержка и сопровождение в стрессовых ситуациях, данные тренинги проходят в группах, в которых создается атмосфера доверия и психологической безопасности. Высокий процент затруднений, говорит о том, что надо больше часов выделять на проведение данных мероприятий.

В Таблице 2 представлены показатели рассмотрены показатели профессиональной компетентности педагогов-конкурсантов до и после участия в областных конкурсах: «Учитель года», «Сердце отдаю детям», исходя из шкалы показателей профессиональной компетентности (выбор от 1 до 9), который свидетельствует об повышении уровня компетенции.  

Таблица 2

Показатели профессиональной компетентности конкурсантов до и после участия в конкурсе профессионального мастерства.

Показатели профессиональной компетентности

До конкурса

После конкурса

Умение формулировать цели и задачи собственного опыта

5,3

8,3

Умение сформулировать концепцию педагогической деятельности

4,1

7,4

Умение вычленить факторы успешности в системе работы

6,8

7,9

Умение грамотно использовать научную терминологию

5,6

8,7

Умение встроить в логической последовательности материалы об опыте работы

4,3

6,3

Умение определить основания самоанализа

5,1

5,7

Умение формулировать принципы, используемые в педагогическом опыте

4,0

5,1

При подготовке к конкурсам участники пользуются видеобанком, в котором находится около тысячи сюжетов разных конкурсов: учебные занятия, защита концепции, визитные карточки, около 100 моделей мастер-классов. Они дают теоретическое представление о конкурсантов и многообразии приёмов в работе с детьми. Открыта веб-страница «Конкурс» на сайте института.

III этап – научно-методическое сопровождение конкурсантов в постконкурсный период. 30% бывших конкурсантов проводят мастер классы и открытые уроки на «Июньских встречах» и «Августовских афишах». Опыт всех победителей и лауреатов конкурса обобщен, распространён и используется в рамках системы повышения квалификации. Издаются серии сборников включающие опыт победителей и лауреатов конкурсов: «Педагогические таланты Кузбасса», «Учитель-исследователь».

Рассмотрим методическое сопровождение педагогов в Тюменской области. По данному направлению есть «Электронный методический кабинет», в котором есть раздел «Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов как условие роста их профессионального мастерства. На данном сайте создана творческая группа, которая: сопровождает педагога-конкурсанта, специфика группы выражена в гибком реагировании на степень готовности участника к конкурсу; формирует мотив достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период. I этап –подготовка к конкурсу. В состав творческой группы входят педагоги и специалисты, которые могут меняться в зависимости от уровня участия в конкурсах. Деятельность творческой группы предполагает проведение семинаров, консультаций, мастер-классов посвященных не только анализу затруднений педагогов в участии в конкурсах, но и поиску нахождения индивидуальных путей их устранения. Внимание уделяется следующим вопросам: использования анализа педагогической деятельности; определения технологии соответствия концепции; написание ЭССе; подготовка самопрезантации; разработка дизайн-проекта конкурсных материалов; и другое..

II этап – собственно конкурсный. На этом этапе конкурсанты общаются друг с другом и наблюдают за деятельностью других участников конкурса, педагоги-конкурсанты невольно анализируют подходы к обучению и воспитанию, тем самым вглядываются в себя. Организуются индивидуальные консультации направлены на стрессоустойчивость, устранение барьеров в публичном выступлении, проведение открытых практических занятий.

 III этап – постконкурсный. Очень важный для педагогов. Спустя некоторое время к педагога-конкурсанта приходит ощущение пустоты или чувство незавершенности конкурса. Так как жюри выставило оценки и не разъяснило почему именно так были поставлены оценки (речь идет о конкурсе «Педагог года»). Бывшие конкурсанты продолжают общение с педагогами, которые участвовали в конкурсе «Педагог года», также они проводят семинары, открытые занятия, участвуют в качестве жюри в конкурсе «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют» (Финк Е.А.). Цели и задачи творческой группы на 2014-2015 гг., которое заключается в методическом сопровождении педагогов в процессе участия в профессиональных конкурсах, а также распространении положительного опыта.

В разделе «В помощь педагогу» размещены вкладки: «Дистанционный методический сервис», «Методическая поддержка образовательных учреждений», «Методическая поддержка педагогов ведущих образовательных блогов», «Центр безопасного интернета в России», «Портал системы образования г. Нижневартовск».

Вывод: рассмотрев две области РФ, мы увидели, что есть практики методического сопровождения педагогов в процессе подготовки и участия в конкурсе, формы и методы сопровождения практически не отличаются и очень важны такие аспекты как: административная поддержка с финансированием, техническое обеспечение, взаимодействие педагогов-конкурсантов с победителями и лауреатами конкурсов разного уровня. Продвигая и систематизируя методическое сопровождение педагогов-конкурсантов, мы поддерживаем инициативных педагогов, новаторов, которые определяют перспективы завтрашнего дня, стремятся к этому реальными делами и результатами.  

Список литературы:

1.​ Иванова Г.Н. Управление образовательной деятельностью на основе стандартов. //Управление качеством в образовательных учреждениях и научных организациях. Сборник статей.– СПБ.: Издательство «ЛЕГАСИ»,2012. – С. 45 -46.

2.​ Савина И.В. Качество высшего образования как экономическая категория: Монография. – М.: ГУУ, 2011. – 137 с.

3. Дубровская В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов. Статья. Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово, - С 36-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождении образовательного процесса профессиональных конкурсах

3.2.Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах,наставничество3.3.Результаты участия в профессиональных конкурсах,в том числе участников,подготовленных аттестуемым работником -на му...

Методическая разработка - Применение функциональной модели организационно-педагогических условий методического сопровождения в процессе подготовки педагогов к прохождению аттестации в соответствии с изменяющимися требованиями и необходимостью применения и

Необходимость информатизации процесса образования, затрагивает и процесс аттестации педагогов, становится необходимым составление электронного портфолио, представление результатов своей деятельности в...

Критерий 3: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

3.1. Методическая работаВыписка из протокола ПДС педагогов дошкольных групп Выписка из протокола по теме "Инновационные технологии творческого развития дошкольников с учетом ФГОС дошкольного...

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конк...

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Раздел 5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конк...