конструирование
план-конспект занятия на тему

конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ                                                                                        ПРЕДШКОЛА

                 Конструирование. Тема.   "Грузовые машины."

Цель. Уточнить представление детей о транспорте, разнообразии его видов, зависимости строения машины и ее назначения. Научить различать и называть строительные детали. Научить строению по обращу В определенной последовательности. Видоизменять и создавать различные конструкции одного и того же объекта с учетом определенных условий (грузовик и молоковоз). Развивать интерес к конструктивной деятельности.

Методические приемы. Беседа, рассматривание и анализирование образца, сравнение, художественное слово, обыгрывание постройки.

Предварительная работа. Чтение рассказа А.Д.Горохова "Грузовики". Наблюдение грузового транспорта с целью определения его практического назначения (для перевозки грузов, продуктов, мебели и т.п.) и соответствия формы и размеров основных частей машин этому назначению (грузовая машина для перевозки мебели имеет высокий крытый кузов, а для перевозки строительного материала - длинный, открытый и т.д.).

Материалы и оборудование. Наборы строительных материалов, дидактический материал - таблица "Виды транспорта", азбука-тетрадь.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

2. Беседа о транспортных средствах. 

- Отгадайте загадки и скажите о чём мы сегодня будем говорить

Мчится

Огненной стрелой.

Мчится вдаль

Машина,

И зальет.

Пожар любой

Смелая

Дружина.     (Пожарная машина)

. 

Дом по улице идет,

Нa работу всех везет.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках            (Автобус).

 

Паровоз без колёс

Вот так чудо-паровоз.

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!        (Пароход).

На реке домок.

Из трубы дымок.  (Пароход).

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собой говорит.        (Самолет).

Во время беседы воспитатель с детьми выясняют, какие бывают транспортные средства (воздушные, водные, наземные), их назначение {пассажирские, грузовые).На прогулке напоминает о необходимости наблюдения за грузовыми машинами и уточняет их назначение.

-  Назовите основные части машины.  (Дети называют основные части машины: мотор, кабина, кузов, рама, колеса.)

3. Работа  с азбукой – тетрадью. Рассматривают образец машины в азбуке-тетради, выделяют основные части и детали, из которых она построена (кирпичики, бруски, пластины).

4. Самостоятельная  работа. После анализа образца воспитатель предлагает детям построить грузовую машину для перевозки строительного материала, а затем видоизменить ее, заменив одну-две детали, в молоковоз (кирпичики заменить цилиндром).

В процессе создания построек воспитатель следит за точностью воспроизведения заданной конструкции и контролируем действия детей.

 5. Чтение  стихотворения:

Возле сада два шофера

Увлеклись серьезным спором:

Чья машина всех новее,

Чья сильнее и быстрее,

Чья, как солнышко, блестит,

И, как перышко, петит

А затеяли тот спор

Сын - шофер,

Отец- шофер.

И машина, как машина:

Есть и фары, стекла есть.

И резиновые шины.

Даже номер - вот он здесь.

Не беда, что вся машина

Ростом меньше - пол-аршина.

Ох, как видно, два шофера

Кончат спор еще не скоро.

6. Анализ детских работ.

7. Итог занятия.

- Ну, а мы не будем долго спорить и посмотрим, какие грузовые машины у вас получились, и поиграем.

Ручной труд. Тема. "Игрушки-зверюшки."

Цели. Дать сведения о видах бумаги и ее назначении. Научить сгибать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, сглаживать линии сгиба. Обучать правилам безопасности труда и личной гигиены при работе с материалами и инструментами (бумага, ножницы, клен, кисточка).

Методические приемы. Беседа, действия с разной по качеству бумагой (помять, порвать, пошуршать), показ образца, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование. Бумага разного качества (писчая, газетная, гофрированная, обои, салфетки, ватман, фольга и др.), цветная бумага прямоугольной формы, карандаши, фломастеры, клей, кисточки, салфетки, дидактический материал-таблица "Что можно сделать из бумаги" из азбуки-тетради.

Ход занятия.

  1. Орг.момент.
  2. Воспитатель предлагает детям рассмотреть приготовленный на их столах материал, т.е. бумагу (писчую, газетную, салфетки, гофрированную, обои, ватман, фольгу и др.) и знакомит с ее свойствами и назначением; объясняет, что бумага бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, гладкой, шероховатой и разной окраски. Ее можно мять, рвать, клеить, складывать и создавать из нее разные формы.

      3. Практический эксперимент с бумагой. Детям предлагается пощупать, помять, порвать, пошуршать и определить, какая бумага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и т.д.

       4. Показ поделок из бумаги, выполненные разной техникой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

       5. Работа  с  азбукой-тетрадью. Дети рассматривают последовательность изготовления игрушек-зверюшек: зайца и кошечки. Из прямоугольной формы путем складывания листа пополам, совмещения сторон и углов, сглаживания линий сгиба получается туловища зверюшек.

Из деталей надо вырезать ушки треугольной формы у кошки и овальной формы -зайца. Обратить внимание на разную величину и форму хвостиков, на мелкие детали  {усы, глаза, носик, язычок), предложить детям нарисовать их фломастерами или карандашами.

Во время самостоятельной работы воспитатель помогает детям правильно работать с клеем и ножницами.

В конце занятия воспитатель предлагает дать клички зайчикам и кошечкам и сочинить про них загадку или стишок.

Например:

Что за зверь лесной

Встает, как столбик,

Под сосной.

 И стоит среди травы

Уши больше головы?

(Заяц).

Зверь знакомый

С шерсткой гладкой

Спать на печке любит сладко,

Выгнет спинку он дугой.

Угадайте, кто такой?

(Кошка).

Конструирование. Тема. "Гаражи."

Цель. Научить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек (большие и маленькие машины). Научить детей работать совместно (парами), согласовывая план рабош. Закрепить умение различать и называть детали строительных материалов.

Методические приемы. Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций, анализ образца, сравнение, игра.

Предварительная работа. Рассматривание гаража на прогулке, наблюдение за въездом в него машины.

Материалы и оборудование. Азбука-тетрадь, набор строительных материалов, машинки разной величины, иллюстрации.

Ход занятия.

  1. Орг.момент.
  2. Воспитатель напоминает детям, какой гараж они видели на прогулке и как в пего въезжала машина.

Краткая беседа по вопросам: Для чего нужны гаражи? Какие бывают гаражи? (Большие, маленькие, высокие, металлические, кирпичные, бетонные). Какие вы знаете машины? (грузовые, легковые).

     3. Рассматривание образца - из чего он сделан, сколько нужно материала для стен, крыши, дверей. Показать, как нужно соизмерять машину с постройкой.

Рассматривание последовательности построения гаражей в азбуке-тетради. Сначала строится задняя стена (кирпичики или бруски), затем устанавливаются две боковые. Постройка и машина соизмеряются по длине, ширине и высоте. Затем строится крыша - из широкой или тонкой пластины и двери в зависимости от величины машины: одностворчатые или двухстворчатые (кирпичики, бруски).

       4. Работа в паре. Дети делятся на пары и начинают строительство гаражей для своих машин. Во время индивидуальной помощи воспитатель напоминает детям, как нужно соизмерять и располагать детали, чтобы постройка была прочной и устойчивой.

        5. Анализ работ.

        6. Итог  занятия.

      С готовыми постройками дети играют.

Занятие № 4. Ручной труд (работа с бумагой).

Тема. "Пакет для семян."

Цель. Продолжать учить детей работать с бумагой прямоугольной формы, склеивать готовые формы. Научить детей оформлять свои работы рисунками. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Методические приемы. Наблюдения во время прогулки, загадки, беседа, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа. Подготовка семян цветов, плодов.

Материалы и оборудование. Альбомный лист, ножницы, клей, салфетки, кисточки, краски, карандаши, фломастеры, азбука-тетрадь.

Ход занятия.

  1. Орг.момент.
  2. Беседа .

Воспитатель загадывает загадку:

Вот художник, так художник,

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим .

Кто художник этот?    (Осень).

- Правильно, дети - это осень.

- Расскажите мне, пожалуйста, о признаках осени (разноцветные листья, листопад, дожди, много цветов, много овощей, фруктов, уборка урожая

и т. д.).

- Чтобы на следующий год было много цветов и богатый урожай, что делают люди?

- Люди заготавливают семена для посадки.

- А еще, для чего мы можем использовать семена?

- Правильно, для красивых поделок.

 - Для того, чтобы собрать и сохранить семена, давайте сделаем пакетики для семян.

         3. Показ и рассматривание  образца.

         4. Обсуждение последовательности выполнения работы . Воспитатель показывает, как складывать края листка от себя по намеченной линии, проглаживать линию сгиба, сгибать лист пополам, совмещая углы и стороны. Готовая форма склеивается по краям. Воспитатель предлагает детям оформить пакетики для семян рисунками.

В готовые пакетики дети раскладывают семена, заранее подготовленные к занятию.

            5. Итог работы - хорошо сложенные, аккуратно склеенные и красиво оформленные пакетики.

Занятие № 5.

Конструирование. Тема. "Автостоянка."

Цель. Активизировать знания детей, учить их творчески применять ранее приобретенные конструктивные умения. Учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей. Работать коллективно.

Методические приемы. Беседа, анализ образца, игра.

Предварительная работа. Продолжить наблюдение за транспортом на прогулках.

Материалы и оборудование. Наборы строительных материалов, иллюстрации, игрушки-машинки разной величины, азбука-тетрадь.

Ход занятия.

  1. Орг.момент.
  2. Беседа .

 - Для чего дети строили гаражи на прошлом занятии.

- Сколько машин можно поставить в гараж? (Одну).

 - А если нужно поставить много машин, как нужно поступить? Ответы детей. Делается вывод: Нужно построить автостоянку.

   3.Рассматривание  иллюстрации с изображением разных автостоянок.

   4. В азбуке-тетради анализируется образец последовательности построения автостоянки:

- из длинных брусков строятся задняя и боковые стены;

- из кирпичиков строятся отсеки для машин;

- из длинных пластин строится крыша над стенами.

  5. Коллективная работа (дети делятся на подгруппы), могут придумать рекламу, дополнить постройку.

Во время выполнения построек следить за взаимоотношениями и взаимодействием детей.

  6. Анализ работ. Готовые автостоянки сравниваются, отмечается оригинальность конструкций.

  7. Игра "Водители".

Занятие № 6.

 Ручной труд. Тема : «Птицы».

Цель. Познакомить детей с природным материалом и правилами безопасного поведения на природе. Сформировать практические навыки в работе с природным материалом и интерес к данному виду труда. Научить детей делать игрушки по образцу, использовать пластилин как основу для выполнения работ из природных материалов. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к живой природе.

Методические приемы. Экскурсии в лес. парк, сквер, аллею. Игровая ситуация (Старичок-лесовичок). Рассматривание, беседа, анализ образца и показ приемов выполнения поделки, прослушивание записи пения птиц.

Предварительная работа. Экскурсия в лес или парк, аллею, сквер, сбор различных природных материалов (не нанося природе ущерб), раскладка собранного материала, наблюдение за птицами.

Материалы и оборудование. Шишки, хвоя, орехи, каштаны, желуди, кора, ветки, корпи, листья, семена, ягоды, кукурузные початки, солома, рогоз, птичьи перья, ракушки, мох. трава,. декоративные тыквы, косточки от винограда, урюка и др.; пластилин, салфетки, клеенка, образцы-поделки из природного материала, Старичок-лесови-чок (поделка), запись пения птиц. Дидактический материал , таблица "Природа и природные материалы", азбука-тетрадь.

Ход занятия.

 1.Орг.момент.

 2.Беседа .

 Уточнить  их впечатления от увиденного на экскурсии, закрепить приобретенные  знания. Вопросами побуждает детей высказаться о богатстве природы Казахстана, об ее красоте, о том, чем полезна природа и, как дети должны  беречь природу.

   3.Встреча со Старичком – лесовичком. В гости к детям   приходит Старичок  - лесовичок с полной корзиной природного материала и с поделками из природных материалов: фигурками животных, насекомых, рыб. Он здоровается с детьми и говорит, что приехал к ним в гости не один, а вместе с друзьями, но пока не назовет их, а покажет детям богатство своего леса. Он предлагает им подержать в руках, погладить, понюхать, рассмотреть и назвать их, подумать, на что или на кого они похожи, с чем их можно сравнить.

       Старичок-лесовичок приглашает своих друзей --животных, насекомых, рыб, сделанных из природного материала. Дети здороваются с ними, берут в руки, рассматривают. Старичок-лесовичок говорит, что всех друзей ему сделали дети из других групп.  

 - У  Старичка-лссовичка среди друзей нет птиц.  Давайте  сделаем  их для него из пластилина и природного материала, приготовленных на

столах.

Дети вспоминают названия птиц, описывают их внешний вид (клюв, крылья, голова,  ноги, туловище, хвост, глаза).

      4. Рассматривание образцов в азбуке-тетради и узнают, из каких материалов они сделаны:

- туловище и голова - из пластилина;

- клюв, крылья, хвост - из крылышек ясеня;

- шея и ноги - из веточек;

- глаза из косточек - винограда.

     5. Последовательность и способ выполнения работы.

Сначала от большого комка пластилина отщипнуть небольшой кусочек для головы птицы, скатать его между ладошками и отложить. Затем из большого куска скатать овал - туловище, соединить голову и туловище с помощью палочки и сделать глаза, налепив косточки винограда с обеих сторон головы. Клюв сделать из маленького кусочка семени ясеня. Взять две веточки, вставить их снизу в туловище - получатся ноги. Для того, чтобы сделать крылья, нужно воткнуть семена ясеня острым концом в то место, где у птиц расположены крылья.

После уточнения последовательности работы дети подбирают материал и приступают к работе.

6. Самостоятельная работа.

7. Анализ работ. Итог занятия.

 Дети дарят их Старичку-лесовичку. Старичок-лесовичок благодарит детей и предлагает послушать, как поют птицы в лесу, включив запись.

Занятие . Конструирование. Тема. "Лестница."

Цель. Познакомить детей с металлическими конструкторами, их крепежными деталями и видами соединения деталей - подвижными и неподвижными. Научить детей работать с металлическими конструкторами, выполнять простые конструкции. Ознакомить со способами соединения деталей: свинчиванием с помощью ключа, винта и гайки.

Методические приемы. Беседа, рассматривание, показ и обследование образца.

Материалы и оборудование. Конструкторы "Механик №1" или "Механик №2", азбука-тетрадь.

Ход занятия.

1. Орг.момент.

2. Беседа .

 -  Ребята, какое сейчас время года?

 -  Какие признаки осени вы знаете?

 Правильно. Дни становятся короче, холоднее, идут дожди, дуют холодные ветры, желтеют и опадают листья. Птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся в теплые норки и щели.

 -  Молодцы ребята. А, чем богата осень?

 - Правильно ребята, осень богата урожаем овощей и фруктов. Какие фрукты вы больше всего любите?

 -  Ребята, как вы думаете, что происходит в садах?

   3. Рассматривание  Выставляется картина "Сбор урожая в саду".

- Ребята, что вы видите на картине?

- Как вы думаете, с помощью чего можно собрать яблоки с верхушек

- Правильно. Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам построить такую лестницу из металлического конструктора. Но сначала давайте познакомимся с металлическим конструктором.

  4. Знакомство с конструктором. Читая его название, воспитатель предлагает рассмотреть коробку, в которой находится конструктор, снять крышку и положить ее под коробку, затем внимательно рассмотреть детали. Он обращает внимание детей на то, что каждая деталь имеет свое место, и только там следует ее хранить. Потеря некоторых деталей приведет к тому, что с помощью этого конструктора нельзя будет строим..

    5. Работая с азбукой-тетрадью  Рассматривание – обследование  образца лестницы. Лестница состоит из 2-х планок и перекладины. Одна длинная планка состоит из 3-х коротких планок, которые крепятся с помощью гаек и болтов.  

- Нужно взять две планки, наложить одну на другую, чтобы совместить четыре отверстия и скрепить их двумя болтами и двумя гайками.

Для того чтобы лестница получилась длинная, нам необходимо соединить две длинные планки между собой. Получается одна длинная основа лестницы. Для того чтобы сделать вторую основу для лестницы, необходимо соединить еще две длинные планки - это вторая основа лестницы. Чтобы получилась лестница необходимо 5 коротких планок прикрепить к двум основам.

  6. Самостоятельная деятельность детей. В ходе этого процесса воспитатель оказывает помощь детям, у которых возникают трудности.

  7. Анализ работы детей.

Воспитатель предлагает сделать самые прочные лестницы для работы по сбору урожая.

Ручной труд. Тема. "Животные."

Цель. Научить детей подбирать природный материал, соответствующий их замыслу. Выработать умение оформлять композицию. Закрепить навыки работы с природными м материалом. Воспитывать бережное отношение к природе. Научить детей разыгрывать сюжет произведения.

Методические приемы. Чтение сказки, беседа, рассматривание, анализ образца, обыгрывание сюжета сказки.

Предварительная работа. Чтение сказки И.Алтынсарииа "Спор животных", просмотр иллюстраций, наблюдение за животными, подготовка заостренных веточек.

Материалы и оборудование. Различный природный материал, клей, пластилин, ножницы, нитки, фольга, цветная бумага, проволока, ткань, кисти, салфетки (шило и нож для воспитателя), азбука-тетрадь.

Ход занятия.

1. Орг.момент.

  1. Беседа .

 - Ребята,  вспомните сказку  И.Алтынсарина "Спор животных" и ее героев. Затем предлагает обыграть это произведение, но сначала сделать героев сказки из различных природных материалов: земляных орехов, желудей, початков кукурузы, семян арбуза, косточек, тонких и толстых палочек, веточек, каштанов, шапочек от желудей, перьев, крылышек ясеня, лесных орехов, плодов шиповника, бересты, грецкого ореха, ракушек, шишек и др., а также дополнительных материалов.

    3. Деление детей на подгруппы по два-три человека. Одна-две подгруппы рассказывают, кого из животных и как они будут делать, используя азбуку-тетрадь.

Например: для изготовления туловища лошади берут утолщенный початок кукурузы. В нем делают шесть отверстий для ног, шеи и хвоста. Голову делают из заостренной части початка, где прокалывают отверстие для шеи. Для ног используют небольшие веточки, концы которых уже заострены. Гриву и хвост делают из кукурузного мочала. Их скрепляют тонкой проволокой или ниткой. Глаза лошади - арбузные семечки или семена подсолнуха. Уши делают из семян огурца.

   Собачку можно сделать из земляных орехов и веточек. Для туловища берут большой земляной орех. В нем делают шесть отверстии для передних и задних лап, шеи и хвоста. От второго земляного ореха отрезают заостренную часть для головы, и со стороны среза делают отверстие для соединения его с туловищем. С помощью веточки, заостренной с обеих концов, соединяют голову и туловище собачки, для чего веточку вставляют в отверстие. Затем четыре маленьких веточки вставляют -заостренными концами в туловище - это лапы. Для хвоста берут изогнутую веточку. Уши вырезают из скорлупки и приклеивают к голове клеем или пластилином. Глаза и нос можно нарисовать черным карандашом или вылепить из пластилина. Так же собачку можно сделать из желудей и чашек желудей, сучков, орехов или по выкройке - из бересты, плодов и семян шиповника.

Петуха и курицу можно сделать из каштанов, спичек, палочек, перьев, крылышек клена, шишек.

  1. Самостоятельная работа .

Во время творческой деятельности воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, а сам выполняет работу шилом и ножом.

      4. Анализ работ. Закончив, дети оценивают работы друг друга, отмечая их оригинальность и выразительность.

  Обыгрывание сказки "Спор животных" с использованием поделок детей можно провести на прогулке.

 Конструирование. Тема. "Тележка."

Цель. Научить детей конструировать двигающиеся модели из металлического конструктора. Сформировать навыки крепления и соединения деталей, познакомить с новыми деталями.

Методические приемы. Показ и обследование образца, беседа.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование. Конструкторы "Механик-1" или "Механик-2", груз для тележек (мелкие предметы), азбука-тетрадь.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительная беседа.

-На прошлом занятии дети конструировали лестницу, с помощью которой садоводы собирают яблоки с верхушек деревьев. Лестницы очень пригодились садоводам и яблоки, которые они собрали, были уложены в очень большие и тяжелые ящики. Каждый ящик весит около 30-40 кг. Чтобы эти яблоки сохранить, их нужно отвезти в хранилище, которое находится недалеко от яблоневых садов.

- Что необходимо садоводам, чтобы доставить эти яблоки в хранилище?  

-  Сегодня на занятии мы сконструируем тележки, которые облегчат перевозку яблок в хранилище. К нам поступил заказ на эти тележки.             Выставляется модель тележки.

-  Посмотрите внимательно на образец и на свои конструкторы и скажите, какие детали необходимы для построения тележки. (Дети отбирают детали и называют их).

- Тележка имеет площадку. Для чего нужна площадка?

 ( Для того, чтобы поставить на нее груз.)

- Что еще есть у тележки? -  Колеса.

-  Сколько колес у тележки?  - Четыре.

-  Ребята, как вы думаете, с помощью чего крепятся колеса к площадке? С помощью осей (показывает на рисунке). Сколько осей потребуется?-

  Две.

  1. Объяснение последовательности выполнения  тележки.

Вначале необходимо продеть оси в отверстие площадки, после чего закрепить эти оси шайбами. Затем на ось с двух сторон надеть колеса и закрепить их с помощью гаек и болтов. Тележка готова для работы.

4. Самостоятельная работа.

При самостоятельной работе дети используют азбуку-тетрадь, где изображена последовательность сбора тележки из деталей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Детям, легко справившимся с заданием, предлагается дополнить тележку спинкой и бортиком - приспособлениями для перевозки разных грузов.

  1. Анализ работы - опробовать тележки на подвижность, устойчивость креплений.
  2. Итог занятия.

Ручной труд. Тема. "Альбом."

Цель. Развивать умения и навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, Развивать глазомер, четкость движения рук, художественный вкус.

Методические приемы. Беседа, рассматривание, анализ образца, показ последовательности его изготовления.

Материал и оборудование. 2-3 альбома с красиво оформленными обложками, белые листы для альбома, цветная бумага для оформления обложки, клей, кисточки, салфетки, ножницы, азбука - тетрадь, небольшие отрезки ленты или шнура, дырокол, трафареты орнаментов.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы занятия.

     3. Воспитатель показывает детям 2-3 альбома, обращая внимание на белые листы и на красивое оформление обложек. Затем детям предлагается самостоятельно сделать альбом для рисования.

    4. Работа с азбукой- тетрадью.

Рисунок образца и последовательности его изготовления находится в азбуке-тетради. Для начала воспитатель просит одного из детей показать и рассказать, как сложить лист пополам, совмещаются углы и стороны. Уголок прикладывается к уголку; ладошкой, обращенной к себе, проглаживается сгиб. Чтобы получился четкий сгиб, можно провести по линии сгиба ручками ножниц. Воспитатель советует детям сложить несколько белых листов, а обложку сделать из цветной бумаги, чтобы получился альбом ; показывает, как вклеить белые листочки по сгибу обложки. Кистью с клеем провести полоску, на которую наложить белые листы. Их углы должны совпадать с углами обложки. И так наклеить все листочки. Детям предлагается на выбор 2-3 варианта оформления обложки (растительный узор, орнамент, геометрические формы).

    5. Самостоятельная работа.

    6. Анализ работ.

При анализе детских работ обращается внимание на аккуратно сложенные и чисто наклеенные листы, на сочетание цветов при оформлении обложки,

В свободное время в этих альбомах дети рисуют.

   7. Итог занятия.

Конструирование.

Тема. "Мосты."

Цель. Познакомить с разными видами мостов и с элементами конструкций мостов (спуски, опоры, перекрытия). Развивать умение создавать конструкции по заданным условиям.

Методические приемы. Экскурсия, рассматривание иллюстраций, анализ образца, последовательности построения, конструирование но заданным условиям.

Предварительная работа. Экскурсия к находящемуся по близости мосту, рассматривание иллюстраций с изображением мостов.

Материалы и оборудование. Наборы строительного материала, машинки, фигурки людей, таблица "Виды мостов", азбука-тетрадь.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы занятия.

     3. Беседа  о различных конструкциях мостов.

- Вспомните, какие мосты  вы  видели, что у них общего (опоры, ездовая часть, спуски, перила) и чем отличаются.

Например, у моста для транспорта - пологие спуски, а у пешеходного - имеются ступеньки.

     4. Анализ образца и показ последовательности построения моста для пешеходов и моста для транспорта, изображенных в азбуке-тетради.

Воспитатель обращает внимание детей на имеющиеся дополнительные предметы (машинки, фигурки людей) и предлагает им выбрать необходимые для работы.

Затем дети, выбравшие фигурки людей, строят мост для пешеходов, а дети, выбравшие машинки, строят мост для транспорта.

     5. Самостоятельная  работа.

Если дети быстро и хорошо справятся с заданием, можно предложить им поменяться дополнительными материалами и видоизменить свои конструкции.

    6. Анализ  работ.

При обсуждении готовых построек отмечается их соответствие заданным условиям, выделяются общие черты и различия.

      7. Итог занятия.

В конце занятия дети играют со своими постройками.

Занятие№12. Ручной труд. Тема. "Филин."

Цель. Воспитывать у детей желание трудиться, учить мыслить, развивать воображение и творчество, обучать техническим приемам, навыкам работы с искусственным материалом.

Методические приемы. Психологический тренинг, прослушивание записей пения птиц, рассматривание иллюстраций, игрушек; беседа, анализ образца, показ последовательности выполнения задания, физмииутка.

Предвари гельная работа. Подготовка маленьких и больших коконов (клей, нитки).

Материалы и оборудование. Мех, ткань желтого, зеленого, черного цветов; перья птиц, шерстяные нитки, проволока, клей ПВА, образец в азбуке-тетради.

Ход занятия. 

1. Оргмомент.

  1. Сообщение темы занятия.
  2. Беседа о птицах..

Воспитатель предлагает детям послушать запись пения птиц и назвать этих птиц (достаточно 4-5 и среди них голос филина). Если дети не узнают уханье филина, воспитатель загадывает загадку про него:

По ночам не спит - летает,

Глазами круглыми моргает.

Кто это?                 (Филин).

Рассматривая иллюстрации с изображением филина, воспитатель уточняет знания детей о нем, о его внешнем виде. Предлагает вспомнить, каким он показан в сказках, в мультфильмах (добрым, очень умным, мудрым, дающим правильные советы и т.д.).

    5.  Показ образца филина, сделанный из меха; ткани, перья и последовательность изготовления фигурки птицы в азбуке-тетради.

Сначала вырезают детали: клюв, брови, крылья, хвост, глаза, лапки.

Клюв - из коричневой плотной ткани.

Глаза - из тонких кусочков ткани (2 желтых круга, 2 зеленых круга, 2 черных зрачка).

Брови - из коричневой и оранжевой ткани (по 2 детали).

Крылья - из коричневой ткани (2 детали), из оранжевой (2 накладки на крылья). Вырезаются накладки на грудь птицы.

Хвост - четыре длинные детали из коричневой ткани, три более короткие - из оранжевой и еще три покороче - из коричневой. Между этими полосками в середину вставляют проволоку, которую можно заменить перьями.

Лапки вырезаются по образцу.

Оперение - перья (5-6- штук) вкалываются в кокон.

  6.Физминутка "Птички".

  7. Сборка филина.

1.  Приклеить верхнюю деталь клюва. Между стенками верхней детали приклеить нижнюю деталь клюва.

2. Глаза приклеить по обе стороны от верхней части клюва.

3. Брови приклеить одной каплей клея от верхней части клюва по обе стороны, края бровей не приклеивать.

4. Оперение на голове приклеивать между бровями к затылку, чередуя цвета.

5. Приклеить оперение на грудь и крылья по бокам от нагрудника.

6.  Приклеить лапки.

7.  Прикрепить хвост проволокой.

Во время работы воспитатель помогает детям и следит за соблюдением правил работы с ножницами и клеем. Напоминает детям о цветовом сочетании деталей, помогает в работе с проволокой.

   8. Итог занятия.

В конце занятия организуется выставка птиц.

Занятие №13- Конструирование. Тема. "Мосты."

Цель. Закрепить умение конструировать различные виды мостов. Научить детей создавать замысел конструкции с учетом нескольких условий, выраженных словесно и предметно. Самостоятельно подбирать строительный материал в соответствии с замыслом, ДО1 одариваться о совместной работе, планировать ее.

Методические приемы. Анализ образца, беседа, загадки, обыгрывание постройки.

Материалы и оборудование. Наборы строительных материалов, игрушечные суда (пароходик, кораблик), игрушечные поезда, вагончики, рельсы, листы голубой или серой бумаги различной ширины, машинки, фигурки людей, азбука-тетрадь, таблица "Виды мостов".

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы занятия.

3. Беседа.

Воспитатель загадывает загадку:

Я на том берегу

И на этом берегу

Через речку перебраться

Я тебе помогу.        (Мост).

В начале проводится предварительная беседа, в ходе которой выясняется, какие мосты строили на прошлом занятии (пешеходный и для транспорта), чем они отличаются друг от друга и что у них общего. Делается вывод, что мосты бывают разных конструкций в зависимости от их практического назначения.

    Затем воспитатель обращает внимание на имеющиеся материалы и предлагает построить мосты на выбор. Мост через речку определенной ширины (лист голубой бумаги) для пешеходов и транспорта так, чтобы по нему могли разъехаться две машины, а под ним могли свободно проплыть суда (кораблик, пароход).

      Мост над железной дорогой определенной ширины для пешеходов и транспорта так, чтобы по нему могли разъехаться две машины, а под ним могли свободно проехать в противоположные стороны поезда.

 Самостоятельная работа. Работа в подгруппах.

Дети, разделившиеся на подгруппы, строят мосты. В процессе выполнения задания воспитатель наблюдает, последовательно ли дети анализируют условия и как контролируют свои практические действия. (Например, соизмеряют ли длину моста с шириной реки, ставят ли опору под серединой моста и т.п.).

 Анализ готовых построек, дети обращают внимание на разнообразие конструкций и их соответствие всем условиям    

7. Итог занятия.

. Ручной труд. Тема. "Карнавальные шапочки."

Цель. Научить детей делать карнавальные шапочки, работать с силуэтами, вырезать по контуру. Развивать инициативу и творчество в работе, создавать радостное настроение.

Методические приемы. Игровая ситуация - открытие мастерской Деда Мороза, рассматривание карнавальных костюмов, беседа, анализ образца и показ последовательности изготовления масок.

Материалы и оборудование. Цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, ножницы, силуэты, азбука-тетрадь.

Ход занятия. 

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы занятия.

Воспитатель объявляет, что в группе открывается мастерская Деда Мороза, так как приближается новогодний праздник, на котором дети будут водить хороводы, петь, танцевать и конечно же получать подарки, в том числе за красивые костюмы и маски.

Рассматривание карнавальных костюмов и игра "Угадай, кто это?".

Воспитатель предлагает детям подготовить к празднику карнавальные шапочки, маски.

Образцы и последовательность изготовления в азбуке-тетради.

  Самостоятельная работа.

Сначала дети выбирают, какую шапочку будут делать, подбирают цветную бумагу, картон и силуэты.

Из картона вырезают полоски для шапочек. Одну из вырезанных полосок обворачивают вокруг головы и намечают место для склеивания. Две следующие полоски, склеенные крест-накрест, приклеивают к основной полоске, предварительно определив глубину.

Затем с помощью силуэтов дети вырезают маски и детали масок (уши зайца, клюв цыпленка), украшают маски аппликацией и приклеивают их к шапочке-основе.   

7. Итог занятия.

    В конце занятия дети примеряют карнавальные шапочки и оценивают результаты своего труда. Воспитатель предлагает детям подготовиться к празднику, изобразив героев масок движениями, рассказать про них стихотворение или спеть песенку.

Занятие №15. Конструирование. Тема. "Дом."

Цель. Сформировать обобщенное представление о домах. Научить сооружать прочную постройку, делать различные перекрытия, закрепить умение отбирать нужные для постройки детали, умение анализировать образец (фундамент, стены, крыша, окна, крыльцо).

Методические приемы. Беседа, рассматривание домов на прогулке, анализ образца, обыгрывание построек.

Предварительная работа. Рассматривание домов разной конструкции, фасадов домов, беседа о том, какие бывают дома.

Материалы и оборудование. Наборы строительных материалов, азбука-тетрадь, мелкие игрушки.

Ход занятия. 

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Беседа  о домах.

Обращаясь к детям, воспитатель сообщает, что сегодня они будут строить красивый дом, в котором много окон, прочная крыша, удобное крыльцо. А чтобы было интереснее строить, он предлагает выбрать игрушку, для шторой предназначается это жилище.

    Затем педагог напоминает детям, что на прогулке они видели одноэтажные и многоэтажные дома, подводя детей к обобщению о том, что дома бывают разные - большие и маленькие, низкие и высокие, но у всех домов есть фундамент, стены, крыша, окна, двери.

  4. Проводится анализ образца. Последовательность постройки в азбуке-тетради. Дети рассматривают образец дома и выясняют, из чего сделаны основание, фундамент, стены, как сделаны перекрытия. Обращается внимание на то, как сделаны окна: кирпичики поставлены на бруски, сверху кирпичики накрыты длинной пластиной, которая их скрепляет. Благодаря этому они стоят прочно. Крыша дома сделана из призмы. Крыльцо дома - это перила, ступеньки - призмы, бруски.

Дети строят дом для своих игрушек. Воспитатель предлагает детям украсить сделанный дом и место вокруг него, чтобы жильцам было приятно в нем жить.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Анализ детских работ от имени будущих жильцов проводят дети, рассмотрев постройки друг друга (прочный фундамент, крепкие стены, красивая крыша, удобное крыльцо, окна и двери).

   Игра "Соседи".

    7. Итог занятия.

 Ручной труд. Тема. "Елочные украшения."

Цель. Закреплять полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, продолжать развивать интерес к совместному труду, воспитывать желание доставлять радость другим детям.

Методические приемы. Беседа, рассматривание новогодних игрушек, анализ образца и показ последовательности изготовления украшений.

Материалы и оборудование. Цветная бумага разной формы и размера, клей, кисти, цветные нитки, фольга, образцы игрушек и гирлянд, салфетки, азбука-тетрадь.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы занятия.

   - Сегодня  мы продолжим работу в мастерской Деда Мороза,  рассмотрите   гирлянды, фонарики, флажки,   рассмотрите последовательность изготовления елочных украшений в азбуке-тетради и сделайте  выбор -  украшение, которое  вы будете  делать.

3. Работа над темой.

Дети  работают в  подгруппах: одна будет делать гирлянды из колец, другая - фонарики, третья - флажки.

 Дети  знакомятся с материалом, подбирают  его, еще раз внимательно рассматривают образец и последовательность изготовления поделки.  

    Воспитатель начинает делать гирлянду (соединяет вместе 5-6 полосок), а дети продолжают Каждый ребенок мастерит часть   гирлянды (режет полоски и соединяет их колечко к колечку). По окончании работы все фрагменты соединяются вместе.

   Второй подгруппе воспитатель показывает гирлянду из флажков, украшенных аппликацией и предлагает вспомнить способ складывания листа пополам с совмещением сторон и углов. Сложенные пополам цветные полоски (разных форм) воспитатель предлагает разместить на нитке на одинаковом расстоянии друг от друга, предварительно смазав клеем каждую полоску внутри, развернув и намазав клеем ее половинку до линии сгиба. Затем подложить под нитку сухой стороной так, чтобы нитка оказалась на линии сгиба, склеить, наложить сухую сторону на намазанную клеем. Сделать аккуратно, чтобы уголок наклеился на уголок, сторона на сторону, а нитка осталась внутри. Воспитатель подчеркивает, что при наклеивании других флажков надо каждый раз оставлять часть нитки, чтобы флажки находились на небольшом расстоянии друг от друга. По окончании работы гирлянды связывают между собой.

   Третьей подгруппе воспитатель показывает фонарики, украшенные аппликацией. На данном занятии детям предлагается сделать один из двух вариантой.

Вариант I.

1. Прямоугольник (4x16 см) сложить пополам.

2.  Каждую половину согнуть пополам и разогнуть.

3.  Разложить прямоугольник, наклеить узоры.

4. Склеить (крайний квадрат наклеивают на другой крайний квадрат).

5.  Приклеить нитку (15 см). Получается трехсторонний фонарик. 

Вариант I I.

1.  На прямоугольнике (4x18 см) отогнуть полоску справа (линия проведена   па расстоянии 2 см от края).

2. Прямоугольник сложить пополам.

3. Каждую половинку согнуть пополам.

4.  Разогнуть прямоугольник, разложить и наклеить узоры.

5.  Смазать боковую полоску клеем и приклеить к ней другую сторону выкройки и нитку (15 см). Получится четырехсторонний фонарик.

По окончании занятия все гирлянды и фонарики развешиваются. Рассматривая их, дети представляют, как красиво будет в группе на Новый год. Воспитатель и дети складывают все поделки, сделанные  в мастерской Дед Мороза в определенное место, чтобы на праздник украсить группу и зал.

   7. Итог занятия.

. Конструирование. Тема. "Многоэтажный дом."

Цель. Научить детей строить многоэтажный дом. Сформировать умение осуществлять пространственный анализ образца, выделять части, из которых сделан образец (стены, перекрытия, балкон, подъезд и т24.п.) и определять формы частей (призма, куб). Развивать умение делать постройку прочной, распределять ее в высоту.

Методические приемы. Беседа, анализ образца, установление общего и различного, показ последовательности построения,

Предварительная работа. Рассматривание многоэтажных домов на прогулке, оформление подъездов, балконов.

Материалы и оборудование. Наборы строительных материалов, мелкие игрушки,

азбука-тетрадь.

Ход занятия.

 1. Оргмомент.

      2.Сообщение темы занятия.

      3. Вступительная беседа.

В беседе с детьми воспитатель уточняет, какой дом они строили на прошлом занятии (одноэтажный), и из каких частей состоит дом (стены, крыша, окна, двери, фундамент, крыльцо). Затем он предлагает детям научиться строить многоэтажные дома.

 4.Самостоятельно анализируют образец трехэтажного дома с одним подъездом и двумя балконами на втором этаже (установление общего и различного). Воспитатель предлагает особенно внимательно рассмотреть, как и из каких деталей сделан балкон и рассказать об этом. (Балкон расположен на пластине и построен из кубика и двух

кирпичиков.)

5.Анализ последовательности построения образца дети рассматривают в азбуке-тетради и затем приступают к построению дома. Сначала строят фундамент из кирпичиков или брусков, затем кладут пластины для пола, возводят стены из кирпичиков и кубиков, которые чередуются между собой, делают перекрытия из пластин. Перекрытия опираются на стены и выступают за стены для построения балкона на 2-м этаже. Затем строятся стены 3-его этажа, перекрытия и на них крыша.

6.Самостоятельная работа..

Если дети испытывают трудности в постройке балкона, воспитатель может подсказать, как это сделать лучше.

В процессе выполнения задания он отмечает уровень технических навыков детей, а также их старание сделать постройку устойчивой, прочной и красивой.

   7. Итог занятия.

Занятие №18. Ручной труд.

Тема. "Плетение камши."

Цель. Развивать интерес к ручному труду. Познакомить детей с изготовлением камши для подвижных игр. Учить детей использовать предметы-заменители (вместо кости - деревянные палочки, кожи - цветные веревочки). Учить детей плести из 3-х прядей, закреплять косичку и соединять детали. Воспитывать гордость за выполненную работу, умение доводить начатое дело до конца.

Методические приемы. Рассматривание камши, рассказ, беседа, анализ образца и последовательности изготовления камши, способы плетения, подвижные игры.

Предварительная работа. Чтение и рассматривание книг "Казахские конные игры","Герои казахского эпоса" из серии "Знаешь ли ты?" на историко-этнографические темы.

Материал и оборудование. Веревки 3-х цветов, палочки, азбука-тетрадь, иллюстрации.

Ход занятия.

Оргмомент.

    Вступительная  беседа.

   Дети вспоминают героев казахского эпоса - Кобланды батыра, Алпамыс батыра, Камбар батыра, Еркосая, Ер Таргына,  узнают  об их подвигах и славе. Он говорит, что наши батыры сидели на своих верных конях, когда нападали на врагов. Чтобы кони были быстрыми, их подгоняли камшой. А еще быстрота коней ценилась во время охоты и народных игр, которые проводились на различных праздниках и торжествах. Большинство казахских народных игр проводятся именно с участием лошадей. Это такие игры, как "Кокпар", "Байга", "Кыз-куу", "Кумис алу."

   Педагог предлагает детям рассмотреть камши, отмечая, из чего и как они сделаны. Камши плетут из 6 или 8 прядей кожи, рукоятку делают из кости или рога сайгака.

Сообщение темы занятия.

  Ребята, сегодня   мы  сделаем более простые камши для своих подвижных игр. Дети рассматривают образец и последовательность изготовления камши в азбуке-тетради.   Объясняется  детям способ плетения из 3-х прядей и говорит, что плести лучше вдвоем и поэтому предлагает работать парами. Сначала камшу делает один ребенок, потом другой.

    Начальные концы прядей связывают узелком. Один ребенок держит пряди за узелок, а второй переплетает веревочки. Правую веревочку перекидывают справа налево через вторую и протягивают под третьей. Далее перекидывают вторую через третью и протягивают под первой, третью - через первую под второй. Так плетут до конца. Конец, как и начало косички, завязывают узелком. Полученную косичку присоединяют (привязывают) к палочке. Таким образом получается камша.

 Анализ  работ,   выделить  те , где получилась ровная и правильно сплетенная камша.

В конце занятия проводится казахская народная подвижная игра (на выбор детей).

 Конструирование. Тема. "Моя улица."

Цель. Закрепить навыки конструирования одноэтажных и многоэтажных домов. Научить детей творчески строить здания разных видов, закрепить умение самостоятельно отбирать строительный материал, разливать художественный вкус, продолжать создание коллективных построек. Воспитывать любовь к Родине, родному городу.  Научить видеть красоту зданий, построек.

       Методические приемы. Экскурсия, беседа, рассматривание, анализ образца, использование грамзаписи.

      Предварительная работа. Экскурсия по улице, находящейся недалеко от детского сада, рассматривание открыток с видами городов.

     Материалы и оборудование. Наборы строительных материалов, мелкие игрушки, дидактический материал, таблица "Архитектурные сооружения", азбука-тетрадь.

Ход занятия.

Оргмомент.

    Вступительная  беседа.

 Ребята, что вы  видели и слышали во время экскурсии по улице Конаева  и где она расположена.. Примерные ответы детей:

-  Широкую дорогу, машины, людей, различный транспорт,   деревья, дома и др.

- Голоса людей, шум машин.

-  В честь кого названа эта улица?

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу "Архитектурные сооружения", где изображены красивые здания (театр, музей, мечеть и др.).

- Кто же строит все эти красивые здания?

- Строители.

- Строитель - кто это? Что можно о нем сказать? (Ответы детей).

 Сообщение темы занятия.

Сегодня вы будете  строителями и построите  новую улицу в нашем городе.

- Нужно дать название улице. (Ответы детей).

Выбирают название - улица  ….

 Дети  рассматривают в азбуке-тетради дома, которые можно построить из строительного материала, показывает место, где будет проложена их улица.   Напомнить детям, что от красоты каждой постройки зависит вид улицы.

Коллективная работа. 

Дети коллективно строят улицу и дополняют ее мелкими игрушками. Проводится анализ проделанной работы (красота, творческий подход, устойчивость).

 Итог занятия. 

"Мир - это главное слово на свете!

Мир очень нужен нашей планете!"

  Ручной труд. 

Тема. "Веселая мастерская."

Цель. I вариант. Научить детей делать куклы из бросового материала. Развивать творчество, воображение, умение доводить дело до конца. Познакомить детей с играми на пальцах, развивать чувство юмора.

II вариант. Научить делать дорожные знаки, машины из бросового материала. Отрабатывать навьпш поэтапного изготовления игрушек. Закрепить правила дорожного движения.

Методические приемы. Показ образца и последовательности изготовления поделки, игрьу на пальцах, кукольное представление, подарки малышам.

Материалы и оборудование. Ножницы, скотч, нитки, кисточки, краски, фломастеры, клей, цветная бумага, шило, салфетки, носки, прищепки, различные бумажные пакеты, деревянные и пластмассовые ложки, катушки, бумажные тарелки, капсулы от Киндер-сюрпризов, палочки от Чупа-чупсов, трубочки от соков, азбука-тетрадь.

Ход занятия.

I  вариант. Тема. "Кукольный театр."

Воспитатель показывает детям игры на пальцах, вовлекая их в игры, затем предлагает из бросового материала сделать такой кукольный театр. Образцы даны в азбуке-тетради,

Кукла из пакетика.

На бумажном пакетике нарисуйте лицо. В пакетике прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец. Большой и средний пальцы станут рука ;и.

Кукла из бумажной тарелки.

На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне тарелки прикрепите липкой лентой палочку.

Кукла из носка.

Набейте носок тряпками. В носок вставьте линейку. Вес скрепите веревочкой или резинкой.

Кукла из катушки или грибка для штопки.

Сквозь дырку  в  катушке проденьте прутик или стержень. Катушку накройте платком. Определите место, где будет шея вашей куклы и перетяните это место резинкой или веревочкой.  Кукла из прищепки для белья.

Нарисуйте лицо на бельевой прищепке. Для одежды можно использовать кусок ткани.

Кукла из трубочки.

Для туловища возьмите ролик от туалетной бумаги и палочку от эскимо. Липкой лентой приклейте палочку к внутренней стороне ролика - для ручки. Нарисуйте лицо на ролике. Кукла из деревянной или пластмассовой ложки.

Нарисуйте рожицу на выпуклой стороне ложки.

Кукольные представления можно давать за занавеской.

II  вариант. Тема. "Дорожные знаки."

Воспитатель беседует с детьми о правилах дорожного движения, подводя детей к выводу о значимости дорожных знаков. Предлагает детям смастерить предупреждающие и запрещающие знаки, знаки сервиса, дорожные знаки для малышей; затем показывает и объясняет последовательность изготовления поделок по азбуке-тетради.

1. Подготовка аппликаций и рисование мелких дорожных знаков:

-  автозаправочная станция, пункт медицинской помощи, пункт питания; - предупреждающие: Дети. Опасный поворот; -  запрещающие: Въезд запрещен. Проход закрыт. Движение запрещено.

2.  Прикрепление изготовленных знаков к палочкам от Чупа-чупсов, к трубочкам от соков.

3. Прокалывание шилом половинки капсулы от Киндер-сюрприза.

4. Сборка дорожных знаков из частей.

Во время работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, особенно при работе с шилом. Готовые знаки анализируются и оцениваются детьми и воспитателем.

Дети дарят дорожные знаки малышам.

Конструирование. 

Тема. "Снежная крепость."

Цель. Научить детей сооружать снежные постройки, планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, возводить постройки коллективно и эстетически оформлять их.

Методические приемы. Практическое знакомство со свойствами снега, льда, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа. Провести наблюдения на прогулках за старшими детьми, строящими снежные постройки; залить различные формочки подкрашенной водой и выставить их на мороз.

Материалы и оборудование. Лопаты, ведерки, ящички, сапки.

Ход занятия

Оргмомент.

    Вступительная  беседа.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть снег и назвать его свойства (пушистый, искристый при сильном морозе; мягкий и липкий при небольшом морозе или теплой погоде).

Обращает внимание детей на прекрасную погоду, на обилие снега, его мягкость и податливость лепке. Затем предлагает построить из снега небольшую крепость для игры. Воспитатель и дети планируют свою работу и намечают границы постройки. Дети по желанию делятся на подгруппы. Одни собирают снег в сугробы, другие-с помощью ящичков и лопаточек формируют снег в виде кирпичиков, третьи - везут их на место постройки. Затем все вместе сооружают крепость и оформляют ее заранее приготовленными ледяными формочками.

По окончании постройки проводятся подвижные игры: "Кто быстрее добежит до крепости?", "Взятие крепости", "Снежки" и др.

  Ручной труд.

Тема. "Экскурсия в швейную мастерскую школы."

Цель. Познакомить детей со школьной швейной мастерской. Показать виды тканей, инструменты и оборудование, их назначение и устройство, дать понятие о правилах безопасности труда в мастерской.

Методические приемы. Экскурсия, беседа, рассматривание различных видов тканей, наблюдение, рассказ учителя по домоводству.

Подготовка к экскурсии. Воспитатель договаривается об экскурсии в школьную швейную мастерскую с учителем домоводства.

Подготовительная беседа. Воспитатель объясняет детям цель экскурсии, рассказывает, куда они пойдут, что увидят. Он предупреждает детей, что во время экскурсии необходимо быть внимательными, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок и по дороге на экскурсию: надо идти парами, не отставать, переходить улицу по указанию воспитателя.

Проведение экскурсии. Прибыв на место, воспитатель проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра швейной мастерской. Познакомившись с учителем домоводства, дети приступают к осмотру, Учитель обращает внимание детей на то, что в мастерской есть швейные машины, стол для раскроя ткани, манекены для примерки, линейки, угольник, сантиметровая лента, мелки, выкройки. Учитель показывает детям различные виды ножниц: портновские - кроят плотные, тяжелые ткани; закройные -кроят более легкие ткани; хозяйственные - кроят хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия. При шитье различных по толщине и плотности тканей применяют иглы различной длины и толщины.

Ножницы, иглы и булавки являются опасными режущими и колющими инструментами, поэтому при работе с ними необходимо тщательно соблюдать технику безопасности. Ножницы надо хранить в футлярах в строго определенном месте. После работы сразу убирать на место. Передавать ножницы друг другу только кольцами вперед. Для хранения иголок и булавок есть игольницы. Ни в коем случае нельзя разбрасывать иголки и булавки где попало, брать в рот, закалывать в одежду. Для предохранения пальцев от уколов ушком иглы на средний палец надевают наперсток. В мастерской много таблиц, где изображены виды швов и приемы шитья, много ниток разных цветов, пуговиц, кнопок, крючков и, конечно же, много лоскутков.

Учитель предлагает детям взять в руки лоскутки и пощупать, помять, понюхать их, попробовать на разрыв. Затем учитель рассказывает о видах тканей.

Нити для прядения хлопчатобумажных тканей вырабатываются из хлопка, льняные - из льна, шерстяные - из шерсти животных, шелковые - из коконов тутового шелкопряда. От этого зависит качество ткани: шелковые нити тоньше и ткань получается тонкая, воздушная; шерстяные нити толстые и поэтому ткань из них плотная, теплая. Ткани бывают различной расцветки. Выпускает ткани текстильная промышленность, а различные изделия из них шьют в швейных мастерских.

Воспитатель и учитель предлагают детям рассмотреть таблицу "Изделия из ткани" и одежду друг на друге.

В конце экскурсии воспитатель спрашивает, что нового узнали дети на экскурсии и говорит, что теперь и они будут учиться шить в детском саду.

Загадки об инструментах.  

 Конструирование.

 Тема. "Пароход."

Цель. Познакомить детей с различными видами судов (военные, грузовые, пассажирские). Закрепить умение анализировать схемы. Учить детей конструировать по схеме пассажирские суда. Учить находить новые конструктивные решения и воспитывать интерес к изобретательству.

Методические приемы. Беседа, анализ схемы.

Предварительная работа. Чтение рассказов о различных кораблях, рассматривание иллюстраций судов, наблюдение.

Материалы и оборудование. Наборы строительных материалов, мелкие игрушки (фигурки людей, предметы-заменители), таблица "Виды судов", азбука-тетрадь.

Ход занятия.

Оргмомент.

    Вступительная  беседа   о разнообразии водного транспорта  и  его назначении.

 Дети узнают о том, что суда бывают большие и маленькие, пассажирские, грузовые, военные.

Сравнивая суда по таблице выясняют, что основание всех кораблей имеет овальную форму. Устанавливают зависимость скорости и маневренности судна от его формы. Например, военное судно должно быстро передвигаться, разворачиваться, уклоняясь от нападения; поэтому оно продолговатой формы. В строительстве баржи главное - вместимость; поэтому она широкая, медленно ходит, с трудом разворачивается. Пассажирские суда бывают средней длины и ширины.

Загадка

Паровоз без колес.

Вот так чудо-паровоз.

Не сума ли он сошел:

Прямо по морю пошел.

(Пароход).

Затем детям предлагается сконструировать пароход по чертежу- схеме.  Называются  основные  части пассажирских судов - палуба, машинное отделение, каюты.

При  оказании индивидуальной  помощи  ребенку, воспитатель уточняет с ним особенности каждого судна, помогает завершить начатую постройку, предлагает дополнительный материал (предметы-заменители) и подсказывает, как его можно использовать.

 Анализ детских работ.

Игра "Морское путешествие".

  Ручной труд. Тема. "Знакомство со способами шитья."

Цель. Развить интерес у детей к шитью. Познакомить с приемами работы ниткой и иголкой, научить бережно  обращаться с ними, правильно хранить иголку. Научить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок, выполнять швы "вперед иголку", "через край". воспитывать усидчивость, терпеливость, аккуратность, развивать глазомер, воспитывать   трудолюбие.

Методические приемы. Рассматривание готового детского платья (обратить внимание на аккуратность всех швов). Рассматривание изделий, выполненных швом "через край". Использовать художественное слово - загадки, пословицы, стихи. Анализ образца в азбуке-тетради и по таблице.

Материалы и оборудование. Образец шва "вперед иголку", образец одного стежка, пластина с отверстиями для показа приемов выполнения шва, полоска ткани для показа приемов шитья, нитки, иголки, ткань, ножницы, дидактический материал: таблицы "Изделия из ткани" и "Виды швов",  

Ход занятия.

Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы будем выполнять шов "вперед иголку". Этот шов применяется как для соединения отдельных деталей, так и для украшения. (Рассматривание образной в азбуке-тетради и таблицах).

На полоске картона изображен шов "вперед иголку". Он состоит из отдельных стежков. Стежок - это след нити на ткани (показ отдельного стежка). Много стежков составляют шов.

 Показ  приема  шитья.

Иголку с изнаночной стороны прокалывает в первое отверстие на картоне и протягивает нить на лицевую сторону. В следующее отверстие делают прокол с лицевой стороны на изнаночную и вытягивают нить. После того, как дети выполнят шов па картоне, воспитатель предлагает сделать то же самое на ткани. Это гораздо сложнее, так как надо одновременно делать два прокола. Посмотрите, как надо шить. Прокалывает иголку с изнанки на лицевую сторону в том месте, где будет начинаться шов. Вытягивает нить на лицевую сторону. Необходимо предупредить о том, что нельзя сильно натягивать нить.

Затем воспитатель показывает следующую точку по линии шва, прокалывает ткань с лицевой стороны на изнаночную и, не вытягивая нити с изнанки, находит следующую точку. Прокалывает ткань с изнаночной стороны на лицевую. Предупреждает, что иголку надо вытягивать только на лицевую сторону.

Прежде чем вы начнете работать, я нам загадаю несколько загадок.

Весь мир одевает, Сама нагишом. (Иголка).

Одна подружка Пролезла другой в ушко. (Нитка с иголкой).

 Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Нитка с иголкой).

Конь стальной,

Хвост льняной.

                           (Иголка с ниткой).

Маленька, кругленька,

А за хвост не поднять.

                      (Клубок ниток).

-  Дети, давайте вспомним, как нужно отмерять нитку. (По длине локтя).

- Как передавать ножницы? (В положении кольцами вперед). Как пользоваться иголкой? (Держать в игольнице с ниткой, работать перед собой). Приступайте к работе. Будьте внимательны и уважительны друг к другу.

Самостоятельная работа..

Дети работают. Оказывается индивидуальная помощь. Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о труде.

 "Без труда - не вытащить и рыбку из пруда".

"Труд кормит, а лень портит".

"Хочешь, есть пироги, не лежи на печи".

 "Сделал дело - гуляй смело".

''Дело мастера боится".

"Семь раз отмерь, один - отрежь".

После того, как все закончили шитье, надо положить на место инструменты и предложить детям рассмотреть свои работы.

В процессе обучения шитью дети усваивают такие понятия, как стежок, шов, шов "вперед иголку", шов "через край".

Шов "через край" применяется как для соединения отдельных деталей изделия, так и для украшения.

Воспитатель показывает прием шитья.

Иголку с изнаночной стороны вводит в первое отверстие на картоне и протягивает нить на лицевую сторону. В следующее отверстие делает прокол с изнаночной стороны и вытягивает нить на лицевую сторону и т.д.

После того, как дети выполнят шов на картоне, воспитатель предлагает сделать то же самое на ткани. Это гораздо сложнее и требует внимания потому, что ткань мягкая. Посмотрим, как надо шить.

Воспитатель показывает способ шитья "через край", сопровождает показ объяснением. По ходу занятия следит за соблюдением техники безопасности, помогает советами, следит, чтобы дети выполняли работу аккуратно.

По окончании работы дети вспоминают пословицы и поговорки о труде.   Анализ  детских работ. 

Дети читают стихи о труде.

              Мастерица

Я не привыкла напрасно хвалиться,

Но все называют меня мастерицей!

За то, что сама я на куклу свою

Вяжу, вышиваю,  шью и крою!

             Портниха

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Даже плюшевому мишке

Сшила новые штанишки!

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок!

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток!

 Нитки есть и есть лопата.

Можно шить и можно рыть.

Уважайте труд ребята!

Приучайтесь труд любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....

Конспект комплексного НООД по конструированию и развитию речи в первой младшей группе. «Теремок». Конструирование «Домик».

Хочу поделиться своим опытом по разработке конспекта комплексного занятия по развитию речи и конструированию  в первой младшей группе детского сада. Цель моего конспекта: учить малышей слушать ск...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...