Методическая разработка: "Экологическая сказка как метод экологического воспитания дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Буракова Екатерина Александровна
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме для детей старшего дошкольного возраста объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, помогают осмыслить окружающий мир.

 Экологические сказки учат:

  • познавать окружающий мир;
  • воспитывать чувство причастности к благополучию природы;
  • думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.

 Экологическая сказка в занимательной форме помогает раскрыть сложные явление в природе, учит старших дошкольников научному видению.

 Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

 На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

по теме: Экологическая сказка

                                              Подготовил: воспитатель ГБДОУ детский сад №11

                           Приморского района Санкт-Петербурга

                    Буракова Екатерина Александровна

Приоритетная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.

Обучающие задачи:

- Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

- Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

- Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

- Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: конверт с письмом, карточки для проведения дидактических игр и составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной, плоскостное изображение берёзы; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.

                                                    Ход НОД:

Воспитатель: Встанем в круг! «Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

Ребята, мне сегодня почтальон принёс конверт с надписью: «Детям подготовительной группы».  Давайте вместе его откроем и прочтём.

(«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - зима, три месяца - Весна, три месяца -Лето и три месяца Осень. Но однажды зима решила, что она самая главная, и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежными покрывалами растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»)

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат ещё карточки, на которых нарисованы лампочка, костёр и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей - «Солнце»)

«Действительно, Солнце - самое большое и доброе. А ещё оно какое?

  • Игра» «Сравни и назови»
  • Солнце жёлтое, как…
  • Солнце круглое, как…
  • Солнце ласковое, как …
  • Солнце румяное, как…
  • Как вы думаете, солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками?

В конверте есть ещё карточки. Я думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и расскажите: как Солнце помогло Весне. (Ответы детей: солнце стало ярче и теплее, стало пригревать, начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель, на деревьях набухли почки, стали появляться листочки…)

Пальчиковая гимнастика - из пластилина лепят листочки и прикрепляют к берёзке.

Воспитатель: Но ещё раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать- и- мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. И всё это благодаря солнышку.

Физкультминутка

Солнце вышло из-за тучки (шагают)

Мы протянем к солнцу ручки (протягивание рук)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём

Мы закончили разминку

Отдохнули ножки, спинки.

Воспитатель: Что ещё происходит весной? Появились насекомые. Какие?

А как вы думаете, кто этому обрадовался? (птицы)

Звучит аудиозапись. Дети слушают с закрытыми глазами.

Игра «Хорошо-плохо»

Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (перелётные)

Почему птицы осенью улетают? (холодно, негде укрыться от ветра и снега, голодно, нечем питаться, потому что насекомые весной спят).

Посмотрите, на нашей берёзе сидят перелётные птицы. Каких перелётных птиц вы знаете?

Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны? (некоторые линяют, некоторые меняют окраску).

А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны? (зацветают).

Ну вот мы расположили карточки по порядку. И сейчас вместе продолжим сказку «Как Солнце весне помогало».

Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее).

А вы любите Весну?

Расскажите, за что вы любите весну? (дети говорят и растягивают ленту, получается солнце).

Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А вы - его добрые, умные, дружные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Песня «Светит солнышко». Каждый ребёнок получает бумажное солнышко, в благодарность за то, что они помогли Весне победить холод.

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

в старшей группе

по теме: Сказка о волшебном лесе

                                              Подготовил: воспитатель ГБДОУ детский сад №11

                           Приморского района Санкт-Петербурга

                    Буракова Екатерина Александровна

Приоритетная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.

Обучающие задачи:

- Обобщать и систематизировать знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).

- Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Развивающие задачи:

- Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

- Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения,

эпитеты.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

- Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением леса, изображение духа леса Древня, куколка феи, плакаты с изображением правил поведения в лесу, альбомы, кисти, акварельные краски.

                                                ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам в окно сегодня прилетела необычная гостья, посмотрите, кто знает, что это за гостья? Правильно – это лесная фея «Динь-динь». Она прилетела не случайно, у неё в лесу недавно случилась беда, и только волшебство помогло спасти волшебный лес, а как всё происходило, я вам расскажу, так как утром Фея всё рассказала мне. Итак, слушайте.

Рассказывание сказки. Приглушается свет, звучит таинственная музыка.

В одной замечательной стране, там, где солнце светит сильнее, и птички поют звонче, жил был волшебный лес. Много историй рассказывали жители страны об этом лесе, каких только чудес там не происходило. Например: никто и никогда не мог заблудиться в этом лесу, деревья как будто сами нашёптывали дорогу всем заблудившимся и выводили к дому, и никто не возвращался домой без гостинцев, лес щедро одаривал и орехами, и грибами,и ягодами, все птицы, все звери находили себе здесь приют и пропитание. Все жители страны очень любили и берегли свой замечательный лес. Но однажды про него услышали злые демоны, они решили погубить волшебный лес, вихрем ворвались демоны в спокойную жизнь лесных жителей, всё, что видели они на своём пути, всё уничтожали. При помощи своего колдовства демоны сжигали и вырывали с корнями деревья, убивали птиц и зверей. Повсюду стала появляться всякая нечисть: шипящие гадюки, огромные пауки, злые ненасытные гиены и кикиморы. Страшен стал волшебный лес, никто из жителей страны не хотел теперь туда ходить. Кто знает, как бы дальше происходили события, если бы не наша Динь-динь, она со своими друзьями разбудила могучего духа леса - Древня. Из века в век он охранял лес от злых людей и демонов, рассвирепел Древень, посмотрел, что стало с лесом и начал читать волшебное заклинание:

«Бирео бараде - чиличало маде - хип хап хоп.»

И поднялись деревья волшебного леса, и позвали на помощь зверей, птиц, насекомых. Услышали люди клич древнего духа и решили, что надо тоже помочь лесу. Собрались они все вместе, вооружились копьями, лопатами, мётлами и пошли сражаться со злыми демонами. Все живые существа объединились против злой силы и начался бой. Долго выметали, выскребали всякую нечисть из леса, нелегко пришлось армии добра, но всё-таки она выиграла эту битву. Вздохнул волшебный лес, тихо и светло стало в нём без всякой нечисти. С тех пор охраняется лес обитателями страны и все живут в ней долго и счастливо.

-О каком лесе говорится в сказке?

-Почему лес называли волшебным?

-Что случилось с волшебным лесом?

-Как удалось спасти лес?

-Ребята, а вы знаете как вести себя в лесу?

-Посмотрите на рисунки, где изображены правила поведения в лесу!(проговаривается и обсуждается каждый плакат)

Физкультминутка «Путешествие в лес»

Процедура проведения: Упражнение необходимо начать с дыхательной подготовки. Предложите детям занять удобное положение, выпрямиться; объясните им, что с выпрямленными спинками легкие больше вдыхают кислорода, следовательно, мозг их лучше дышит. Предложите детям сделать три медленных глубоких вдоха так тихо, чтобы никто их не слышал, и медленно выдохнуть. Начните говорить тихим голосом:

«Сегодня мы совершим маленькое путешествие. Мы будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Мы с вами отправимся в лес. Вы дышите спокойно и представляете себе, что идете по лесной тропинке. День прекрасный, и вас окружает сказочный лес. Светит солнце, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Вы идете вперед, ощущая твердую почву и то, как под ногами шелестят листья. Тропинка выводит вас к прекрасному лесному ручью. Он дышит прохладой.

Вы сидите на камушке, он очень удобный, и глядите на воду. Она сверкает в лучах солнышка, пузырится и поет, протекая мимо вас. Вы легко можете перейти через ручеек, если захотите. Но вы продолжаете сидеть на камушке, свесив ноги в прохладную воду. Вы глубоко дышите и наслаждаетесь своим дыханием. Небо синеет над вами. Все дышит миром и спокойствием. Вы видите, как листья тихо падают с деревьев в воду и плывут, переворачиваясь в потоке. Вы слышите, как поют птицы. Вам очень хорошо. Ничто вас не давит, все в жизни в порядке, и вы можете оставаться там столько, сколько захотите. (Пауза.)

Вы оборачиваетесь и видите оленя, который выходит из леса к другой стороне ручейка. Олень останавливается и оглядывается. Вы сидите тихо-тихо, наблюдая за оленем. Вам он очень нравится, и вы передаете ему свои мысли, что все в порядке и что вы его друг. Он смотрит на вас и, кажется, понимает, что может вам доверять. Он склоняет голову к ручью и пьет. Затем медленно и спокойно поворачивается и снова уходит в лес.

Вы по-прежнему сидите на камушке, наслаждаясь своим спокойным, безмятежным состоянием, лесом, ручейком, вспоминая прекрасного оленя. Вы знаете, что с вами все в порядке.

Потом вы неторопливо встаете с камушка, возвращаетесь на лесную тропинку, которая выводит вас обратно, из леса сюда, в эту комнату. Вы ощущаете ваше тело, как вы сидите на стуле и как ваши ноги дотрагиваются до пола. Вы начинаете слышать звуки в комнате. Когда вы почувствуете себя готовыми, спокойно открывайте глаза».

А сейчас давайте попробуем пофантазировать, какие картины мы бы могли нарисовать по сказке про волшебный лес. Как вы себе представляете фею Динь-динь, старого духа Древня, страшных демонов. Каждый из вас нарисует самый запомнившийся эпизод и мы устроим выставку для наших родителей. Рисуем на альбомном листе, контуры прорисовываем простым карандашом, раскрашиваем акварельными красками.

(Фоном звучит музыка «Волшебная дорога» (колыбельная природы)

-Какое путешествие мы сегодня совершили?

-Чему научила нас эта сказка? (дружбе, правильному обращению с природой и её богатством)

-Лесные жители благодарят вас за рисунки, давайте друг другу поаплодируем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...

Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...

«Игра и сказка как метод экологического воспитания дошкольников

Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я  буду содействовать  в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта обще...

Музыкально-экологическая сказка как метод нравственного воспитания дошкольников

 Современная психолого-педагогическая  наука теоретически доказала,  а практическая работа соответственно  подтвердила, что дошкольный возраст способствует успешному творчес...

Сказка как метод экологического воспитания дошкольника

Данный семинар развивает у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей и формирует профессиональные знания и уменя по методике экологического образования....

Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье говорится об экологическом воспитании младших дошкольников, формах и методах ознакомления детей с окружающим миром....