Программа театрального кружка "Путешествие в сказку"
методическая разработка по теме

Программа театрального кружка "Путешествие в сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_teatralnogo_kruzhka.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

театрального кружка «Путешествие в сказку»

(номинация: театральное творчество)

(подготовительная группа)

2016-2017 уч. г.

                                                                                

 

 

Абакан, 2016

Целевой раздел.

Пояснительная записка

Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребёнку, так как в её основе лежит игра – неиссякаемый источник творчества. Театр – искусство, которое объединяет искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.                  

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего  интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста  - подготовительная группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Программа направлена на художественно – эстетическое развитие детей средствами театрально - игровой деятельности.

  •  Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является художественно – эстетическое развитие ребёнка;
  •  Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  •  Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.  

  Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности.

Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъём духовно-нравственной культуры детей.

Отличительная особенность программы «Путешествие в сказку» в том, что учебно – воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре.  

Принципы:

- специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;

- комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами детской деятельности;

- импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;

- интегративности, в соответствии, с которым целенаправленная работа по театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.        
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.        
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.        
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).        
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.        
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.        
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).         
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.        

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6 – 7 лет.  

Срок реализации программы: 09.2016 – 05. 2017

Продолжительность занятия – 30 минут.

Периодичность – 2 занятие в неделю.

Всего в год – 68 занятий.

Ожидаемые результаты

Занимаясь в кружке дети получают следующие навыки и умения:

  •  умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
  • овладевают навыками самостоятельно найти выразительное средство для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
  •  умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
  • выступают перед зрителями и получают удовольствие от творчества;
  • умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
  •  умеют взаимодействовать с партнёром по сцене.

Способы проверки знаний и умений детей

Ф. И. ребёнка

Теоретические знания

Практические умения

- Знание театральных жанров

- Знание содержания сказок

- Умение узнавать героев театрализованных действий

- Знание видов кукольного театра

- Устройство театра  

- Умение свободно и раскрепощено держаться при выступлении

- Согласование своих действий с действиями актёра

- Импровизация с помощью средств выразительности (мимика, жесты, движения)

- Желание произносить диалог и монолог в соответствии со сценарием

- Уметь обращаться с куклами

Содержательный раздел.

 Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Основные направления работы

Театральная игра

Учит детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Учит строить диалог с партнером на заданную тему. Развивает способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Развивает зрительное, слуховое внимание, память, образное мышление, фантазию, интерес к сценическому искусству. Упражняет в четком произношении слов, работать над дикцией. Воспитывает нравственно-этические качества.

Ритмопластика

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретения ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Этот раздел программы призван познакомить детей с элементарными понятиями и различными видами театрального искусства.

Работа над спектаклем

Включает в себя знакомство с пьесой, работу над спектаклем от этюдов и отдельных сцен до показа зрителем.

Примерная структура образовательной деятельности:

- ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;

- речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию;

- упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному, диалоги, с использованием кукол, шапочек-масок и др.);

- упражнения на мимику и жесты;

- этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;

- поэтапное разучивание спектакля (отдельные сценки, диалоги и т.д.);

- по ходу непосредственно образовательная деятельность уточняется знание детей о театре как виде искусства. Все части непосредственно образовательной деятельности могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от возрастной группы детей, времени года (начало, середина, конец учебного года) и, главное, от задач, которые ставит педагог.

Тематический план.

Месяц

Тема

Цель

Материал

1.

Сентябрь

1.Что такое театр?  (экскурсия на выставку: «Волшебный мир театра»

Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал.

Фотографии с различными видами зданий театра

2.Главные волшебники театра: актеры и режиссер (театральная игра «Актер и режиссер»

Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.

Театральные костюмы для актеров.

3.Волшебники театра: гример, портной (игры

«В мастерской гримера», «В мастерской актера»)

Продолжить знакомство с миром театральных профессий, познакомить с профессиями гримера и портного, показать мастер-класс, организовать мини-мастерские по созданию театрального грима и театрального костюма.

Заготовки с изображением лица (для гримировки), цветная бумага, карандаши, клей.

 

4.Волшебники театра: художник, музыканты (оркестр), игры» В мастерской художника», «Оркестр».

Продолжить знакомство с миром театральных профессий, познакомить с профессиями художника и музыкантов, принимающих участие в создании спектакля, организовать мини-мастерские по созданию декораций.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.

5.Сюжетно ролевая игра «Театр»

Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира» «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материалы для игр

6. Культура и техника речи. Ритмопластика

«Забавные стихи» Практическая часть. Учить произносить фразы разными интонациями( грустно , радостно, сердито, удивленно). «Осенние листья». Игра импровизация. Развивать двигательные способности детей, учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

Материалы для игр.

7. основы театральной деятельности . Театральная игра.

«Разрешите представиться» Теоретическая часть. Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. «Угадай, кто я»  практическая часть. Создать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать память, внимание и воображение.

8. Посещение кукольного театра «Сказка» (вместе с родителями)

2.

Октябрь

1.Вокальная мимика: игра «В доме моем тишина», упражнение «Незнайка-поэт», «Переклички».

 

Развивать эмоциональный мир ребенка, активизировать умения чувствовать настроение, сопереживать персонажам, показать необходимость выразительности речи для создания образа персонажа и выражения его характера на сцене.

Материалы для игр.

2.Мимика. Игра» Подбери маску»

 

 

Продолжить развитие эмоционального мира ребенка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния, определять их по пиктограммам- «маскам».

Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний сказочных животных, набор пиктограмм-«масок» с идентичными эмоциями.

3. Пантомимика. Игры «Походка», «Кто я?», «Сказка».

Учить детей, не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений показывать свое настроение, эмоции, характер, занятия.

 

 

Материалы для игр.

4.Чтение сказки «Гуси-лебеди» (Экологическая сказка на новый лад).

Продолжать учить слушать сказки, развивать внимание, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

5. Распределение ролей по сказке «Гуси-лебеди» работа над речью.

Учить детей дружно и согласованно договариваться. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Развивать мелкую моторику рук (разучивание текста сказки по ролям)

Игра с конструктором : избушка Бабы-яги

6. 7. Репетиция сказки «Гуси –лебеди»

Определить готовность детей к показу сказки. Развитие умение пользоваться жестами, развивать двигательные способности детей.

8. Показ зрителям сказки «Гуси-лебеди»

Научить инсценировать сказку «Гуси-лебеди», используя все средства выразительности: интонацию, мимику, совершенствовать исполнительские умения детей.

3.

Ноябрь

1.Знакомства с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый театры)

Познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас

 

 

 

 

 

Материалы для игр.

2. Ритмопластика.

Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

3.Воспроизведение отдельных черт характера. Этюды: «Лисичка-сестричка».

Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера

4.Доброта и жалость. Игра «Спи, Танюшка», этюд «Добрый мальчик», «Посещение больного».

Развивать социально-нравственные качества, учить быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.

5.Сопоставление различных эмоций. Этюды: «На улице две курицы» ( стр.51), «Скачет галка»  (стр.51).

Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения.

6.Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд.пер. Н. Ходзы)

Учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

7. Основы театральной культуры

«Мы режиссеры». Теоретическая часть. Практическая часть. Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои взможности. Оценка и анализ выбранных ролей.

8. Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд.пер. Н. Ходзы)

Учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты) воспитывать чувство уверенности в себе.

4.

Декабрь

1.Знакомство с игровым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с игровым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности  в сочетании с речью.

     Изготовление атрибутов.

2. Психогимнастика.

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

3.Чтение русской народной сказки «12 месяцев».

Познакомить с персонажами сказки.

.Изготовление костюмов и атрибутов к сказке.

4. Знакомство со сказкой  «12 месяцев на новый лад» (Новогоднее приключение)  Работа над речью (интонация, выразительность)

Продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, воспитывать любовь к искусству.

5.  Распределение сказки «12 месяцев на новый лад» по ролям.

Учить детей дружно и согласованно договариваться. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Развивать мелкую моторику рук (разучивание текста сказки по ролям

6. Разучивание сказки «12 месяцев на новый лад» по ролям. Ритмопластика.

Учить детей дружно и согласованно договариваться между собой, развивать двигательные способности, ловкость, гибкость, подвижность.

Коробка, цветной картон, краски, кисти, клей, цветная бумага.

7. Культура и техника речи. Театральная игра. Репетиция сказки. Определить готовность детей к показу сказки.

«Игра со свечей» Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать три вида дыхания.

«Летает не летает». Практическая часть. Воспитывать доброту и коммуникативность в отношениях со сверстниками.

8. Показ сказки «12 месяцев на новый лад» (Новогоднее приключение)

Показ сказки родителям, используя все средства выразительности в сочетании с речью, интонацией, мимикой; воспитывать артистические качества.

5.

Январь

1 Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

.

2.Зверюшки на дорожках», игры: «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «на что это похоже».

Учить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определенными значками.

 Материалы для игр

3.Техника речи.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

4. У страха глаза велики», составление наглядной пространственной модели.

Развивать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки; развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Карточки с изображениями персонажей сказки, заместители( полоски разной длины)

5.Заюшкина избушка». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Карточки с изображением персонажей сказки, заместители( кружочки разной величины).

6.Рукавичка». Моделирование сказки.

Закрепить умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Карточки с изображением персонажей сказки, заместители( кружочки разной величины).

7. Чтение р.н.с. «Лиса и журавль»

Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

8. Драматизация р.н.с. «Лиса и журавль»

Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, использовать мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

6.

Февраль

1. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

Продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

Изображение героев сказок «Колобок», «Заюшкина избушка»; панно с изображением лестницы ( демонстрационное и на каждого ребенка); кружки-заместители( на каждого ребенка).

2. Основы театральной культуры. Театральная игра.

«Как вести себя в театре?» Теоретическая часть. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет» .Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.

 «Что можно взять с собой в театр»? Практическая часть. Учить детей самостоятельно сочинять с заданными обстоятельствами.

3. Культура и техника речи. Ритмопластика.

«Самолет» Практическая часть. Тренировать четкое и точное произношение гласных звуков.

Заколдованный лес. Практическая часть. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

4.

5. Тема. Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят».  Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

6.Тема. Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят».

Развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

7.Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» (для детей младшей группы).

Создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

8.«Ступеньки доброты», игра «Ступеньки доброты».

Учить детей передавать свое отношение к поступкам героев, формировать свое представление о справедливости, скромности.

7.

Март

1.Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

2. Культура и техника речи. Ринопластика.

Скороговорки. Практическая часть. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

«Кто при ехал в зоопарк». Практическая часть. Совершенствовать умение создавать образцы с помощью мимики и жеста.

3. Основы театральной культуры.

«Путешествие с театральным билетом».  Теоретическая часть. Выявить уровень знания театральных атрибутов. КВН «Правило поведения в театре». Воспитывать культуру поведения.

4. Основы театральной культуры. Культура и техника речи.

«Вежливые слова». Теоретическая часть. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Запрещенные слова Практическая часть. Пополнять словарный запас. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

5. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Игровые упражнения.

6. Распределение ролей.(сказка Ш. Перро «Красная шапочка» Работа над речью.

Учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

7. . Репетиция сказки «Красная  шапочка»

Определить готовность детей к показу сказки. Развитие умение пользоваться жестами, развивать двигательные способности детей.

8. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр-для детей своей группы)

Учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

8.

апрель

1.Основы театральной культуры

«В Мире музыки». Теоретическая часть Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.

Материалы для игр.

2.Культура и техника речи. Театральная игра

«Чудеса в авоське» Стихотворение. Практическая часть. Пополнять словарный запас. Подбирать к словам слова-действия и слова противоположные по значению. «Пойми меня» Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства.

3.Шкатулка со сказками, игра «Шкатулка со сказками».

Развивать умение подбирать к заместителям соответствующие им персонажи.

Кружки разного цвета и разной величины, полоски одного цвета но разной величины.

4.Основы театральной культуры

«Муха-Цокотуха». Знакомство с музыкальной сказкой в ауди-записи. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки. Формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей.

5. Подготовка к инсценировке по сказке «Яблонька».

Познакомить детей со сказкой «Яблонька», распределить роли; развивать творческий интерес.

6. Подготовка костюмов по сказке «Яблонька».

Учить детей самостоятельно подбирать костюмы и атрибуты к сказке.

7. Лепка. Любимые персонажи по сказке «Яблонька»

Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук.

8.Инсценировка сказки «Яблонька» для детей средних и старших групп.

Создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.

9.

Май

1-4 занятие-диагностика детей.

Диагностика детей с целью выявления достигнутых результатов, их анализ.

 

Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы проведения

Приёмы и методы

История театра

Групповые занятия по усвоению новых знаний, практические занятия, заочная экскурсия

Метод игрового содержания, наглядный, объяснительно – иллюстративный, метод импровизации, репродуктивный

Актёрская грамота

Беседы, игровые формы

Метод игрового содержания, метод импровизации

Художественное чтение

Групповые, игровые формы

Метод импровизации, метод игрового содержания

Работа над сказкой

Репетиции

Метод импровизации, объяснительно-иллюстративный метод

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

- метод театрализации;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод работы «от простого к сложному»;

- игру.

Формы подведения итогов и контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  •  текущий – осуществляется посредствам наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий;
  •  промежуточный – праздники, конкурсы;
  •  итоговый – открытые мероприятия, спектакли.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

  1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети

узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

  1. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты- куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

  1. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  2. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
  3. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
  4. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

  1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

 • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация,

развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

  1. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  2. Показ спектакля гостям

Организационный раздел

Программа предполагает использование иллюстрированного, демонстрационного материала. Использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, поделок детей, театральных представлений.

Дидактический материал и техническое оснащение

1. Пальчиковый театр

2. Настольный театр игрушек

3. Настольный театр картинок

4. Детские костюмы для спектакля

5. Элементы костюмов для спектакля

6. Атрибуты для занятий и спектаклей

7. Ширма для кукольного театра

8. Музыкальный центр, видеоаппаратура, диски

9. Декорации к спектаклям

10. Методическая литература

Работа с родителями

Месяц

Вид деятельности

Сентябрь- октябрь

Консультация для родителей «Театр-наш друг и помощник». Анкетирование, памятки, папка-передвижка

Ноябрь-декабрь

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Январь-февраль

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

Март-апрель

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Май

Помощь в организации похода в кукольный театр.

Анкета для родителей

  1. Сколько лет вашему ребенку?
  2. В течение какого периода, он посещает дошкольное учреждение?
  3. В каких формах у ребенка проявляется творчество?
  4. Делится ли он своими впечатлениями о театральных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?
  5. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
  6. Если в доме детские кассеты, диски с записями сказок?
  7. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
  8. Были ли вы со своим ребенком в театре?
  9. Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.

Большое спасибо.

Анкета для родителей

  1. Какие способности на ваш взгляд можно развить у детей занимаясь в театральном кружке?
  2. Считаете ли вы необходимой работу по театральной деятельности в дошкольном возрасте?
  3. Какие сказки можно использовать в работе с детьми для воспитания нравственных качеств?
  4. Считаете ли вы, что занятия в театральном кружке поможет вашему ребенку в речевом развитии?
  5. На ваш взгляд, как должна идти подготовка к театральной постановке?
  6. Имеете ли вы возможность оказать помощь в подготовке атрибутов к театральной постановке?
  7. Имеете ли вы возможность и желание участвовать совместно с детьми в театральной постановке?
  8. Как вы считаете, помогают ли занятия в театральном кружке в воспитании положи тельных качеств у ребенка?

Литература

1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.        
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

6. Щеткина А. В. Театральная деятельность в детском саду. 2007.

7. М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей».

8. Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких».

9. М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"...

Программа театрального кружка «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...

Рабочая программа театрального кружка "Сказка"

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой инфор...

Программа театрального кружка «В гостях у сказки» первого года обучения

Учебно–тематический план театрального кружка «В гостя у сказка» №п/пРаздел ТемаДата Практика/Теория1Театраль-ная азбукаВводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интер...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»

Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...