Развитие эмоциональной отзывчивости детей, через театрально-игровую деятельность.
статья (старшая группа) на тему

Багринцева Татьяна Николаевна

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,

нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости детей, через театрально-игровую деятельность.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,

нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Ребенок, обладая эмоциональной отзывчивостью, которая является механизмом, открывает новые возможности творчества и деятельности, обнаруживает ранее не испытанные переживания, новые личностные смыслы. Значимость эмоциональной отзывчивости для полноценного социального взаимодействия, понимания и общения, развития витального и творческого ресурса личности требует развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Среди различных средств эмоционального развития дошкольников первое место отводится игровой деятельности (А.А. Анциферова, Л.В. Артемова,  О.М. Гостюхина, С. Н. Карпова, Т.А. Маркова, Л.П. Стрелкова). В игровой деятельности формируются различные стороны личности ребенка. Воссоздание поступков людей, принятие на себя различных ролей способствуют проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге оказывает влияние на развитие «социальных» эмоций.

Из всех видов игровой деятельности театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по интонации, жестам, мимике, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и применять адекватные способы содействия.

Под театрально-игровой деятельностью понимаются деятельность, которая моделирует социальные отношения и подчинена содержанию текста или проблемной ситуации, которые в свою очередь определяют основные черты образов персонажей, их переживания и действия. Для передачи образа, складывающегося на основе имеющихся представлений и развивающегося воображения, дошкольнику необходимо представить состояние, чувства персонажа и понять причины его поступков в процессе восприятия текста. Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения. Формирование человека происходит через  различную деятельность ,и разнообразие деятельности спосоствует разностороне развитой  личности. Основные ступени развития ребенка - это общение, учение и труд, И конечно же -игра . Игра -это добрая и умная наставница. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру.

Через игру ребенок проходит путь к познанию мира и  самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.  Поэтому игры – важное средство самовоспитания. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре ребенок  отдается всецело, без остатка.  Процесс игры закладывает большие воспитательные перспективы. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. И поэтому он  к себе относится более требовательно, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.

Существуют различные игры. Такие, как на развивитие мышления и кругозора детей, ловкости и силы, а так же конструкторские  навыки. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

Театрализованные игры - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой,ребенку надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

   Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Про театрализованную  деятельность можно сказать, что она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

•        Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

•        Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

•        Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

•        Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

В содержании таких занятий включается не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Не маловажно и построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

•        Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

•        Особенности его эмоционально-личностного развития;

•        Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

•        Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

•        Возрастные и полоролевые особенности;

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Список использованной литературы:

1. «От игры к самовоспитанию",-С.Шмаков, Н.Безбородова.

2. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» под редкцией: А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожеца.

3. Дошкольная педагогика, - С.А. Козлова, Т.А. Куликова.

4. «Путь к волшебству», - Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.

5. Психология, - Р.С.Немов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность.

Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность.           Мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окр...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в соврем...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замеча...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей через театральную деятельность»

laquo;Развитие эмоциональной отзывчивости детей через театральную деятельность»...