Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность.
статья по теме

Склярова Наталия Вадимовна

Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность.

           Мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, добрыми и чуткими к другим людям, радующимися своим, даже самым маленьким достижениям, проявляющими творчество и инициативу. Я уверена, что для развития творческих способностей ребёнка и гармоничной личности в целом огромные возможности даёт театрализованная деятельность. По утверждению многих педагогов психологов (А.Н. Леонтьев, Л.П. Стрелкова, М.Я. Якобсон, Б.М. Теплов) на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения.

        Театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познать себя, окружающий мир, коррекции негативных состояний и проявлений, а так же развитию навыков общения с другими людьми. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Главной формой общения считаю игру, которая является ведущей деятельностью ребёнка. В игре дети учатся достойно проигрывать, в игре, формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера, привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя своё место в нём. В театральной игре все участники равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определёнными правилами.

        Можно смело утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет  его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Педагог и психолог Б.М. Теплов отмечал: « В процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».  Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии – способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. А В.А. Сухомлинский писал: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

       Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность – учат дружбе, добру, честности, смелости и т.д. Благодаря  сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрально- игровая деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

      И самое главное, что хотелось бы отметить, театрализованные игры всегда радуют ребятишек и пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Ребята смеются, когда весело персонажам, грустят вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя и готовы прийти к нему на помощь. Театрализованные игры – это зрелищность, радость, праздник, где должно быть много музыки, которая подчёркивает характер героев и основную мысль театрализованной игры. Под музыку маленьким артистам легче имитировать движения персонажей, совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. Движения сопровождаются репликами, пением, что в свою очередь повышает активность рече - двигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре дети лучше запоминают тексты, овладевают средствами выразительности, постепенно активизируют свой словарь, совершенствуют звуковую культуру речи, интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики, ставят ребёнка перед необходимостью, изъяснятся ясно, чётко, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, вырабатывается выразительная публичная речь. У ребят появляется чувство ответственности за успех. Таким образом, театральные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

        В своей работе по развитию творческих способностей через театрально- игровую деятельность я поставила основную цель: создать условия развития особо неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру, эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления. И следующие задачи:

·        развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;

·        совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественных образов, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации;

·        побуждать к импровизации на тему знакомых сказок средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;

·        развивать память, мышление, воображение, внимание;

·        воспитывать гуманные чувства и стремление быть отзывчивым к взрослым и сверстникам;

·        развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении перед публикой;

·        знакомить с разными видами театров – би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым, театром марионеток;

·        активизировать и расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй, связную речь, ее темп и выразительность;

·        поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.

Реализовать эти задачи можно лишь с учётом специфичности, импровизационности при условии организации театрально-игровой среды, как самоценной и свободной творческой деятельность дошкольников. Стараюсь привлекать родителей к изготовлению костюмов, поделок,  декораций, масок и других реквизитов, а так же участию в спектаклях со своими детьми и организации праздников и развлечений.

            Мои дети – думающие, сообразительные, обладающие воображением, что не менее важно, чем умение писать и читать для будущих школьников. Мне нравится, когда у ребятишек «горят глаза», когда они «впитывают» всю предоставленную информацию. И я чувствую огромную отдачу, когда мои воспитанники отвечают своими неповторимыми улыбками на мою,  и делятся теплом и искренностью своих таких маленьких, но уже таких прекрасных душ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей, через театрально-игровую деятельность.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»....

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....

Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.

quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........