Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи
методическая разработка (старшая группа) на тему

Малютина Лариса Владимировна

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuchina_alsu_rastamovna_madou_detskiy_sad_no_72.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В своей семье дошкольник должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится понимать и принимать окружающих. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для духовно-нравственного становления личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, осознает мотивы поведения, расставляет собственные нравственные оценки. Работа по духовно-нравственному развитию дошкольников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели, создав единую систему, помогут своим воспитанникам и их родителям не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нём жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Целью нашей работы является: формирование педагогической культуры родителей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  • создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно – воспитательного процесса: педагогов, родителей, детей;
  • установить доверительные и партнёрские отношения с родителями;
  • организовать психолого – педагогическое просвещение родителей;
  • реализовать в педагогической практике инновационные формы работы с родителями; 
  • формировать способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; развивать умение видеть перспективы развития ребенка;
  • вовлекать семьи в единое образовательное пространство и установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

Для реализации цели и задач мы выбрали направления работы педагогов с родителями:

Информационно – аналитическое: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Познавательное: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Наглядно – информационное: знакомство родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Досуговое: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Содержание педагогической культуры родителей, педагогов и детей складывается из следующих аспектов:

  1. Культура эмоций и чувств. Для развития эмоциональных чувств в работе с родителями используем:
  • консультации «Культура эмоций и чувств», «Растим будущих патриотов страны»;
  • совместные праздники и развлечения в ДОУ с привлечением родителей «Березники Юбилейные», «Первомайская демонстрация», «Пришла коляда, отворяй ворота»,
  • конкурс  чтецов «Никто не забыт и ничто не забыто!»,
  • песенный конкурс «Душа моя»;
  •  флешмобы «Гражданская позиция ребенка в ДОУ», «Живи зеленая планета!»,
  • создание родителями мини - музеев «Из бабушкиного сундука»,
  •  выставок «Книжки нашего детства»,
  • участие в акциях «Подари жизнь дереву!», «Помоги Другу!»

  1. Культура общения и межличностных отношений: родителей и детей, детей и детей, детей и других взрослых.

Данные задачи реализуем через:

  • «Круглые столы»,
  • выставки педагогической литературы «Библиотека для родителей»,
  •  проведение индивидуальных и групповых консультаций «Прививайте духовно-нравственные качества личности у ребенка дошкольника»,
  • посещения семьи на дому «Создание предметно-пространственной развивающей среды дома»,
  • развлечение «Мисс Ноябрина», «День доброты, тепла и света», чаепитие «Эх блины, блины, блины…», праздник «День пахнущий мимозой».

Культура речи родителей. Дети, общаясь с взрослыми в различных видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи. Следовательно, от культуры речи взрослого зависит и культура речи детей.

Для успешной реализации этих задач проводим:

  • педагогические гостиные «О слове, о речи, о культуре общения»,
  •  консультации для родителей «Развивайте культуру общения у маленьких дошколят»,
  • КВНы «Я и моя семья»,
  •  презентации «Значения слов в нашей жизни!».

Культура нравственного сознания и поведения.  Нравственная культура общества - это определенный уровень освоения людьми принципов морали, основных норм нравственного поведения и правил этикета и их практическое воплощение.

Для этого мы организуем:

  • встречи  «Русская картошка»;
  • всеобуч «Отношение к себе и своему ребенку»,
  • посещение общественных мест «Мемориал Победы», «ДДЮТ – выставка специальной техники», «Экскурсия по городу Березники», экологической библиотеки № 9, памятника  А.Решетова
  • оформляем информационные стенды «Берегите природу!»,
  • проводим акции «Всемирный день сердца!», «Чистый город»,
  • рисуем плакаты «Берегите первоцветы!», «Берегите птиц зимой!».

Культура детской игры. Игра – ведущая деятельность детей-дошкольников, в которой происходит познавательное их развитие. К тому же игра – это важнейшее средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения.

Для ознакомления родителей с культурой детской игры проводим:

  • устные журналы «Игры на кухне», «Как занять ребенка дома в дождливую погоду?»,
  • консультации «Создание дидактических игр в домашних условиях»,
  •  предлагаем памятки для родителей «Хочу быть как мама, папа!»,
  • организуем оформление альбомов родителями «Играю дома»,
  • выставки семейных газет «Наши семейные традиции»,
  • представляем презентации «Один день из жизни группы»,
  • оформляем  картотеку подвижных, словесных, пальчиковых игр для родителей.

Культура детского труда. Детский труд - это привлечение детей  к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации  и признан незаконным. Исходя из этого федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в работе с родителями предусмотрено: поощрение навыков самообслуживания, регулярное применение их в совместной деятельности с ребенком; выполнение трудовых действий и порученной работы совместно с ребенком; понимание значимости труда по самообслуживанию и общественно-полезного труда. Для привлечения родителей к организации детского труда дома организуем:

  • совместное изготовление альбомов родителями группы «Умелые руки не знают скуки», «Огород на окне»,  
  • трудовая деятельность «Огородная грядка» (на территории детского сада),
  •  развлечение «Праздник птиц» (изготовление кормушек),
  • выставки «Новогодние чудеса», «Поделки из природного материала»,
  •  поздравления для родителей «Снежинка пожеланий».

Культура здоровья детей. Каждый родитель желает, чтобы ребенок развивался гармонично, но не каждый готов изменить себя. Поскольку ребенок развивается путем подражания, самовоспитание взрослых становится важнейшим фактором успешного развития ребенка дошкольного возраста. Деятельность и поведение взрослого как личного примера для ребенка может служить критерием эффективности процесса сотрудничества. С целью пропаганды здорового образа жизни для родителей:

  • создана библиотечка здоровья, где собрана информация медицинского работника по укреплению здоровья и профилактике заболеваний «Мы за здоровый образ жизни»;
  • работает кружок «Здоровячок»;
  • родители участвуют в оформлении газеты «Со спортом дружить – здоровым быть!»,
  • развлечении «Мама, папа, я - спортивная семья!», семейные досуги «Печеная картошка», посещение соляной пещеры «Кристалл», плавательного бассейна «Кристалл».

Культура личной безопасности детей — это степень готовности человека совершенствовать и применять арсенал своих знаний и опыт, выражающаяся в поведении и действиях, адекватных или неадекватных ситуациям, связанным с опасностью для жизни.

. Поэтому:

  • активно включаем родителей в проектную деятельность «Не попадайте в сложные ситуации»; «Зимняя и летняя оздоровительная кампания в ДОУ»,
  •  предлагаем папки-передвижки с информацией о безопасном поведении дома и на улице «Ребенок, родитель и дорога!», «Если ребенок остался дома», буклеты с советами родителям «Веселый Светофорик!», «Ребенок и электроприборы!»,  
  • проводим акции «Лайк водителю!», «Пристегнись сам, пристегни ребенка!»,
  • беседы о проведении совместного отдыха родителей с детьми «Природа и дети», «Для одних огонь игрушка, для других огонь беда!»

В дальнейшем планируем не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей, направленные на организацию индивидуальной работы с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа, наметить план работы по педагогическому сопровождению родительской общественности в целях повышения педагогической грамотности родителей.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких людей, бережно относиться к природе, ответственно относится к своему городу, краю, стране, овладеют качествами личности человека милосердного, способного  к состраданию, готового прийти на помощь.

Библиографический список:

1. Агавелян М.Г. Взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.

2. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.

3. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. -1988. - 4

4. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1976.

5. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. .

6. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение, 1987.

7. Счастная A. M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник). -Минск, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

14.12.2014 «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....

Совместный проект с семьями воспитанников по формированию нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Мой любимый Челябинск»

Любовь к родному городу начинается с отношений к самым близким людям, к дому в котором живет ребенок, к его улице, к детскому саду. У дошкольников знаний о родном городе недостаточно. Родители мало ра...

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"

В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...