14.12.2014 «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»
статья

Гиззатуллина Лариса Петровна

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                             С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_detey_starshego_d.v.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

через взаимодействие ДОУ и семьи»

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.

Работа по этому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения,  в основе которой лежит идея  о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

На основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данного вопроса. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель - вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения осуществляются  на основе следующих принципов работы по патриотическому воспитанию:

  • личностно-ориентированного общения;
  •  тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
  •  наглядности;
  •  последовательности;
  • занимательности;
  • опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье,  детском саду,  посёлке,  стране;
  • взаимодействие с семьями.

Целью  патриотического воспитания детей дошкольного возраста является   привитие любви  к Отечеству, гордости  за его культуру.

Задачами  патриотического воспитания является:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

Нами был разработан алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников, состоящий из нескольких разделов:

1. Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.

2. Практический - предусматривал актуализацию полученных знаний родителями (викторины, конкурсы, КВН и др.), включение родителей и детей старшего дошкольного возраста в общее дело (участие в конкурсах, играх, проектах и др.).

3. Контрольно-оценочный - предполагал анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада - использовались опросы, книга отзывов, оценочные листы.

Ознакомим с результатами  проведенной работы коллектива нашего ДОУ с родителями и воспитанниками старшего дошкольного возраста  по вопросу патриотического воспитания.  

Для  изучения отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей, выявления их положительного опыта, типичных трудностей и недостатков мы использовали опросные методы, наблюдение. В помощь родителям издавались информационные листовки, например: «Я - патриот», «Знакомим детей с малой родиной» и др.

        Изучение проблемы патриотического воспитания в детском саду и семье осуществлялось при помощи анкетирования «Взаимодействие домашнего и общественного воспитания». Было выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания.

        В анкетировании приняли участие 38 родителей в возрасте от 23 до 50 лет, которым были заданы вопросы: «Что вы понимаете под патриотическим воспитанием?», «Как следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», «Кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?», «Удовлетворены ли вы процессом патриотического воспитания вашего ребенка?», «Хотели бы вы, чтобы патриотическое воспитание вашего ребенка было непрерывным?», «Какие меры по улучшению патриотического воспитания вы порекомендовали бы?».

        Результаты анкетирования показали, что под патриотическим воспитанием родители понимают любовь к Родине, стремление увеличить ее богатства и процветание; 21 опрошенных решают задачи патриотического воспитания в условиях семьи, 17 респондентов отметили, что патриотическое воспитание — прерогатива ДОУ. В целом родители удовлетворены патриотическим воспитанием своих детей в ДОУ.

        Анкетирование педагогов показало, что в ДОУ решались задачи патриотического воспитания в разных формах обучения. На НОД детям читали народные сказки, беседовали о родном крае, стране, на прогулках проводилось наблюдение, использовалась проектная деятельность (проект «Народов много – Россия одна»), организовывались викторины, досуги, отмечались народные праздники.

        Для педагогов был разработан и проведен цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания: «Педагоги и родители — творческий тандем», «Крепка семья — сильна Россия». Рассмотренные вопросы позволили педагогам найти пути для установления тесного взаимодействия с родителями по вопросам патриотического воспитания.

        Было проведено заседание Педагогического совета по вопросам приобщения детей к истокам русской народной культуры. В соответствии с решением педсовета был организован «День открытых дверей» для родителей с целью их вовлечения в педагогический процесс ДОУ по патриотическому воспитанию.

        Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В детском саду были организованы и проведены досуг «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, и др.

        Традиционно, каждой осенью в нашем детском саду проходит выставка «Дары осени», а весной – выставка "Весенние мотивы". Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

        Для родителей проводятся праздники, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа.

        Замечательной практикой в детском саду стала организация досуговой деятельности на тему "День Защитника Отечества", традиционно в преддверии  этого праздника в группах проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам -солдатам и будущим защитникам  Отечества.

 Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний "Боевая тревога", "Полоса препятствий", "Меткие стрелки" и т.д. Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей стране, её традициям.

        Наши воспитанники совместно с родителями приняли активное участие в окружной  патриотической  акции "Служили наши земляки", в этот день в ДОУ  прошли спортивные состязания.  Были приглашены солдаты Российской Армии, служившие в горячих точках нашей страны (Афганистане, Чечне). Дети совместно с родителями подготовили подарки и праздничные открытки. Несомненно, проводя такие мероприятия,  мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, установление тесной связи с семьей.

        В целях приобщения воспитанников к семейным ценностям и традициям как основам российского общества и государства, в день открытия в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр, в ДОУ прошел день под девизом «Здоровые дети – в здоровой семье».  В этот день пришли в гости к воспитанникам родители, которые ведут здоровый образ жизни и профессионально занимаются спортом, это папы Лесникова Димы (мотокросс) и Антона Романова (многоборье). В копилках наших пап медали грамоты 1-3 степени за победы в соревнованиях как районного масштаба, так и региона и страны.

        К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес родителей вызвали рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Недаром помнит вся Россия». Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Были оформлены семейные и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни», "Моя большая и дружная семья".

        С детьми и родителями проводились совместные экскурсии «Любимые уголки нашего поселка», «Славное прошлое», музей боевой славы МБОУ СОШ. Дети обогащались новыми впечатлениями, оформили выставку совместного творчества с родителями: "Моя страна".

        С помощью родителей оформили  в детском саду центр гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, поселке, стране. В нем представлены следующие материалы: фотоальбомы «Хорошо у нас в саду», «Мы живём на Севере», «Дружная семья», образцы российского герба и флага. В ДОУ оформлена и функционирует комната Севера. Где проходит знакомство дошкольников с культурными истоками Севера. Предлагаемый материал меняется и дополняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.

        После проведения всех мероприятий проводилась тематическая проверка, показавшая, что в результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию произошли следующие изменения:

— повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей в семье; важным показателем работы стал тот факт, что родители начали применять разнообразные формы и методы патриотического воспитания: экскурсии, беседы, чтение литературы, фольклор, труд в природе и др.;

— произошел обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями, обеспечивался совместный успех в деле воспитания и обучения детей;

— обогатились педагогические знания родителей, они пересмотрели свой взгляд на патриотическое воспитание;

— создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;

— возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий.

        Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада. Участие родителей в мероприятиях ДОУ обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых, приобщает детей к национальной культуре.

        Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. Нашим детям есть чем гордиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»

СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...

Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

В данной статье автор делится практическим опытом работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, организацией работы с семьей....

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Конспект занятия по тестопластике из соленого теста через патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья".

Конспект занятия по тестопластике из соленого теста через патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья". ...

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальну...