Актуальные проблемы речевого развития
статья по развитию речи по теме

Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

В речи детей существует множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Плохая дикция.

Именно от владения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

 Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

С чего начать формирование связной речи у ребенка?

  • Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.
  •  Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.
  •  Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше.
  • Разгадывание простых загадок.
  • Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью.

Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнка речью.

 Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Очень важную роль в развитии речи играет культура речи педагога.

Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В работе педагога, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. Мы, задаем детям образец правильной литературной речи и стимулируем речевую активность.

Педагог  должен постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера: 

  • Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ.
  • У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
  • Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
  • Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.

Факторы успешного речевого развития детей.

  • Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
  • Создавать условия для общения с другими детьми.
  • Речь взрослого - пример для подражания.
  • Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
  • Совместные игры взрослого и ребёнка.
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  • Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".
  • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

        Конспект составил воспитатель- Лоцан А.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном обществе

В публикации изложено краткое содержание выступлений участников Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном об...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

Актуальность проблемы речевого развития

В данном материале педагоги актуализируют свои знания в области речевого развития ребенка в ДОУ в рамках ФГОС ДО, условий успешного речевого развития, а также  правилами культуры речи педагогов....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время ра...