Сообщение на круглом столе «Приобщение дошкольников к духовно-нравственным традициям через организацию и проведение праздников»
статья на тему

Рябцева Ирина Алексеевна

«Духовные и нравственные ценности в системе образовательно-воспитательной работы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabtseva_ia_madou_2_1.docx116.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Муниципальные Рождественские чтения «Духовные и нравственные ценности в системе образовательно-воспитательной работы»

Сообщение на круглом столе

«Приобщение дошкольников к духовно-нравственным традициям через организацию и проведение праздников»

Подготовила и выступила

музыкальный руководитель

МАДОУ № 2 «Рябинка»

Рябцева Ирина Алексеевна

 

г. Москва, г. о. Троицк

16 декабря 2015 года

На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной  жизни. Об этом говорят:  искаженное представление ο любви, доброте, милосердии,  рост  агрессивности и жестокости в обществе. Какой будет Россия, во многом зависит от того, какими мы вырастим наших детей. В этом наша ответственность перед Богом.

Во все времена помогала своему народу сохранить высокую духовность и нравственность русская культура. Введение ребенка в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла православных праздников. Они вносят  в жизнь  ребенка  незабываемые  эмоциональные  переживания. Мы используем специально подобранные народные сказки и малые фольклорные формы (пословицы, поговороки, потешки), знакомим детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты, играем в народные игры, изготавливаем атрибуты к праздникам и подарки.

Здесь крайне важно помнить слова Константина Дмитриевича Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасха и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников. Здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или иное событие».

Канвой годового цикла жизни нашей группы служит народно-православный календарь, помогающий упорядочить работу. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. И это дает удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться. Хотелось бы остановиться на организации православных праздников (Рождественские святки, Благовещение, Пасха, Покров Пресвятой Богородицы, Троица и т.д.), как итоговых мероприятиях образовательной и воспитательной педагогической деятельности.  Эти праздники воздействуют на детей эмоционально и надолго остаются в памяти ребенка.

Считаю, что праздник - это возможность для ребёнка проявить себя, выразить внимание к другим людям, это яркая форма совместного отдыха взрослых  и детей, объединенных общими действиями, переживаниями. Отмечу, что активными участниками праздников становится весь коллектив детского сада: педагоги,  воспитанники и родители. Для  проведения праздников подбираю материал так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки.

При организации православных праздников ставлю перед собой следующие задачи духовно-нравственного воспитания:

  • Познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.
  • Воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, детскому саду, своему родному городу, Отечеству.
  • Помочь родителям осознать ответственность за воспитание  детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.
  • Познакомить детей и родителей с главными праздниками Русской Православной Церкви, их историей, традициями.

Эффективными методами работы зарекомендовали:

  • мультимедийные просмотры («Храм в живописных полотнах», «Имя святого, которое ты носишь», «История рождения Иисуса Христа»); просмотр репродукций картин на библейскую тематику;
  • прослушивание духовной музыки (рождественские песенки, колядки, церковные песнопения);
  • постановка сказок («Грибок», «Шарф - покров», «Нужный голос», «Клубок».)
  • разучивание и исполнение танцевальных композиций («Танец ангелов», «Танец пастушков», «Звездочки» и т.д.);
  • разучивание и исполнение песенного материала (православные песни, колядки).

Подготовка православных праздников включает несколько этапов работы:

  • Подбор литературы и информационное обеспечение, разработка сценария  – один из наиболее важных компонентов при подготовке к празднику, от него зависит - насколько содержательным будет мероприятие. Использую ресурсы Интернет, частных библиотек педагогов и, конечно же, материалы методического кабинета детского сада.
  • Подготовка наглядных материалов заключается в подборе атрибутов православного праздника. В первую очередь это праздничная икона. Любой праздник начинается с оформления зала. Если это Троица, то кругом зелень, ветки красавицы березки, праздник Пасхи мы празднуем в ярких радостных тонах, Рождество Христово – нарядная елка.
  • Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.
  • Подготовка педагогического коллектива, родителей. За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях. Предлагается литература для чтения детям, иллюстрации для рассматривания. Накануне приглашаем родителей принять участие в празднике, размещаем красочное поздравление.

Начинается учебный год праздником Покрова пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Празднику предшествует большая подготовительная работа: икону Пресвятой Богородицы дети вместе с воспитателями украшают цветами. Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего о чудесной помощи Пресвятой Богородицы жителям Константинополя при нападении войска сарацинов в 910 году. Затем дети  участвуют в постановке сказки («Грибок», «Шарф-покров»). По окончании праздника дети пьют чай из самовара с пирогами и бабушкиным печеньем.

Любим и незабываем для детей самый долгожданный праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем детском саду давние традиции. Елка к этому празднику украшается по-особому: на ней и угощения, и подарки, и различные сюрпризы. Дети инсценируют Рождественскую сказку о доброй девочке, которая так ждет праздника и готовится к нему вместе с друзьями – лесными жителями. Детские сердечки наполняются радостью в этот день, тем более что под елкой каждого ждет чудесный подарок со сладостями.

Праздник всех праздников - «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения. Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда.  Дети христосуются, дарят друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями или родителями своими руками, радуют всех зрителей Пасхальной сказкой. Конкурсы, викторины, песни, хороводы – всё в этот день веселит участников праздника.

Всегда на такие праздники приглашаем родителей, которые не только присутствуют на конкретном мероприятии, но и имеют возможность познакомиться с объемом материала, изученного за определенный период, увидеть творческие работы детей, получить подарки от своих малышей.

Таким образом, проводя работу по ознакомлению дошкольников с главными православными праздниками, мы воспитываем ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным и сострадательным, верящим в добро, готового всегда прийти на помощь нуждающимся – вот наша главная задача.

Успех нашей работы обеспечивается тесным взаимодействием музыкального руководителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в совокупности с художественно-эстетическим развитием.

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами нашего президента Владимира Владимировича Путина:

« …Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы  жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет — круглый стол. «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Цель: Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми в области русской народной культуры....

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...

круглый стол «Приобщение дошкольников к экспериментированию»

круглый стол  «Приобщение дошкольников к экспериментированию»...

Приобщение воспитанников МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец к истокам народной культуры через организацию и проведение праздника Масленицы

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. В настоящее время актуально социально – личностное развитие дошколь...

Опыт работы по приобщению дошкольников к духовно - нравственным традициям через организацию театральных постановок.

В содержании представленного доклада отражены задачи формирования основ нравственного сознания детей дошкольного возраста в рамках организации театральных постановок.  Сохранение преемственной св...

Консультация "Духовно- нравственное воспитание детей через ознакомление с народными праздниками, традициями"

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей через ознакомление с народными праздниками, традициями"...