Выступление на круглом столе "Приобщение дошкольников к мордовской народной культуре, традициям и языку в рамках реализации ФОП ДО"
материал

Дьякова Елена Александровна

Данное выступление показывает опыт работы педагога в рамках кружка по дополнительному образованию "Обучение эрзянскому языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_selyakinoy_e_a.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Республики Мордовия

«Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13 ру.»

Выступление на круглом столе:

«Приобщение дошкольников к мордовской культуре и языку

в рамках реализации ФОП ДО»

 Подготовила: слушатель КПК,

Селякина Елена Александровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МДОУ «Детский сад 127

комбинированного вида»

г. Саранск, 2024

«Приобщение дошкольников к мордовской культуре и языку

в рамках реализации ФОП ДО »  (слайд 1)

  С введением в действие ФГОС дошкольного образования и принятия ФОП ДО  произошли существенные изменения в развитии системы образования.

Главной целью образовательной программы является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важных направление данной программы. (слайд 2)

 Перед педагогами поставлена задача воспитать будущих граждан и патриотов Родины. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, необходимо пройти сложный путь осознания, формирования и развития патриотических убеждений, чувств, волевых навыков, действий, высоконравственных привычек поведения и все это происходит под целенаправленным воздействием. Детям необходимо помочь осмыслить историю своей страны, научиться искренне радоваться и переживать за судьбу своего народа, осознать, что они причастны к будущему, к делам и судьбе нашей Родины. Чтобы реализовать такие глобальные цели, необходимо начать с самого простого и близкого, с того, кто находится рядом с ребенком с самого рождения, его семьи, с тех мест, которые его окружают, с его родного края и природы. Работа должна быть целенаправленной, системной.

Дошкольный возраст -  это самый благоприятный период для формирования у детей чувства любви к своей Родине, семье, к истории и традициям своего народа. Ведь в этом возрасте интенсивно происходит накопление социального опыта, создаются условия для формирования основ гражданской и культурной идентичности.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становиться задачей государственной важности. Основополагающим фактором является национально - региональный компонент. 

«Помня историю своей Родины, историю своей семьи, чтя традиции и обычаи своего народа, только так мы сможем вырасти настоящими людьми, патриотами своей Родины, людьми достойными своих предков»  (слайд 3)

Я не зря выбрала данное высказывание для своего выступления.

На сегодняшний день актуальна проблема сохранения и возрождения национальной культуры. (слайд 4)

Воспитание настоящего патриота надо начинать с самого раннего детства. И такая задача лежит на нас, на педагогах. (слайд 5) 

В течении нескольких лет, работая воспитателем в детском саду, я стараюсь работать над этой проблемой, так как сама я – патриот своей Родины. Что же натолкнуло меня на это?

Я родилась в мордовской семье, где с раннего детства изучала родной для меня эрзянский язык, знакомилась с традициями, культурой, бытом мордовского народа. Мне близки мордовский национальный фольклор, национальные праздники, обычаи и устои моего народа. Как мои родители передали мне знания о своих корнях, о моём народе, так и я делюсь ими со своими воспитанниками, стараюсь воспитать в них истинных патриотов своей Родины.

Живя в Саранске, я не раз сталкивалась с равнодушие людей к мордовскому языку, не желанием его изучать в школе, к изучению истории и культуры своего края. Я думаю, что причиной такого равнодушия является незнание своих корней, традиций и истории своего народа. Вот поэтому уже с детского сада надо начинать работу по воспитанию у детей устойчивого интереса к национальной культуре и вести её в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Знакомство ребёнка с родной культурой с самого раннего детства, даёт нам возможность приобщить его к осознанию культуры своего народа, умению понять его, желанию сохранить и сберечь культурное наследие своей республики. Приобщая детей дошкольного возраста к культурному наследию мордовского народа, мы учим их уважать, гордиться землёй, на котором они живут. (слайд 6)

Свою работу по приобщению детей к мордовской национальной культуре я начала с опроса родителей. Семей с мордовскими корнями, которые общаются на мордовском языке, соблюдают традиции своего народа оказалось не так много.

Для родителей в группе были выставлены консультации «Люби свой край мордовский», «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». «Мордовский фольклор».

В группе организован  патриотический уголок, куда вошли куклы в национальной одежде, русские и мордовские матрёшки, символика Российской Федерации и Республики Мордовия, различные альбомы и буклеты. (слайд 7)

 Мною был разработан долгосрочный педагогический проект по теме «Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре и языку». Чтобы осуществить поставленные мною задачи, я подобрала наглядные и дидактические материалы, произведения художественной литературы, образцы народного искусства.

Начиная со среднего возраста в нашей группе организован кружок дополнительного образования «Обучение эрзянскому языку». Дети уже знают  слова приветствия и прощания на эрзянском языке, называют свои имена, считают до 5, называют членов своей семьи. Также на занятиях мы знакомимся с цветами, животными, овощами и фруктами на эрзянском языке. (слайд 8) 

Чтобы приобщить детей к мордовской национальной культуре, мы слушаем мордовскую музыку, разучиваем небольшие танцы, инсценируем мордовские песни, читаем сказки, учим небольшие стихотворения на праздники и песни на мордовском языке, играем в народные, дидактические и подвижные игры. (слайд 9-10)

Большую роль в осуществлении поставленных мною задач играет наш национальный мини-музей мордовской культуры, где собраны много интересных экспонатов. Дети с удовольствием знакомятся с бытом и культурой мордовского народа. (слайд 11-12)

Также в нашем детском саду проводятся праздники с региональным компонентом. Так недавно мы провели спортивный праздник «Тюштянь налксемат» («Игры Тюшти»), приуроченные ко Дню защитника Отечества.                         (слайд 13)

Большую роль в приобщении к культуре мордовского народа играет работа с семьёй. Родители наших воспитанников ведут активную работу в этом направлении. Дома звучит речь на эрзянском языке. Некоторые дети уже понимают устную разговорную речь. Они с интересом учавствуют в проектах. Хочется выделить семью Обмайкиной Александры. Совместно с воспитателями они учавствовали во Всероссийском конкурсе «Краеведы России», в фотопроекте «Эрзяночка», где стали победителями. Также они учавствовали в Республиканском конкурсе «Финно-угорская елочка», где также победили. (слайды 14-15)

Кроме основной работы воспитателя, я веду кружок «Волшебные бусинки» в рамках дополнительного образования в подготовительных группах нашего детского сада. Здесь также проводится работа по приобщению дошкольников к национальной культуре. На занятиях дети знакомятся с мордовским орнаментом, с символикой России и Республики Мордовия, с национальными символами, с мордовским национальным костюмом и украшениями. (слайды 16-17- 18)

В ходе своей работы я стараюсь делиться опытом со своими коллегами: провожу открытые просмотры своих занятий, мастер-классы для педагогов, выступаю на заседаниях педагогических советов, на конференциях, публикую свой опыт в международных сборниках.

Анализируя свою работу, могу сказать одно, что правильное патриотическое воспитание ребёнка возможно только в том случае, если ты с любовью и уважением относишься к своему народу, своим корням. Дети это чувствуют и приобщаются к национальной культуре, становятся частичкой нашей многонациональной республики. Очень хочется верить, что когда они вырастут, то будут воспитывать своих детей в традициях нашего мордовского народа, будут бережно относиться к культуре, чтить свои корни. (слайд 19)

И своё выступление я хочу закончить строчками, которые сама написала. (слайд 20)

«Люблю свой край,

Мордовию мою!

И с гордостью могу сказать,

Что я – мордовка!

И малышей своих

Я этому учу.

Быть с детства

Верным патриотом!

Спасибо за внимание! (слайд 21)

Сюкпря ваномань кис!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...

Педсовет — круглый стол. «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Цель: Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми в области русской народной культуры....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»...

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»

Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как  средство  развития интереса дошкольников  к  русской народной культуре», презентация мини - м...

Выступление на педагогическом совете "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры"

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенест...

Проект "Приобщение младших дошкольников к мордовской народной культуре"

Данный проект предназначен для реализации в младшей группе...

Выступление на семинаре "Роль семьи в приобщении дошкольников к мордовской народной культуре и языку"

В данном выступленнии показан опыт работы педагога по взамодействии  с семьями дошкольников в приобщении к мордовской народной культуре и языку....