Проект "Приобщение младших дошкольников к мордовской народной культуре"
проект (младшая группа)
Данный проект предназначен для реализации в младшей группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 127 комбинированного вида»
Утверждён
на педагогическом совете
протокол № 6 от 30.08.2021 г.
Заведующая МДОУ «Детский сад 127»
_____________ Тремасова И.В.
Инновационный
педагогический проект
«Приобщение детей
младшего дошкольного возраста
к мордовской национальной культуре»
Подготовила:
воспитатель первой
младшей группы
Селякина Е.А.
Саранск 2021-2022 гг.
Структура описания обобщенного педагогического опыта:
- Актуальность и перспективность опыта
- Условия формирования опыта
- Теоретическая база опыта
- Технология опыта
- Анализ результативности опыта
- Трудоемкость опыта
1.Актуальность и перспективность опыта.
В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, распада прежней иерархии социальных ценностей, особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Этот процесс происходит наиболее оптимально при обращении к историческим корням мордовского народа. Именно знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Приобщение к народным традициям и культуре своего народа раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка, даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
2.Условия формирования опыта.
И поэтому проблема «Приобщения дошкольников к мордовской национальной культуре» является актуальной. Что натолкнуло меня работать над этой проблемой? Я родилась в мордовской семье, где широко соблюдались традиции, культура, быт эрзянского народа. Мне близки язык, песни, потешки, сказки мордовского народа.
Также результаты анкетирования родителей выявили не только актуальность, но и противоречивость данной проблемы: с одной стороны – рост национального самосознания и заинтересованность в углублении знаний о культуре своего народа, а с другой – незнание своей культуры, истории, традиций, а подчас и равнодушие к этим вопросам некоторых родителей. Всё это позволило сделать вывод о необходимости активизировать работу по воспитанию у детей устойчивого интереса к национальной культуре и вести её в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.
3. Теоретическая база опыта.
В работе использую программы и методическую литературу по приобщению младших дошкольников к национальной культуре:
1.Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» изд. О.В. Бурляева и др.
2.Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа» О.П. Князева, М.Д. Маханёва
3.Мордовские народные сказки. В обработке Т.К.Самородок.
4.Хрестоматия к программе «Валдоня» Автор сост. Е.Н. Киркина
5.Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»
В связи с этим я решила работать над этой проблемой.
Цель моего проекта – приобщение детей к мордовской национальной культуре.
Задачи:
- развитие интереса к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчество, детской художественной литературы национальных авторов.
- обеспечение связи культуры народа с детской художественно- практической деятельностью
- развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества
4.Технология опыта
В своей педагогической деятельности ознакомление детей с традициями мордовского народа мы начали с оформления в групповых помещениях Центров национальной культуры, мини-музея быта. Подобрана детская художественная литература мордовских авторов, отражающая быт мордовского народа, его культуру, традиции. Особенно остро передо мной встал вопрос о том, как начать ознакомление и приобщение к мордовской культуре детей 2-3 лет.
С обучающимися младшего дошкольного возраста не представляется возможным пойти, например, в краеведческий музей Д. С. Эрьзи, не получится создать куклу- оберег или выучить национальный танец, песню или стихотворение на мордовском языке. Поэтому, я решила начать с самых истоков: с устного народного творчества и подвижных игр мордовского народа. Следует отметить, что фольклор дает знания не только об истории, труде и быте, о природе края, но главным образом — о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Произведения народного творчества несут в себе образы, краски, доступные и интересные детям. В них сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор входит в жизнь ребенка с самого рождения и всюду сопровождает его.
В своей работе с детьми первой младшей группы я использую следующие жанры детского мордовского фольклора:
- Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки.
- Произведения, перешедшие из репертуара взрослых: загадки, скороговорки, игры, заклинки, приговорки, колядки.
- Произведения, создаваемые детьми: дразнилки, поддевки, считалки.
Детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, знакомлю с малыми формами фольклора.
Пестушки - сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть («Стяка, стяка, цёрыне»).
Потешки - забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами («Пальчики в лесу», «Под горой избушка»).
Прибаутки - это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой («Была у старушки курочка, курочка, курочка», «Ай, козочка, козочка»).
Заклички - стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года («Дождик, дождик, веселей!», закличка на речку).
В дошкольной образовательной организации мы знакомим детей с огромным разделом народного творчества - сказкой. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметно-образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости. Они представляются в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта, одежды, пищи, обстановки. Мы знакомимся с такими сказками: «Восьминогая собака», «Лиса и медведь», «Мышь и сорока».
Помимо устного народного творчества, большая роль в жизни мордовского народа возлагалась на подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка, что особенно важно в период раннего детства.
Ребенок играет с рождения. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия. Игры детей младшего возраста сопровождаются потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получают первоначальное физическое развитие. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу.
Я считаю, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры является одним из главных направлений при реализации регионального компонента в педагогическом процессе ДОО.
5. Анализ результативности опыта.
Работа над темой «Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре» в данной группе ведётся только первый год, но мне уже удалось реализовать поставленные задачи. У детей появилось не только новые представления о социальной действительности, но и эмоционально – положительный настрой по отношению к национальной культуре. Они лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру эрзянского народа, выучили некоторые потешки, пестушки, с интересом и удовольствием играют в народные игры, слушают мордовские сказки. Удалось наладить и плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников.
6.Трудоёмкость опыта.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.
Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей младшего дошкольного возраста, которые работают по проблеме приобщение детей к мордовской национальной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре
В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры
Патриотизм — важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и п...

«Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры» Советы родителям
«Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры» Советы родителям...

Ознакомление младших дошкольников с хакасской народной культурой как основа для формирования чувства толерантности.
знакомство младших дошкольников с хакасской народной культурой...

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»
Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, ра...

Выступление на круглом столе "Приобщение дошкольников к мордовской народной культуре, традициям и языку в рамках реализации ФОП ДО"
Данное выступление показывает опыт работы педагога в рамках кружка по дополнительному образованию "Обучение эрзянскому языку"...

Выступление на семинаре "Роль семьи в приобщении дошкольников к мордовской народной культуре и языку"
В данном выступленнии показан опыт работы педагога по взамодействии с семьями дошкольников в приобщении к мордовской народной культуре и языку....
