Проект "Приобщение младших дошкольников к мордовской народной культуре"
проект (младшая группа)

Дьякова Елена Александровна

Данный проект предназначен для реализации в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 127 комбинированного вида»

                                     Утверждён

                                                               на педагогическом совете

                                                                     протокол № 6 от 30.08.2021 г.

                                                                                      Заведующая МДОУ  «Детский сад 127»

                                                                                         _____________ Тремасова И.В.

Инновационный

педагогический проект

«Приобщение детей

младшего дошкольного возраста

 к мордовской национальной культуре»

                                                                                                          Подготовила:

                                                                           воспитатель первой

                                                                                          младшей  группы

                                                                                     Селякина Е.А.

Саранск 2021-2022 гг.

Структура описания обобщенного педагогического опыта:


  1. Актуальность и перспективность опыта

  1. Условия формирования опыта

  1. Теоретическая база опыта
  1. Технология опыта

  1. Анализ результативности опыта
  1. Трудоемкость опыта

1.Актуальность и перспективность опыта.

В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, распада прежней иерархии социальных ценностей, особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Этот процесс происходит наиболее оптимально при обращении к историческим корням мордовского народа. Именно знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Приобщение к народным традициям и культуре своего народа раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка, даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

2.Условия формирования опыта.

И поэтому проблема «Приобщения дошкольников к мордовской национальной культуре» является актуальной. Что натолкнуло меня работать над этой проблемой? Я родилась в мордовской семье, где широко соблюдались традиции, культура, быт эрзянского народа. Мне близки язык, песни, потешки, сказки мордовского народа.

Также результаты анкетирования родителей выявили не только актуальность, но и противоречивость данной проблемы: с одной стороны – рост национального самосознания и заинтересованность в углублении знаний о культуре своего народа, а с другой – незнание своей культуры, истории, традиций, а подчас и равнодушие к этим вопросам некоторых родителей. Всё это позволило сделать вывод о необходимости активизировать работу по воспитанию у детей устойчивого интереса к национальной культуре и вести её в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

3. Теоретическая база опыта.

В работе использую программы и методическую литературу по приобщению младших дошкольников к национальной культуре:

1.Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» изд. О.В. Бурляева и др.

2.Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа» О.П. Князева, М.Д. Маханёва

3.Мордовские народные сказки. В обработке Т.К.Самородок.

4.Хрестоматия к программе «Валдоня» Автор сост. Е.Н. Киркина

5.Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»

В связи с этим я решила работать над этой проблемой.

Цель моего проекта – приобщение детей к мордовской национальной культуре.

Задачи:

- развитие интереса к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчество, детской художественной литературы национальных авторов.

- обеспечение связи культуры народа с детской художественно- практической деятельностью

- развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества

4.Технология опыта

В своей педагогической деятельности ознакомление детей с традициями мордовского народа мы начали с оформления в групповых помещениях Центров национальной культуры, мини-музея быта. Подобрана детская художественная литература мордовских авторов, отражающая быт мордовского народа, его культуру, традиции. Особенно остро передо мной встал вопрос о том, как начать ознакомление и приобщение к мордовской культуре детей 2-3 лет.

С обучающимися младшего дошкольного возраста не представляется возможным пойти, например, в краеведческий музей Д. С. Эрьзи, не получится создать куклу- оберег или выучить национальный танец, песню или стихотворение на мордовском языке. Поэтому, я решила начать с самых истоков: с устного народного творчества и подвижных игр мордовского народа. Следует отметить, что фольклор дает знания не только об истории, труде и быте, о природе края, но главным образом — о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Произведения народного творчества несут в себе образы, краски, доступные и интересные детям. В них сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор входит в жизнь ребенка с самого рождения и всюду сопровождает его.

В своей работе с детьми первой младшей группы я использую следующие жанры детского мордовского фольклора:

  1. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки.
  2. Произведения, перешедшие из репертуара взрослых: загадки, скороговорки, игры, заклинки, приговорки, колядки.
  3. Произведения, создаваемые детьми: дразнилки, поддевки, считалки.

Детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, знакомлю с малыми формами фольклора.

Пестушки - сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть («Стяка, стяка, цёрыне»).

Потешки - забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами («Пальчики в лесу»«Под горой избушка»).

Прибаутки - это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой («Была у старушки курочка, курочка, курочка»«Ай, козочка, козочка»).

Заклички -  стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года («Дождик, дождик, веселей!», закличка на речку).

В дошкольной образовательной организации мы знакомим детей с огромным разделом народного творчества -  сказкой. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметно-образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости. Они представляются в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта, одежды, пищи, обстановки. Мы знакомимся с такими сказками: «Восьминогая собака»«Лиса и медведь»«Мышь и сорока».

Помимо устного народного творчества, большая роль в жизни мордовского народа возлагалась на подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка, что особенно важно в период раннего детства.

Ребенок играет с рождения. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия. Игры детей младшего возраста сопровождаются потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получают первоначальное физическое развитие. А такие игры, как «В журавлей»«Голубей»«В базар»«В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу.

Я считаю, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры является одним из главных направлений при реализации регионального компонента в педагогическом процессе ДОО.

5. Анализ результативности опыта.

Работа над темой «Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре» в данной группе ведётся только первый год, но мне уже удалось реализовать поставленные задачи. У детей появилось не только новые представления о социальной действительности, но и эмоционально – положительный настрой по отношению к национальной культуре. Они лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру эрзянского народа, выучили некоторые потешки, пестушки, с интересом и удовольствием играют в народные игры, слушают мордовские сказки. Удалось наладить и плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников.

6.Трудоёмкость опыта.

Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей младшего дошкольного возраста, которые работают по проблеме приобщение детей к мордовской национальной культуре.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре

В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры

Патриотизм — важнейшее нрав­ственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содер­жанием которого является любовь и п...

«Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры» Советы родителям

«Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры» Советы родителям...

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, ра...

Выступление на круглом столе "Приобщение дошкольников к мордовской народной культуре, традициям и языку в рамках реализации ФОП ДО"

Данное выступление показывает опыт работы педагога в рамках кружка по дополнительному образованию "Обучение эрзянскому языку"...

Выступление на семинаре "Роль семьи в приобщении дошкольников к мордовской народной культуре и языку"

В данном выступленнии показан опыт работы педагога по взамодействии  с семьями дошкольников в приобщении к мордовской народной культуре и языку....