Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры
методическая разработка по теме

Чичайкина Ольга Викторовна

Патриотизм — важнейшее нрав­ственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содер­жанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремле­ние защищать интересы Родины». Начинаем работу с самого близ­кого, родного и знакомого. Тема «Мой дом, моя семья, детский сад» — начальная ступень в работе с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры

                         

С 2012 года я работаю над проблемой: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры». Актуальность темы обусловлена тем, что вместе с обновлением содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался вакуум  в разделе «нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. В свою очередь, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Работа над данной проблемой направлена на активное приобретение детьми культурного богатства мордовского народа. Приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность  любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: мордовские народные пляски, устный народный фольклор, народные игры.

Цель работы по данной проблеме: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

         Для успешного решения проблем обучения и воспитания дошкольников ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам  мордовской народной культуры, через мордовские народные подвижные игры.
  2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство детей с календарными и обрядовыми праздниками; с обычаями и традициями  в семье.
  3. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.  

Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так  подгруппами и индивидуально. В разных разделах учитываются темы по народной культуре. Например,цикл НОД «социальный мир»:одно занятие в месяц посвящается традиционной культуре, при этом конкретный выбор темы определяется ритмом народного календаря. Приобщение детей к истокам народной культуры проблемно связываются с НОД «Художественно-творческая деятельность» (рисование, лепка, аппликация).

Таким образом, данная система работы позволяет формировать, у детей дошкольного возраста, знания о культурном наследии мордовского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...