Выступление на семинаре "Роль семьи в приобщении дошкольников к мордовской народной культуре и языку"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном выступленнии показан опыт работы педагога по взамодействии с семьями дошкольников в приобщении к мордовской народной культуре и языку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на стратегической сессии
по этнокультурному воспитанию:
«Роль семьи в приобщении
детей дошкольного возраста
к мордовскому языку и культуре»
Подготовила:
Дьякова Елена Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад 127
комбинированного вида»
г. Саранск, 2024
«Роль семьи в приобщении детей дошкольного возраста
к мордовскому языку и культуре». (слайд 1)
Традиционно главным институтом воспитания личности является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы, формирует его в будущем как человека. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. (Слайд 2)
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так чтобы ребенок знал свою принадлежность к нации, знал свои истоки, традиции, обычаи, культуру и родной язык. Для этого необходимо определить внутрисемейные социально-бытовые факторы, имеющие воспитательное значение. Наиболее живой и современной составляющей частью национальной культуры является язык. Поэтому воспитание ребенка на родном языке позволяет формировать патриотические чувства, стремление к отождествлению со своим народом. Ребенок должен знать свою историю. Мать, рассказывая сказки на ночь, могла бы рассказывать о жизни своих бабушек и дедушек, петь колыбельные песни на мордовском языке, рассказывать о быте мордовского народа. Сохранение языка и традиций сложно представить без устного народного творчества. И поэтому родители могут вспомнить считалки, загадки, песни, сказки на родном языке. Невозможно заставить ребенка любить что-то или кого-то, невозможно заставить гордиться своим краем, селом, эти чувства можно только привить. Например, часто говорить, что нигде нет лучше места, чем наше село, район, город и т. д. Любить и уважать свой народ, прививать любовь ко всему национальному – дело благородное и ответственное. Поэтому особая роль отводится семье.
«Помня историю своей Родины, историю своей семьи, чтя традиции и обычаи своего народа, только так мы сможем вырасти настоящими людьми, патриотами своей Родины, людьми достойными своих предков» (слайд 3)
Я не зря выбрала данное высказывание для своего выступления.
На сегодняшний день актуальна проблема сохранения и возрождения национальной культуры. (слайд 4)
Воспитание настоящего патриота надо начинать с самого раннего детства. И такая задача лежит на родителях и педагогах. (слайд 5)
В течении нескольких лет, работая воспитателем в детском саду, я стараюсь работать над этой проблемой, так как сама я – патриот своей Родины. Что же натолкнуло меня на это?
Я родилась в мордовской семье, где с раннего детства изучала родной для меня эрзянский язык, знакомилась с традициями, культурой, бытом мордовского народа. Мне близки мордовский национальный фольклор, национальные праздники, обычаи и устои моего народа. Как мои родители передали мне знания о своих корнях, о моём народе, так и я делюсь ими со своими воспитанниками, стараюсь воспитать в них истинных патриотов своей Родины.
Живя в Саранске, я не раз сталкивалась с равнодушие людей к мордовскому языку, не желанием его изучать в школе, к изучению истории и культуры своего края. Я думаю, что причиной такого равнодушия является незнание своих корней, традиций и истории своего народа. Не секрет, что многие родители, мордовской национальности общаются со своими детьми только на русском языке. Хотя между собой они говорят на своём родном языке. Вот поэтому уже с детского сада надо начинать работу по воспитанию у детей устойчивого интереса к национальной культуре и языку и вести её в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.
Приобщая детей дошкольного возраста к культурному наследию мордовского народа, мы учим их уважать, гордиться землёй, на котором они живут. (слайд 6)
Свою работу по приобщению детей к мордовской национальной культуре я начала с опроса родителей. Семей с мордовскими корнями, которые общаются на мордовском языке, соблюдают традиции своего народа оказалось не так много.
Для родителей в группе были выставлены консультации «Люби свой край мордовский», «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». «Мордовский фольклор».
В группе организован патриотический уголок, куда вошли куклы в национальной одежде, русские и мордовские матрёшки, символика Российской Федерации и Республики Мордовия, различные альбомы и буклеты. (слайд 7)
В рамках инновационной деятельности детского сада мной был разработан долгосрочный педагогический проект по теме «Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре и языку». Чтобы осуществить поставленные мною задачи, я подобрала наглядные и дидактические материалы, произведения художественной литературы, образцы народного искусства.
Начиная со среднего возраста в нашей группе организован кружок дополнительного образования «Обучение эрзянскому языку». Дети уже знают слова приветствия и прощания на эрзянском языке, называют свои имена, считают до 5, называют членов своей семьи. Также на занятиях мы знакомимся с цветами, животными, овощами и фруктами на эрзянском языке. (слайд 8)
Чтобы приобщить детей к мордовской национальной культуре и языку, мы слушаем мордовскую музыку, разучиваем небольшие танцы, инсценируем мордовские песни, читаем сказки, учим небольшие стихотворения на праздники и песни на мордовском языке, играем в народные, дидактические и подвижные игры. (слайд 9-10)
Большую роль в осуществлении поставленных мною задач играет наш национальный мини-музей мордовской культуры, где собраны много интересных экспонатов. Дети с удовольствием знакомятся с бытом и культурой мордовского народа. (слайд 11-12)
Также в нашем детском саду проводятся праздники с региональным компонентом. Так мы провели спортивный праздник «Тюштянь налксемат» («Игры Тюшти»), приуроченные ко Дню защитника Отечества, где родители совместно с детьми приобщались к мордовской культуре, знакомились с мордовскими национальными играми. 16 апреля с участие родителей воспитанников в нашем детском саду был проведён праздник «День эрзянского языка». (слайд 13-14 -15)
Рассмотрение вопроса о сохранении, развитии мордовского языка и национальных традиций позволяет говорить о том, что данный процесс осуществляется в первую очередь в семье. Поэтому основная задача семьи в данном вопросе: прививать детям желание говорить на родном языке; воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа. Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей. Всегда, независимо от обстоятельств, дома со своими детьми нужно не стесняться говорить на родном языке. Стесняясь, мы как бы демонстрируем ребенку, что наша речь неполноценна, теряя одновременно и свой авторитет, и статус родного языка. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок с гордостью будет разговаривать на нем, и в будущем воспитывать своих детей.
Родители наших воспитанников ведут активную работу в этом направлении. Дома звучит речь на эрзянском языке. Некоторые дети уже понимают устную разговорную речь. Они с интересом участвуют в совместных проектах. Хочется выделить семью воспитанницы Обмайкиной Александры. Совместно с воспитателями они участвовали во Всероссийском конкурсе «Краеведы России», в фотопроекте «Эрзяночка», где стали победителями. Также принимали участие в Республиканском конкурсе «Финно-угорская елочка», где также стали победителями. (слайды 16-17)
В этом году в сентябре семьи Фёдоровых и Обмайкиных участвовали во всероссийском конкурсе «Щедрость народного единства - я люблю красивый наш язык», во всероссийском онлайн – флэшмобе «Говорим на родном», в акции «Я живу в Мордовии». Семья Медниковых стала призёром в республиканском фотоконкурсе «Наша дружная семья». Семья Федоровых во всероссийском онлайн-флешмобе «Говорим на родном» стали победителями. (слайд 18)
В этом году мы перешли в старшую группу и работа по приобщению дошкольников к мордовской культуре и языку будет строится на проектной деятельности. Запланировано много проектов, как групповых, так и индивидуальных мини-проектов. Это «Саранск - столица нашей малой родины», «Тавлинская деревянная игрушка», «Животные Республики Мордовия», «Мордовия спортивная» и многие другие проекты, совместные с родителями.
В ходе своей работы я стараюсь делиться опытом со своими коллегами: провожу открытые просмотры своих занятий, мастер-классы для педагогов, выступаю на заседаниях педагогических советов, на конференциях, публикую свой опыт в международных сборниках.
Анализируя свою работу, могу сказать одно, что правильное патриотическое воспитание ребёнка возможно только в том случае, если ты с любовью и уважением относишься к своему народу, своим корням. Дети это чувствуют и приобщаются к национальной культуре, придя домой делятся своими впечатлениями с родителями, которые зачастую сами того не замечая вовлекаются в нашу совместную работу. Очень хочется верить, что когда подрастут мои дошколята, то будут воспитывать своих детей в традициях нашего мордовского народа, будут бережно относиться к культуре, чтить свои корни. Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка, когда в роли воспитателя и учителя выступают так же и родители. (слайд 19)
И своё выступление я хочу закончить авторскими строчками, (слайд 20)
«Люблю свой край,
Мордовию мою!
И с гордостью могу сказать,
Что я – мордовка!
И малышей своих
Я этому учу.
Быть с детства
Верным патриотом!
Спасибо за внимание! (слайд 21)
Сюкпря ваномань кис!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"
Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...

Выступление на тему:«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к традиционной народной культуре»
Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, иск...

«Родной свой край, люби и знай»-этнокультурное воспитание дошкольников (Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности)
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, ...

Выступление на педагогическом совете "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры"
Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенест...

Проект "Приобщение младших дошкольников к мордовской народной культуре"
Данный проект предназначен для реализации в младшей группе...

Выступление на круглом столе "Приобщение дошкольников к мордовской народной культуре, традициям и языку в рамках реализации ФОП ДО"
Данное выступление показывает опыт работы педагога в рамках кружка по дополнительному образованию "Обучение эрзянскому языку"...
