Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»
материал

Моркунцова Светлана Николаевна

Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как  средство  развития интереса дошкольников  к  русской народной культуре», презентация мини - музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация мини музея24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации»

 Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»

Докладчик: Моркунцова Светлана Николаевна, руководитель мини музея «Казачий дворик» МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок», Челябинской области, Троцкого района, с. Бобровка.

 Добрый день уважаемые коллеги!

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, передаваемого из поколения в поколения. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание нравственно – патриотических чувств и любви к Родине, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного образовательно - воспитательного воздействия на ребенка с раннего возраста.

В нашем дошкольном учреждении с помощью музейной педагогики успешно реализуем    задачи по приобщению детей к русским традициям на основе Оренбургского казачества.

Мы живем в селе, и наши дети не часто бывают в музеях. Поэтому создан –мини музей дошкольной организации, который позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединить педагогов, детей, родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

Цель создания музея: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. формирование интереса к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, к прошлому наших предков.

Разработкой музея занималась творческая группа под руководством заведующей Опритовой Т.И.

    Первый музей в детском саду «Колосок» начал свою работу в 2009г. Он представлял собой русскую комнату, оформленную в народном стиле.  В 2018 году в ДОУ была открыта группа с казачьим направлением, и в это же время начал работу мини-музей русского быта, отсюда и необычное название музея «Казачий дворик». В любом детском саду существует проблема свободных помещений, поэтому для музея был отведен уголок в помещении группы «Бобровские казачки».  

  В создании музея принимали участия не только коллектив детского сада, но и родители, которые помогали в сборе экспонатов. В процессе работы мини-музей пополняется новыми экспонатами, сейчас их уже более 70.

Профиль нашего музея: Музей казачьего быта

Виды экспонатов в музее: предметы русского, деревенского быта,

 утварь, мебель, постельные принадлежности, посуда, поделки, сделанные детьми и родителями, предметы декоративного творчества.

 Сою работу по созданию музея мы начали с разработки документации.  Было разработано Положение о музе, которое регламентирует его деятельность; (регламентирует деятельность музея, разработано на основании нормативных правовых актов: ФЗ об образовании, приказ министерства о ФГОС, приказ министерства о порядке организации и осуществления образовательной деятельности, СанПиН, устав ДОО. Отдельное помещение и игровое оборудование на участке, создание, работа в музее. Цели и задачи. Организация работы в мини музее. Обязанности руководителя музея. Учет и сохранность экспонатов. Документация музея.)

  •  Был подготовлен Паспорт мини-музея «Казачий дворик», в котором содержится информация о мини – музее, направление работы, цели и задачи создания музея, перечень разделов и экспонатов, история возникновения, предполагаемый результат, перспектива развития музея, план работы на два года)
  • Инвентарная книга учета основного фонда музея; (Каждый экспонат имеет учетный номер КД № (казачий дворик№), дату поступления, наименование экспоната, время изготовления, материал-техника, сохранность- в каком состоянии, способ поступления –акт №.
  • Акты выдачи и приёма экспонатов содержат информацию кем принят или выдан экспонат (представитель учреждения- руководитель музея), с другой стороны кто передал предмет Ф.И.О., адрес проживания, наименование, краткое описание, состояние, количество, подписи обеих сторон).
  • Журнал учёта работы музея; (№ мероприятия, названия мероприятия, проводимого на базе музея; количество участников, возрастная категория (группа, педагоги, родители); дата мероприятия.
  • План работы музея; (план работы разработан на два года по месяцам, с цикличным повторением).

Мини-музей в детском саду не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательскую и проектную деятельность

Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Особое внимание уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Тематика экспозиций мини-музея разнообразна. Безусловно, в условиях детского сада невозможно создать полноценные экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст воспитанников образовательной организации, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику музея.

Согласно плану работы, в музее проводились экскурсии по выставочным экспозициям. Такие разные куклы, В прошлое часов, Национальные костюмы народов России, Скоро в школу, Находки с чердака, Чайные традиции народов мира,

  • Были организованы интерактивные выставки (экспонаты и предметы выставок собраны или созданы руками детей, воспитателей и родителей) это выставки Казачьи руки не знают скуки, Мозаика детства и другие.
  •  На базе музея были проведены   мастер классы для детей и родителей: кукла масленица, мастер класс по ткачеству,  мастер класс по созданию пасхальной  подставки и куклы  благополучницы.
  • В настоящее время музей активно функционирует в плане проведения различных мероприятий. Организуются посиделки, народные праздники и игры; Масленица Колядки, Покров, Капустница, Пасха, День Домового, День Лаптя и т.д.

Кроме это музей находится в свободном доступе для всех посетителей образовательной организации в любое время.

В процессе реализации в нашем образовательном учреждении музейной педагогики родители стали чаще посещать музеи с детьми, интересоваться их выставками, активно помогают в организации экспозиций. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей среды детского сада.

  •  С родителями проводим творческий клуб Карусель, мастер классы, встречи; организуем творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы),

Отличительной особенностью нашего музея является: то, что все экспонаты музея можно трогать, перемещать. Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты рассматривать их, обыгрывать.

Таким образом, работа музея детского сада направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, благодаря чему у них формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого.

- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Перспективы дальнейшего развития
мини-музея дошкольной организации:

  • Пополнение мини-музея новыми экспонатами;
  • Тесное сотрудничество с социумом, разработка практически значимых социальных проектов;
  • Участие родителей в творческих конкурсах;
  • Передвижные выставки;
  • Выступления воспитанников и педагогов на семинарах, конференциях, круглых столах, в печати и т. д.
  •  Связь с другими образовательными учреждениями;
  • Выступление в музее старших дошкольников в роли экскурсоводов;

Вывод: Выстроенная таким образом работа с использованием музейной педагогики способствует активизации познавательного интереса к культуре и истории родного края, формированию культурно – исторической памяти не только у дошкольников, но и у их родителей, педагогов.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Литература:

 Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.:
Линка-Пресс, 2008.

  1. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  2. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л.Знакомим дошкольников с народной культурой.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 2012.-128с.
  3. Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции, 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

5.О. Л. Князева, М. Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие». – СПБ.: Детство-Пресс,2010.

    6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 2007. - 261 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре

В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопер...

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...

Семинар- практикум для воспитателей "Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности...

«Мини-музей в детском саду как форма развития и приобщения истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем».

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО: − содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их вз...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...