МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Морозова Полина Витальевна

Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova_p.v._muzey_v_dou.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Морозова П.В.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 321» г.о. Самара,

 г. Самара, Россия.

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Федеральный государственный стандарт определяет социально-коммуникативное развитие дошкольников как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Мини-музей в детском саду – это лучшее средство реализации социально-коммуникативного развития дошкольников.  В первую очередь, это благотворная предметно-развивающая среда, попадая в которую ребенок узнает о родном городе, жизни предков не со слов педагогов и воспитателей, а на наглядном примере. Он может потрогать экспонаты и удовлетворить свое любопытство, задавая вопросы экскурсоводу, которым может быть и воспитатель, и его сверстник. Ребенок учится видеть прекрасное вокруг себя: в деятельности человека, и, как следствие, в продуктах этой деятельности (картины, декоративно-прикладное искусство, предметы быта и т.д.), в природе (сначала это природа родного края, а затем и красота всей России), в отношениях между людьми (ребенок и взрослый, ребенок и сверстники).

Приобщение к окружающему миру начинается с семьи, детского сада, друзей во дворе. Задача педагога дошкольного образования – создать условия, в которых ребенок сможет максимально реализовать себя и свои отношения с обществом, с историей и культурой этого общества. Именно музей является хранилищем накопленного опыта предыдущих поколений и проводником в мир культуры, истории родного народа.

Музейная педагогика со своими методами и средствами помогает воздействовать на дошкольника. Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, и является инновационной педагогической технологией. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но дать представление детям о том, что такое музей, заинтересовать их – это в наших силах.

Назначение мини-музеев в детском саду – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает дошкольника к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи музейной педагогики:

- формирование навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитие речи на основе знакомства с музейными экспонатами;

- формирование навыков визуальной культуры;

- развитие навыков познавательной деятельности;

- развитию творческих способностей через овладение навыками художественной деятельности.

Цели и задачи мини-музея:

- реализация направления музейной педагогики;

- обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ;

- формирование навыков коммуникации;

- обогащение познавательного процесса;

- формирование у дошкольников представлений о музее;

- расширение кругозора;

- развитие познавательных способностей;

- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

- развитие воображения, творческого и логического мышления.

Формы работы в мини-музее:

- экскурсии;

- беседы;

- продуктивная деятельность;

- экспериментирование;

- развлечения, досуги.

В музее есть экспонаты и экспозиции. Что это?

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе.

Экспонатами в детском саду могут быть творческие работы детей, поделки, фотографии мероприятий и праздников, игрушки. Экспонаты мини-музеев постоянно пополняются и используются в работе с дошкольниками. Детей необходимо учить бережному отношению и к музейным экспонатам, и природе, и к игрушке, и к человеку (взрослые и сверстники). Экспозиция подчиняется логической цепочке: восприятие - понимание - осмысление - закрепление - применение. При проведении экскурсий с дошкольниками нужно не забывать, что информация должна быть доступной и научной, игры – связаны по смыслу с темой. Познавательная информация усваивается в начале экскурсии, а далее идет закрепление в игровой форме. Длительность экскурсии должна соответствовать образовательной программе детского сада и нормам СанПина (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15–20 минут; 6-го – 20–25 минут; 7-го – 25–30 минут).

Создание мини-музея не состоится без помощи родителей, это также является новой формы работы с родителями. Мини-музей инновационная форма общения между детьми, родителями, воспитателями. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Сент-Экзюпери А. Реализовать общение в мини-музее можно на интересном материале и для дошкольников, и для родителей. Здесь происходит развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Список литературы:

1.        Князева О.П., Махнаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.

2.        Маслова Е.Н. Музейная педагогика в детском саду – СПб., 2007.

3. Музейно-педагогическая программа “Здравствуй, музей!”. Концепция, структура, содержание / Столяров Б.А., БойкоА .Г.,  Ештокина И.П. - СПб., 2005.

4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М., 2000.

5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музеи в детском саду – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности

Сегодня к современному ДОУ предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ...

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ.

В статье раскрыта тема «Модель социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения как средства обеспечения позитивно-безопасной информационной среды в ДОУ».Автор рас...

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»

Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как  средство  развития интереса дошкольников  к  русской народной культуре», презентация мини - м...

Выступление на педагогическом совете "Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения, как условие для успешного развития современного дошкольника."

Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения, как условие для успешного развития современного дошкольника....