МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Алдушина Юлия Николаевна

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aldushina_yu_n.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю.Н.Алдушина

Воспитатель МДОУ «Детский сад №3»

Белгородская обл., п.Ракитное

В современном обществе, обществе активном, постоянно развивающемся и динамичном социокультурная, экономическая и образовательные ситуации находятся в постоянном изменении. Однако, проблема формирования гражданской идентичности детей, особенно дошкольного возраста является актуальной и особо значимой. Трансформируется система воспитания, изменяются традиции в семьях, внедряются новые образовательные стандарты, меняется контингент воспитанников детских садов, расширяется их поликультурный и национальный состав. Именно эти аспекты влияют на формирование активной гражданской позиции современного ребенка.

Поликультурность российского общества требует повышенного внимания к развитию коммуникационного взаимодействия и формирования толерантности его членов, к ответственности и свободе выбора, к самоактуализации. Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, образованию должна быть отведена ключевая роль в духовно-нравственном сплочении российского общества, в его объединении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны [4].

В.П.Сергеева рассматривает идентичность как интеграцию интересов, взглядов, отношений, ее результатом становится общность субъектов, объединяющихся для достижения общих целей на основе согласования базовых исходных позиций: едины в главном, при этом имеют собственные черты. В формировании и определении идентичности важную роль играет работа каждого субъекта по определению и осознанию собственной и чужой позиции, поиску общих интересов и изменению собственной системы представлений и отношений.

О. А. Борисова, определяет идентичность как широкую концепцию, которая включает все качества личностных сочетаний и обусловлена массивом социальных, биологических, психологических факторов [3].

В процессе усвоения общепринятых в обществе норм и ценностей, в том числе моральных, в рамках социально-коммуникативного развития у ребенка дошкольного возраста начинает формироваться гражданская идентичность личности. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Вхождение ребенка в мир взрослых, в социальную и культурную среду рассматривается как взаимосвязь категоризации разных групп, из которых состоит социальный мир, и самокатегоризации, подразумевающей осознание своего «Я» как части целого, единого.

Самым первым социальным институтом в жизни ребенка является семья, именно в семье закладываются основы формирования не только личностной, но и гражданской идентичности. От того какую воспитательную работу ведут родители зависит дальнейшее восприятие ребенком окружающего мира, в том числе и социального. На этапе дошкольного детства ребенок попадает в условия образовательной организации, в которой важное место занимает патриотическое воспитание, воспитание активного гражданина. Дошкольная образовательная организация выступает в роли среды, в которой растет и развивается ребенок, в которой происходит становление гражданской идентичности ребенка. Механизм формирования основ гражданской идентичности личности построен на использовании доступных для ребенка дошкольного возраста средств и методов воспитания. Наиболее эффективными выступают, в первую очередь, игровые ситуации («А как бы ты поступил, если бы…), сюжетно-ролевые игры («Профессии моего города») чтение художественной литературы, рассматривание и беседы по иллюстрациям, по просмотренным видео фильмам и презентациям, экскурсии, встречи с интересными людьми. Использование и сочетание различных форм работы позволяет сделать процесс познания понятным, интересным и увлекательным для ребенка, мотивирует применять полученные знания в реальных социальных ситуациях.

В период дошкольного возраста у детей преобладает наглядно- образное мышление, и только в конце- словесное, таким образом, наиболее эффективными средствами обучения являются наглядные пособия, конкретные предметы, визуализация и наглядное сопровождение. К.Д.Ушинский активно развивал идею наглядности в обучении и воспитании, Я.А.Коменский подчеркивал значение всех органов чувств в процессе обучения и воспитания («золотое правило» Коменского), И. Г. Песталоцци с его учением о чувственном восприятии как об «абсолютном фундаменте» всякого познания.

Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое.

Именно поэтому, актуальной инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду является музейная педагогика. Н.А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:

- сотрудничество ДОУ с музеями;

- создание и использование мини-музеев в детском саду.

Музеи в дошкольных образовательных организация приобретают большую популярность. В системе дошкольного образования, они выступают в качестве средства познавательного развития ребенка, формирования исследовательских умений. Музейная педагогика, как эффективная педагогическая технология, способствует раскрытию творческих способностей школьников, формированию активной гражданской позиции, формированию системы нравственных взглядов на жизнь, приобщению к истории и культуре родного края, к успешной социализации. Посредством музейной деятельности учащиеся могут максимально самореализоваться, что соответствует основным задачам воспитательного процесса. 

Главной особенностью воспительно-образвательного эффекта в применении музейной педагогики является полное включение ребенка в познавательную ситуацию., ребенок выступает в качестве активного созидателя музейной деятельности. На этапе становления музейной экспозиции, когда дети совместно с родителями могут  принимать участие в создании музея, ребенок чувствует свою причастность к общему делу. В то время, когда в крупных музеях экспонаты трогать нельзя, в музее дошкольной организации обязательно необходимо давать ребенку возможность не только визуального изучения экспозиции, но и возможность «взять в руки», изучить детально. Экспонаты можно использовать для проведения различных занятий, бесед, игр, они способствуют развитию речи, познавательной активности, развитию воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Важное место в экспозиции музея дошкольной организации должны занимать материалы краеведческого содержания, которые способствуют становлению гражданской идентичности личности. Экспозиция должна отображать национальные, культурные, а также природные особенности региона. Воспитанники должны постоянно соприкасаться с историей края. Выходя на экскурсии по родному краю, изучая исторические памятники, памятники архитектуры, культурные и природные объекты, в процессе бесед дети получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, поселке, селе.

Любовь ребенка дошкольного возраста к родине и становление его гражданской позиции должны начинаться с отношений к самым близким к нему людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к родному поселку, городу, к детскому саду. Нельзя воспитывать чувство патриотизма без чувства личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому знакомство детей с историей поселка, его развитием и культурой очень важная задача в процессе формирования гражданственности.

Таким образом, можно говорить о том, что дошкольный возраст является возрастом, в котором необходимо начинать воспитание гражданина своей страны, формировать гражданскую идентичность. Возможностями формирования гражданской идентичности дошкольника обладает такой социальный институт, как дошкольная образовательная организация, но эффективным этот процесс будет только во взаимодействии с семьей, в построении содержания на единых идеях и принципах.

Список литературы:

  1. Баранникова  О.Н.  Уроки  гражданственности  и  патриотизма  в  детском  саду:  Практическое  пособие.  М.:  АРКТИ,  2007.  —  144  с. 
  2. Безгина Н. В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-struktura-grazhdanskoy-identichnosti (дата обращения: 24.11.2019).
  3. Борисова, О. А. Ускользающая идентичность или анализ категории «идентичность» в рамках структурно-конструктивистского подхода [Текст] / 373 О. А. Борисова // Вестник Удмуртского университета. — 2006. — № 3. — С.141–146.
  4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.
  5. Штарева Н. А. Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12955/ (дата обращения: 23.11.2019).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Проектный метод как средство формирования гражданской идентичности в период дошкольного детства

Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки для укрепления российской государственности осознаётся основной миссией образования в современном обществе и закладывает основу для...

Методическая разработка «PROЭКО для дошколят» от наблюдений к научным исследованиям». Детская инженерная биолаборатория в дошкольной образовательной организации как средство формирования биолого-экологических знаний у старших дошкольников.

Методическая разработка позволяет организовать образовательную среду в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совер...