ППС "Формирование гражданской идентичности детей дошкольного возраста: с чего начать? (идеи и возможности)
учебно-методический материал

Иноземцева Ксения Андреевна

для педагогов доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

   Здравствуйте! Тема моего выступления  - «Формирование гражданской идентичности детей дошкольного возраста: с чего начать? (идеи и возможности)»

   В мае 2018 года президент нашей страны – В.В. Путин  подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации», и в этом указе была сформулирована главная цель российского образования - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. И уже тогда наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность с формированием у воспитанников гражданской идентичности.

   Понятие гражданской идентичности для отечественной научной педагогики является относительно новым. Вообще, идентичность – термин из психологии. Существует множество определений этого качества, но все они едины в одном – это представление о самом себе, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям, и все эти компоненты, по мнению ученых – психологов, начинают развиваться в дошкольном детстве. Гражданственность – это, прежде всего, – сопричастность к Родине, ее народу, корням и традициям. Таким образом,  гражданская идентичность – это соотнесение индивидом себя с обществом во всех социокультурных измерениях: язык, менталитет, мировоззрение, культурные, социально – политические ценности, нормы поведения и т.д.

   Формирование гражданской идентичности личности на этапе дошкольного образования превращается в сложную системную задачу и требует определенной подготовки педагогов.

Задачи формирования гражданской идентичности в ДОУ:

1. формирование представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве;

2. формирование представлений о том, что Россия — многонациональное государство;

3.формирование уважительного отношения к родному языку;

4. формирование представлений о культурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;

5. воспитание толерантности и уважения к другим народам через овладение информацией о планете Земля как общем доме людей;

6. воспитание любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и посёлку;

7. формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

8. расширение представлений о родной земле, её столице, городах;

9. знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

10. развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

11. развитие элементарных знаний о правах человека;

12. воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка

При решении данных задач, каждый педагог детского сада должен организовать свою работу в соответствии с учетом следующих принципов:

1. «Позитивный центризм» (выбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

2. преемственность педагогического процесса;

3. дифференцированный подход к каждому дошкольнику;

4. максимальный учет  психологических особенностей, способностей и интересов;

5. рациональное сочетание различных видов деятельности, соответствующим возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельность подход

Какие же методы нам использовать для формирования основ гражданской идентичности?

(беседы, различные игры, художественная литература, НОД, трудовая деятельность, уголки родного края, уголки национального быта и т.д.)

  Существует множество методов и приемов, но педагоги выделят три основных метода, которые наиболее эффективны в работе по формированию гражданской идентичности: метод проектов, технология мини-музеев, информационно - коммуникационные технологии.

Рассмотрим возможности каждого из методов:

1.Метод проектов

Метод проектов уникален, ведь реализуя проект, дети самостоятельны на всех этапах его реализации, проявляют огромный интерес и желание достигнуть цели своими способами. В проекте дети воплощают свои идеи в реальность, разрешают возникшие с ними проблемы в обществе, тем успешно социализируются. На сегодняшний день в дошкольном образовании реализуются множество интересных проектов, которые ведут к формированию и сохранению гражданской идентичности подрастающего поколения. К ним относятся проекты в рамках международных общественных движений, акций, народных праздников страны. Посредством данных проектов у детей формируется чувство любви, заботы, сострадания, сопереживания, дети стараются бережно относиться к окружающей действительности, заботиться о природе. Посредством метода проектов дети легче усваивают знания о своей стране, о ее государственной символике, о народном творчестве. Каждый ребенок, реализуя свой проект, как бы проживает его внутри себя, в связи с этим у него возникают чувства, эмоции, получает впечатления, тем самым материал усваивается легче и надолго. Рекомендуется включать в работу мероприятия, направленные на повышение социальной компетентности, гражданской идентичности посредством чтения книг, беседы, просмотра фильмов, составления рассказов по сюжетным картинкам. Воспитанникам необходимо закрепить полученные знания на практике, продемонстрировать собственный опыт. Все это закрепить мероприятиями для повышения самооценки детей, снятия тревожности, негативизма, агрессии. Социальная компетентность и гражданская идентичность также формируется посредством проигрывания социальных ролей, моделирования ситуаций со сверстниками и взрослыми на различных этапах проектной деятельности. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста разнообразна – игровые, творческие , познавательные.

2. Создание мини – музеев. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.  В процессе создания мини-музеев особое внимание необходимо уделять созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Важная особенность мини-музеев в ДОО - участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники  рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными предметами и фотографиями, слушают рассказы. Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.

3. Использование ИКТ

Воспитателем создаётся цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников. Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, воспитателем группы формулируется тема о родном крае и родном городе. На занятиях проводятся беседы и викторины по данной тематике. Можно организовать видео-экскурсии к самым известным памятникам нашей области. В результате такой целенаправленной работы у воспитанников группы формируются представления о крае, в котором мы живем. Использование на занятиях мультимедийного оборудования делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. Особая роль отводится работе с родителями, в которой также большое внимание уделяется информационным технологиям. Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Дошкольная образовательная организация, осуществляя свою деятельность, закладывает фундамент для будущего поколения, обладающего гражданско-патриотическими чувствами, духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное наследие, историческое прошлое и настоящее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

«Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»

    Многие из Вас неоднократно в повседневной жизни слышали такие словосочетания как: «девочка - пацанка», «женоподобный парень». Давайте попробуем разобраться, в чем же причина появл...

Всероссийский конкурс «Я – Россиянин. Формирование единой гражданской идентичности в дошкольном возрасте с учетом различных национально-культурных традиций».

Конкурс проводился журналом «Современное дошкольное образование» при участии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Института изучения детства, семьи и воспитания...

Сборник игр направленных на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могу...

Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста...

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...