ЭССЕ "Как я реализую ФГОС ДО""
материал (средняя группа) на тему

Ларина Нина Константиновна

Хочу поделиться своими впечатлениями на тему "Как я реализую ФГос До" Ответ напрашивается однозначный - в соответствии с принципами, которые лежат в основе федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Все принципы важные. Я считаю, что до тех пор, пока мы не будем реализовать в своей работе все основополагающие принципы, мы не сможем сказать, что ФГОС дошкольного образования внедрён в практику педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФГОС ДО23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа

«Как я реализую

ФГОС ДО»

Ларина Нина Константиновна

Воспитатель МДОУ «Светлячок»

Д. Гавриловка

Хочу поделиться своими впечатлениями на тему «Как я реализую ФГОС ДО» Ответ напрашивается однозначный – в соответствии с принципами, которые лежат в основе федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Первый принцип – это принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения детского развития. При реализации данного принципа я стараюсь максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Но при этом я учитываю, что каждому возрасту ребёнка соответствует определённый вид ведущей деятельности. В раннем возрасте – это предметная деятельность, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

Второй, важнейший принцип, на котором я хочу остановиться  – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я постаралась организовать среду так, чтобы у детей был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые я выявляю и учитываю, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Это: семейная культурная среда, характер, темперамент, интересы, способности. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, я помогаю детям решать их проблемы такими путями, которые соответствуют их  индивидуальному стилю учения. Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют  большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться играть на металлофоне. Используя приём индивидуализации, удовлетворяющее потребность детей в данной подгруппе я помогаю детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы. Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм. Мне нравится работать с подгруппами из 4-5 детей, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нём. Это позволяет мне помочь и нуждающимся  в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям. Важным методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Свою работу я строю таким образом, что дети получали возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин, тесто, глина и пр.) Моя задача - помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним могу помочь словами, других приободрю, а третьим окажу помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причём такой сложности, как они желают. Чтобы создать целостную композицию я помогаю сделать макет леса, предлагаю разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а я при необходимости могу реагировать на их индивидуальные желания и потребности.  Большинство используемых материалов должны  иметь различную степень сложности – от  простых до самых сложных. Такая вариативность создаёт оптимальные возможности для индивидуализации обучения, например, пластилин, песок, вода, кубики, конструкторы «Лего», пазлы с количеством элементов от 8 до 80. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы. Учиться идти на риск и вместе с тем, учиться оценивать свои силы. Я глубоко убеждена, что осуществлять педагогический процесс с учётом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким – либо интересам или потребностям, и чётко усвоила принцип индивидуального обучения: «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Следующий принцип – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений, к этому принципу хотелось бы добавить положение стандарта о том, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребёнка в дошкольном учреждении. А за счёт, каких форм? Разумеется, не только за счёт занятий, которые занимают в режиме дня незначительное время. Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребёнку не ощущать «давления» взрослых. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций: «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В основе любого проекта лежит проблема для решения,  которого требуется исследовательский поиск. В нашем детском саду на высоком уровне проходят как проекты на уровне группы, так и на уровне всего детского сада. В группе я практикую проекты краткосрочные и долгосрочные: «Как вырастить лук», «Берегите птиц зимой», «Что такое пуговица», «Осень золотая», «Моя любимая мамочка» и др. Новые стандарты дают нам использовать в своей работе   разнообразные методы и формы работы, включать инновационные технологии, использовать новые подходы к обучению. Внедрение инновационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок. Я согласна с тем, что технология проблемного обучения является эффективной при работе ФГОС.  Изменился способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка. Ребёнок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия равными по значимости. Воспитатель – как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остаётся центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной личности дошкольника.

Все принципы очень важные – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и сотрудничество Организации с семьёй, где я применяю различные формы взаимодействия с семьёй.  Использование разнообразных форм и методов работы с родителями помогает объединить усилия Доу и семьи, обеспечив ребенку двойную защиту и эмоциональный комфорт. Учёт этнокультурной ситуации развития детей нельзя забывать, в моей группе есть русские, молдаване, армяне и мы вместе приобщаемся к национальной культуре, обычаям и традициям. Семья является главным источником народных традиций. Мы активно взаимодействуем с родителями:  приобрели костюмы, родители участвуют в народных праздниках, пекут свои выпечки, знакомят  с народными играми. Конечно, иногда приходится сталкиваться с трудностями,  индивидуальный подход необходим  не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.  Я, общаясь с ними, должна чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителей, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации. Жизнь в детском саду с помощью родителей стала более интересна. 

 Я очень люблю свою работу, своих детей, радуюсь вместе с ними за достижения их первых высот в образовательной деятельности, как шаг за шагом они учатся играть, рисовать, лепить, становятся самостоятельными. И я всегда готова к любым переменам, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Нужно дарить сказку своим детям каждый день, для того чтобы им было интересно в этой сказке быть. Проблемы есть, они решаемы -  нужно быть в поиске нового, заниматься самообразованием, творчески подходить ко всему, желание не останавливаться на достигнутом.

 Я считаю, что до тех пор, пока мы не будем реализовать в своей работе все основополагающие принципы, мы не сможем сказать, что ФГОС дошкольного образования внедрён в практику педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях  реализация  ФГОСДО...

Семинар ФГОСДО

Семинар  по обсуждению ФГОС ДО...

Семинар ФГОСДО

Семинар  по обсуждению ФГОС ДО...

Что должны знать родители о ФГОСДО

Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна....

Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОСДО.

Система работы с детьми над проблемой по теме "Страна сказок Пушкина."...

Фрагмент плана образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО "Осень"

Изобразительная  деятельность и конструирование на один день в режимных моментахВозрастная группа:  старшая...

Организация предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОСДО

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....