"Играем, развиваясь" (образовательный потенциал прикроватного коврика)
занимательные факты на тему

Медведева Елена Борисовна

"Минимум -затрат, максимум - результата"

Данный материал, поможет воспитателям обустроить предметно-пространственную среду с помощь обычного прикроватного коврика. В ФГОС ДО прописаны требования (насыщенность, трансформируемость, полифункционнальность, вариативностьдоступность, безопасность) к предметно – пространственной среде –данный предмет, отвечает этим требованиям .В статье рассказывается не только об традиционном, но и альтернативном использовании этого предмета. Используя его, можно придумывать разнообразные задания для воспитанников по всем 5 образовательным областям, прописанные  в ФГОС ДО.  Это новейший способ организации образовательной деятельности с детьми разного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_potentsial_predmeta.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный потенциал предмета «Коврографа».

Предмет   КОВРИК (прикроватный, «ножной» коврик)

Традиционное использование

Альтернативные  способы использования

Использование ковролина для создания уюта и комфорта в учреждении и групповом помещении.

В  качестве дизайна группы и лестничного пролёта на стенах оформляются: выставки с помощью «ковролина» - тематика разнообразна; панно (н-р, «Доска моих достижений»,  «Как прошёл день в детском саду», «Изучаем цифры (буквы)» и т.д.)

Индивидуальный подход в использовании  во время проведения гимнастики после сна.

Использование коврика, как коврографа, фланелеграфа, который  обладает  рядом несомненных преимуществ:

- Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой

позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный и демонстрационный материал. На нем можно фиксировать развивающие материалы, входящие в состав комплекта: дидактические карточки с цифрами, буквами, фигурами, различными изображениями, эталонами, стрелками.

- Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки

обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность игровых образовательных ситуаций.

Данные  приспособления необходимы для фиксации дидактического и игрового материала.  С помощью разноцветных липучек с фиксаторами возможно прикрепить любые изображения, картинки и даже фотографии.

Использование для сохранение, укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни (закаливание организма)

Создать в группе многофункциональную развивающую среду, направленную на развитие математических способностей (знакомство с эталонами формы, цвета, величины, знакомство с количеством и развитие навыков счета), ознакомление с окружающим миром, сенсомоторики, а также формирование умения ориентироваться на плоскости и многое другое.

Использование для решения физ. задач: 

  • - развития чувства равновесия и координации движений;
  • спортивные и подвижные игры;
  • физ. упражнений на решение разных задач по ходьбе, бегу и т.п.;
  • профилактика и коррекция плоскостопия

 Создание сенсорной стены, которая дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:

  • формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия (Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др. )

«Художественно-эстетическое развитие» (рисование "Чудо - коврики" (мелом), аппликация (с помощью липучки) "Мой любимый коврик"; изготовление ковриков - совместно с родителями)

Комплекс игр на ковролине

поможет педагогам использовать в работе еще и маленький комплекс , который позволит ребенку не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет организовывать учебно-образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально .

Кроме того, комплекс позволяет организовывать и проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Комплекс позволяет динамично и наглядно проводить игры и занятия не только по формированию элементарных математических представлений(дидактические игры «Сделай по образцу», «Шарики для клоуна», «Что ещё такой же формы» и др. ),  но и по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи(«Кто что ест», «Чьи детки», « Что лишнее», «Расскажи о зиме» и др. )поизобразительной деятельности(«Заборчики», «Дорога для паровозика», «Длинная дорога Колобку», «Укрась платье», «Иголки ёжику», «Лучики для солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне» и др. ).

Ковролин удобен для раскладывания героев сказок . Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пересказывают текст с использованием картин, сами начинают сочинять сказки, игровые ситуации.

Работа с комплексом способствует развитию творческого потенциала педагога и совершенствованию его квалификации. Ведь, используя этот комплекс, мы можем самостоятельно придумывать игры и задания, отражая в своей деятельности все аспекты и направления образовательной работы с детьми.

ковролиновый комплекс:

  • Совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь);
  • Развивает творческие способности дошкольников;
  • Развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле;
  • Развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п. );
  • Формирует мотивационную сферу к учебному процессу;
  • Сплачивает группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе;
  • Развивает умение действовать соответственно правилам игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Геометрический коврик"

Дидактическая игра может быть использована как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и в индивидуальной работе, а также в свободной игровой      дея...

Учебно-методическое пособие - игры своими руками. "Занимательные карманы". Коврик "В гостях у Мурки".

В настоящем посибии Вы найдете игры и упражнения, Способствующие развитию мелкой моторики рук, внимания, усидчивости и трудолюбия.Для изготовления пособий потребуются предметы, которые найдутся в доме...

Мастер-класс по аппликации плетение из бумажных полос ковриков разной формы "Волшебные коврики" для детей старшего дошкольного возраста.

Аппликация, плетение из полосок разного размера и цвета коврики разнообразных форм для детей старшего дошкольного возраста....

Коврики "здоровья"- детские ортопедические коврики

laquo;Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармони...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Логическия игра с блоками Дьеныша(логический коврик

Логическая игра с блоками Дьеныша: «Математический коврик».Задачи:• Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.• Развивать мыслительные умения: сравнивать, ан...