Образовательный проект "Музейная жизнь игрушек"
проект (старшая группа) на тему

Богданова Екатерина Владимировна

данный проект представляет собой работу по созданию новой  предметно-развивающей среды в группе ДОУ в виде мини-музея. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых представлений о разновидностях музейных экспонатов - игрушек, проявление творческих способностей детей и их родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey.docx49.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Колосок»

Проект для старших дошкольников

«МУЗЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ИГРУШЕК»

Разработчик:

Богданова Е. В.

п. Новочернореченский, 2016-2017 учебный год

Проект: среднесрочный, групповой,  практико-ориентированный

Сроки реализации: с 20.09. по 16.12.16 года

Цель проекта: создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных, познавательных, творческих интересов детей. Формирование у ребенка в детском саду и дома нравственных качеств, основанных на чувстве уважения к игрушке как виду искусства.

Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию новой  предметно-развивающей среды в виде мини-музея. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых представлений о разновидностях музейных экспонатов - игрушек, проявление творческих способностей детей и их родителей.

Актуальность данного проекта: Основная задача дошкольных организаций  – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования – в школу. Многие педагоги, психологи говорят о том, что предметно-развивающая среда имеет огромное влияние на развитие личности дошкольника, его познавательные процессы и эмоциональную сферу. Развивающая среда по требованиям ФГОС должна быть мобильной, гибкой, доступной. Такой развивающей средой может быть созданый мини-музей. Красивые, необычные музейные экспонаты - игрушки, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед, способствующих развитию речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных игрушках, о времени их создания, «сроке жизни» и многом другом, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

 Задачи для детей:

  • Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные,  речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  • Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к экспонатам мини-музея.
  • Воспитывать желание создавать мини-музей, пополнять его экспонатами.

Задачи для родителей:

  • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду,
  • оказывать содействие в создании мини-музея в группе.

Задачи для педагога:

  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Участники проекта:

  1. Воспитатели группы, помощник воспитателя.
  2.  Дети старше-подготовительной группы.
  3.  Родители и другие члены семьи.

Формы работы в мини - музее:

  1. Экскурсии с целью создания коллекции
  2. Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета
  3. Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума
  4. Конкурсы творческих рассказов
  5. Викторины
  6. Сбор экспонатов, поисковая работа
  7. Тематические вечера, занятия
  8. Театрализованная деятельность

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

Дети:

  • сформировано  эмоционально-эстетическое и бережное отношение к экспонатам мини-музея;
  • проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к близким;
  • возрастает речевая, познавательная, исследовательская активность детей в разных видах деятельности.

Родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение педагогической компетентности родителей через сотрудничество с ДОО.

Педагог: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

1. Подготовительный этап  педагог совместно с родителями воспитанников определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения, обсуждали, какими экспонатами необходимо пополнить мини-музей. Также на подготовительном этапе воспитатель провёл индивидуальные беседы о значимости создания мини-музея игрушек в группе старших дошкольников.

2 . Основной этап реализации проекта:

Цель основного этапа:  социально-коммуникативное, познавательное  развитие дошкольников на основе бесед, экскурсий, развлечений, рассматривание и последующий анализ экспонатов, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации,  художественное творчество детей.

3.Заключительный этап: систематизация и обобщение знаний детей о разнообразии игрушек, воспитание желания изготавливать игрушки самостоятельно, организовывать вокруг них игры, содействовать детско-родительскому сотрудничеству.

Тематическое планирование

Этапы

Мероприятие

Сроки

Цель

                        подготовительный

проведение консультаций;

  - проведение бесед о  значении создания музея в группе с родителями воспитанников;

    - проведение семинара - практикума с родителями по изготовлению кукол из различных материалов;

  - составление сценария совместного вечера-развлечения;

  -  разработка совместных экскурсий в мини-музей.

Сентябрь

- изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;

-     скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-коммуникативных качеств, творческого потенциала;

-     разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

                                                  основной

 - беседа «Что такое музей?»;

- проведение  экскурсий в мини-музей;

- изготовление и пополнение экспонатами мини-музея;

- совместное  развлечение с родителями воспитанников;

-рассматривание и последующий анализ экспонатов музея;

-обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Что, было бы, если бы не было игрушек?»;

  -художественное творчество детей (рисование) «Самая интересная игрушка в мини-музее»; изготовление куклы-марионетки.

Октябрь

- Расширение и углубление представлений детей о музее как представителе  искусства;

- пополнение музея экспонатами в рамках акции «Город Мастеров»;

- развитие познавательного интереса, творческого потенциала детей;

- содействие в развитии эмоционально-положительных эмоций у детей и родителей в ходе совместных мероприятий;

- воспитание желания  у детей выражать свои впечатления об увиденном в своём рисунке, делиться мнениями, развитие социально-коммуникативных качеств (доброжелательность, участие, умение уступать, договариваться, проявлять эмпатию, выслушивать других)

заключительный

- мультимедийная презентация «Музейная жизнь игрушек»;

- создание журнала отзывов и предложений для посетителей мини-музея

Ноябрь, декабрь

- систематизация и обобщение знаний детей о разнообразии игрушек;

- воспитание желания изготавливать игрушки самостоятельно, организовывать вокруг неё игры;

-содействовать детско-родительскому сотрудничеству.

Анализ по завершении проекта:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята;
  • данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;
  • возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
  • считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, так как родители принимали активное участие в реализации проекта;
  • на начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей.

   

      Литература:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63

Приложения

Анкета для родителей «Музей и дети»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут педагогам  организовать работу с детьми более плодотворно и интересно!

  1. Ваши ФИО__________________________________________________________
  2. Посещали ли Вы музей?_____________________________
  3. Как Вы считаете: создание мини-музея будет способствовать развитию Вашего ребёнка?___________________________
  4. Посещали ли Вы музей вместе со своим ребёнком?________
  5. Как Вы считаете, для чего нужны музеи?__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Готовы ли Вы принимать активное участие при создании  мини-музея?____________________________________________
  2. Какую помощь Вы можете оказать при создании мини-музея для детей (нужное подчеркнуть)?

- пополнять музей экспонатами

- принимать участие в играх-занятиях

-оказывать помощь в проведении экскурсий в мини-музее

- оказать помощь при оформлении стендов

- создавать новые экспонаты в рамках акции «Город Мастеров»

- всё выше перечисленное

Спасибо за сотрудничество!

Экскурсия №1

Цель: Расширение и углубление представлений детей о музее как представителе  искусства.

Воспитатель приводит детей в мини-музей и даёт им время всё рассмотреть. Обращает внимание детей на то, что игрушки бывают разными: игровая ситуация «Узнай игрушку по описанию». Далее педагог знакомит детей с понятиями «экспонат», «музей»,  его разновидностями; совместно с детьми составляются правила поведения в мини-музее. Рассказ педагога о музее как виде искусства. Обратить внимание на то, что в музее ещё очень много места, поэтому детям и их родителям нужно продумать и создать свой образ игрушки, чтобы пополнить ею музей. В заключение педагог делает обобщение: сегодня мы узнали о музее, какие игрушки бывают.

Экскурсия №2

Цель: расширение словаря детей в ходе рассматривания и анализа экспонатов мини-музея, воспитание бережного отношения к представленным экспонатам.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в музее появились новые экспонаты. Игра «Что изменилось?». Рассматривание и анализ игрушек. Рассказ педагога о том, как эти игрушки появились в музее, кто их принёс. Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было игрушек…». Воспитатель предлагает детям  изготовить коллективно игрушку-марионетку.

Экскурсия №3

Цель: развитие познавательного интереса, творческого потенциала детей.

Педагог с детьми приходит в мини-музей даёт время рассмотреть экспонаты, вспомнить историю их появления в музее, предлагает детям составить коллективный рассказ о каком-нибудь экспонате. Сочинять историю начинает педагог, продолжают дети, по-очереди, не нарушая последовательность повествовательного рассказа. После «истории по кругу» воспитатель предлагает детям поиграть в д/игру «Найди по описанию».

 

Беседа «Самая понравившаяся игрушка в мини-музее»

Цель: развивать и обогащать речь детей, развивать творческие способности, учить выражать свои впечатления об игрушках в рисунке.

Воспитатель напоминает правила поведения в мини-музее, обращает внимание детей на то, что благодаря усилиям родителей и детей в группе появился замечательный мини-музей. Педагог рассказывает о том, какая игрушка ему нравится больше всех и почему. Предлагает детям рассказать о самом понравившемся экспонате. После того, как все дети выскажут свои мнения, педагог предлагает нарисовать самую понравившуюся игрушку. Дети рисуют образы экспонатов и оформляют выставку рисунков в мини-музее.

Консультация для родителей «Значение мини-музея в жизни дошкольника»

 

Встреча с уникальными  экспонатами приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном. Создание в группе детского сада мини-музея  как ничто другое способствует этому. Мини-музеи бывают разными:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
  • Картинная галерея;
  • Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
  • «Воинской доблести и славы» и др.

Мини-музей становится неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, участвуют в играх-занятиях, создают игрушки сами. Ребята их старших групп проводят экскурсии для младших, дополняют их своими рисунками. Здесь же размещаются детские творческие работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей способствует развитию познавательной, творческой, эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника!

            

      

Конкурс творческого семейного рассказа «Игрушки разные важны, игрушки разные нужны».

Цель: вызывать радость, эмоциональную отзывчивость от совместного с родителями труда, развивать умение составлять связный рассказ об игрушке, согласовывать предложения в рассказе между собой.

Викторина «Большие тайны маленьких игрушек»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах мини-музея, развивать познавательный интерес, творческие способности, активизировать речь, вызывать радость от совместной работы с родителями.

 

 

Викторина «Большие тайны маленьких игрушек»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах мини-музея, развивать познавательный интерес, творческие способности, активизировать речь, вызывать радость от совместной работы с родителями.

Ход

Педагог: Добрый день, дорогие гости нашего мини-музея. Сегодняшняя наша встреча поможет нам обратить внимание на обычные вещи и заметить что-то совсем необычное, загадочное. Чтобы настроиться на нужный лад, давайте все вместе поприветствуем друг друга!

Игра «Улыбка»

Игра «Человек-человек»

Педагог: Молодцы, а сейчас начинаем нашу викторину. Сначала представим наши команды. (представление команд). Познакомились с командами игроков, а сейчас познакомимся с правилами нашей викторины.

Ознакомление с правилами проведения викторины.

Все участники-команды  за правильный ответ получают жетон.Победителем викторины станет команда, которая дала наиболее правильные и полные ответы на все вопросы викторины и набравшая наибольшее количество жетонов.

Первая часть викторины «Отгадай-ка!»

Загадки об игрушках

Вот упрямый человек! Не заставишь лечь вовек!

 Он совсем не хочет спать, Положу — встаёт опять

И стоит — качается, Как он называется?(ванька-встанька)

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Всё сначала начинаю. (Кубики)

В этой молодице Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица, Для меньшой – темница. (Матрешка)

У меня есть дочь Алёнка — Распрекрасная девчонка!

Ей не надо ни лошадок, Ни конфет, ни шоколадок.

 Она маму слушает — Всё, что надо, кушает.(Кукла)

Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет.(мяч)

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он — весёлая игрушка, А зовут его ...(Петрушка)

Сам металлический, Мозг электрический.(Робот)

 Вторая часть викторины «Занимательные вопросы из истории игрушек»

1.Как называлась игрушка в России до XVIII века?
потеха 

Сдоба

полешко
2. Как называется игрушка-неваляшка?

Ванька-встанька

Матрёшка

Кукла

3. Какой предмет нужен для игры в «Часики»?
скакалка 

стетоскоп

будильник
4. Как называются круглые деревянные бруски для игры в городки?
деревья
рюхи 
ряхи
5. Разновидностью какой игрушки является древнерусский кубарь?
мяч
волчок 
бита
6. Что необходимо для игры в лапту?
мяч и бита 

мяч и ракетки

кегли и мяч
7. Что означает выражение «играть в бирюльки»?

играть в подвижную игру

играть в карты
заниматься пустяками 
8. Во времена какого правителя в России появились мягкие игрушки и куклы из папье-маше?
Екатерины

Петра I 

Александр I I 

9. Как называется славянская кукла-оберег для малышей?
пеленашка 

Оберешка

занимашка

Физминутка «Заводные игрушки»

Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)

Заводные зайчики
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Матрешки, медвежата -
Все на полочках сидят
(Присесть)

С нами поиграть хотят.
(Прыжки)

Третья часть викторины «Сочини сказочную историю»

Каждой команде дается время – 5 минут на написание сказки с участием куклы или любой другой игрушки. 

Подведение итогов викторины.

Вот и закончилась наша викторина! А теперь давайте посчитаем жетоны и определим победителя викторины.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Колосок»

Паспорт мини-музея игрушек

п. Новочернореченский, 2016-2017 учебный год

 

ОПИСАНИЕ ЭКСПОНАТОВ:

  1. Название, «возраст», материал.
  2. Место сбора
  3. Кем предоставлен или изготовлен

ОПИСАНИЕ ЭКСПОНАТОВ

  1. Кукла-пупсик пластмассовый.  В семье хранится 17 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в музей Екатериной Ивановной Щауловой.
  2. Совочек железный. В семье хранится 14 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в мини-музей Алипа Еленой Телмановной.
  3. Солдатики пластмассовые на подставке. В семье хранятся 15 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в мини-музей Алипа Еленой Телмановной.
  4. Игрушка-погремушка  «Коровка» пластмассовая. В семье хранятся 15 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в мини-музей Алипа Еленой Телмановной.
  5. Игрушка крокодил пластмассовый. В семье хранится 19 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен в мини-музей Алипа Еленой Телмановной.
  6. Кегля пластмассовая. В семье хранится  более 15 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Предоставлен  экспонат в мини-музей Алипа Еленой Телмановной
  7. Игрушки ёлочные стеклянные. В семье хранятся 19 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Представлены в мини-музей Рахат Нурбековной Алиевой.
  8. Собака (мягкая). В семье хранится 20 лет. Место сбора – посёлок Новочернореченский. Представлена в мини-музей Светланой Максимовной Локтионовой.
  9. Куклы тряпичные. Изготовлены для мини-музея  Светланой Никитичной Шкляевой.
  10. Куклы нитяные. Изготовлены для мини-музея совместно с детьми  старше-подготовительной  группы педагогом Екатериной Владимировной Богдановой.
  11. Кукла-марионетка. Изготовлена для мини-музея совместно с детьми старше-подготовительной  группы педагогом Екатериной Владимировной Богдановой.
  12. Кукла соломенная. Изготовлена для мини-музея совместно с детьми старше-подготовительной  группы педагогом Екатериной Владимировной Богдановой.