Программа кружка "Волшебная бусинка"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Хватова Татьяна Васильевна

Программа кружка "Волшебная бусинка" для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa_kruzhok.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Золотая рыбка»

УВЕРЖДАЮ:

           Заведующий МБДОУ

                Детский сад № 17«Золотая рыбка»        

      ____________Т.Н. Железняк

                                                                Протокол педагогического Совета

№    от «   » __________ 2017 года

Рабочая программа дополнительного образования

 «Волшебная бусинка»

Возраст воспитанников: 5 - 6лет

Срок реализации программы:  1 года

Составитель программы:

Воспитатель Хватова Т.В.

г. Салехард 2017 г.

Пояснительная записка.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Поэтому для детей  тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.

     Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.

     Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение дошкольников основными приёмами бисероплетения. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес.  

     Настоящая программа способна научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Актуальность

     Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.

     Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с различными материалами (бусины, бисер, пластилин и т.д.) успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

     Бисероплетение так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Цель:  Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.

Задачи:

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков

Бисероплетение как вид ручного труда не включено в основную образовательную ДОУ. Программа составлена на основе авторских разработок С.Г. Овчинниковой и И.Г. Титовой.

Механизм реализации программы.

Программа дополнительного образования по бисероплетению «Волшебные бусинки» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 30 минут. Всего занятий в год- 36 ч.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Принципы содержания программы:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.

В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Условия для занятий в кружке «Волшебная бусинка»:

1. Занятия проходят в групповой комнате.

2. Подбор материала для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.

4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.

5. Подбор комплекса упражнений для глаз.

6. Подбор репродукций, открыток, работы мастеров.

7. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

Методическое обеспечение программы.

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”,  учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Все задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка.

Материалы и инструменты

* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

 * Леска и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

* кусачки для отрезания проволоки;

К концу 1 года обучения:

По окончании 1 года обучения дети знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения дети умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

Учебно-тематический план

рабочей образовательной программы дополнительного образования «Волшебная бусинка»

Старшая группа – 1 год обучения

Блоки программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

История бисероплетения

1 час

2 часа

2

Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности.

30 мин.

30 мин.

1час

3.

«Составление узоров по схеме».

1 час

1 час

2 часа

4.

Техника простого низания бисера на леску и проволоку.

1 час

1 час

2 часа

5.

Знакомство со схемой плетения. Создание своей схемы. Набор на проволоку. Чередование по форме.

2 часа

7 часов

9 часов

6.

Знакомство с техникой плетения «колечки».

20 мин.

40 мин.

1 час

7.

Низание цепочек и браслетов

4 часов

14 часов

18 часов

 8.

Итоговое занятие

1 час

   1 час

36 часов

Содержание

рабочей образовательной программы дополнительного образования

«Волшебная бусинка»

Старшая группа - 1 год обучения

№,

название блока

Название занятия

Теория

Практика

I Блок -

История бисероплетения

 ( 2 часа)

1.1.Вводное занятие (2 часа)

Теория 1 час

  • Общие сведения о бисере

Цель: Познакомить с программой кружка, рассказать об истории возникновения бисероплетения, вызвать интерес к бисероплетению, желание заниматься рукоделием

Практика 1 час

Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.

II Блок -

Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности.

2.1. Материалы и инструменты, принадлежности для бисероплетения. Организация рабочего места

( 1 час)

Теория 30 мин.

  • Правильная организация рабочего места, которая облегчит труд и сохранит здоровье. Знакомство с материалами и инструментами. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

Практика 30 мин.

  • Организация рабочего места

III Составление узоров по схеме

( 2 часа)

Простое низание.

(2 часа)

Теория   1 час

обучение последовательности изготовления поделок из бисера на проволочной основе. Обучение планированию работы с использованием схем и переносить схемы на мозаику.

Практика 1 час

простое низание – чередование бисера по схеме.

IV Блок -

Техника простого низания бисера на леску и проволоку.

( 2 часа)

Простое низание.

(1 час)

Теория 30  мин.

Учить детей нанизывать бусины и бисер, чередуя их по схеме.

Практика 30 мин.

Выполнение упражнений по нанизыванию бусин и бисера, составление композиции.

4.1. Низание параллельное

(1 час)

Теория 30 мин.

Рассматривание поделок – украшений из бисера.

Практика 30 мин.

Самостоятельно нанизывать бисер на леску

VБлок

Знакомство со схемой плетения. Создание своей схемы. Набор на проволоку. Чередование по форме.

5.1. Составление своих схем.

(4 часа 30 мин.)

Теория 1 час.

Рассматривание схем и узоров

Практика 3 часа 30 мин.

Самостоятельное составление схем и рисунков

5.2. Чередование по форме (простое и сложное) – 4 часа 30 мин.

Теория 1 час.

Знакомство с чередованием

Практика 3 часа 30 мин.

Выполнение упражнений по чередованию по форме

VI Блок

Знакомство с техникой плетения «колечки».

( 1 час.)

6.1.  Плетение «Колечки» (1 час)

Теория 20 мин.

Анализ образцов украшений ( кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практика 40 мин.

Плетение украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки

VIIБлок-Низание цепочек и браслетов

(20 часов)

7.1.«Нитка – браслет» для куклы».

(1 час 30 мин.)

Теория 30 мин.

Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме.

Практика 1 час

Создание композиции

7.2.  «Нитка – бусы» для куклы». (1 час 30 мин.)

Теория 30 мин.

Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме.

Практика 1 час

Создание композиции

7.3.  «Браслет для принцессы» (по замыслу – 1 час 30 мин.)».

Теория 30 мин.

развивать умение задумывать рисунок поделки, составлять схему самостоятельно и доводить замысел до конца.

Практика 1 часа

Составление схемы, создание композиции

7.4.  Бусы - узорчатые». (1 час 30 мин.)

Теория 30 мин.

Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме.

Практика 1 часа

Создание композиции

7.5. «Браслетик «Попурышки»».

 (4 часа)

Теория  1 час

Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме.

Практика 3 часа

встречное плетение по схеме.

7. 6. ««Цепочки «Попурышки»».

(4 часа)

Теория  1 час

Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме.

Практика 3 часа

встречное плетение по схеме.

7.6. «Разноцветные браслетики».

Теория 1 час Формировать практические умения и навыки низание бисера на проволоку по схеме.

Практика 3 часа

Создание композиции

VIII Блок-

Итоговое занятие

(1 час)

Практика 1 час

Выставка для родителей. Презентация детьми своих работ. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов

Список используемой литературы:

1. «Бисер. Уроки, приемы и схемы» - Н. Л. Ликсо.

2. «Бисер. Игрушечки». – Берлина Н. А., Mari – ClaudeBurel «Petitsanimauxsenperles» (30 моделей из бисера).

3. Дошкольное педагогика №8 2008г.

4. Домоводство для девочек – «Все о бисере» - М. С. Зимина.

5. «Игрушечки из бисера»- Изд. «Культура и традиции». - Москва.

6. «Книга для девочек – «Украшения из бисера и бусин»- Е. П. истратова.

7. «Объемные фигурки из бисера» - ИзабельКасап – Селье.

8. Фигурки и игрушки из бисера ГёрС. ,Кох С. ,Рёр Г. ,РёрГ. ,СоболеваО. ,Серке А. Астрель, «Академия развития,», «АСТ «Подарок своими руками»

Приложение 1

Диагностическая карта

№п.

п

Фамилия, имя обучающегося

Выполнение заданий

итого

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по бисероплетению детей 6-го года жизни логопедической группы «Весёлые бусинки»

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивае...

Рабочая учебная программа по бисероплетению «Весёлые бусинки»

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую мот...

Программа «Волшебные бусинки» по обучению детей 5 – 7 лет бисероплетению

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Разви...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для группы общеразвивающей направленности 2-5 лет «Бусинки» на 2018-2019 учебный год Составлена с учетом ФГОС ДО и образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. В

Рабочая Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бусинка к бусинке"

Программа объединения дополнительного образования по бисероплетению...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ БУСИНКА»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...