Использование музыкально - дидактических игр в работе с детьми.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Григорьева Ольга Сергеевна

Игры для детей раннего и младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovvanie_didakticheskih_igr.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыкально - дидактических игр  в  работе с детьми

Развитие слуховой и пространственной ориентировки

«Кто в домике живет» - раздаем детям по пять карточек с изображением животных (медведь, заяц, волк, лиса, мышка). Звучит музыка, изображающая этих животных. Дети должны по слуху определить о ком рассказывает эта музыка, выбрать карточку и занять соответствующий домик.

«Узнай, какой инструмент звучит» – за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху должны определить, какой инструмент прозвучал. Это вариант для младших групп. В старших группах мы задание усложняем: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети должны закрытыми глазами определить в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади).

«Найди свою игрушку» – расставляем по залу игрушки (желательно больших размеров и яркие), дети подходят к ним, рассматривают их. Звучит музыка, дети бегают по залу и по команде «Зайчик в гости пригласил», подбегают к игрушке зайчика и т.д.  Игра повторяется несколько раз, пока дети не обойдут всех персонажей. В старших группах дети  строятся в колонны (учитывается сторона окклюзии), маршируют под музыку и соответственно по команде поворачиваются к названной педагогом игрушке. К ориентировке в пространстве добавляется еще и построение по квадрату.

Употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза, совмещение зрительного и слухового образов

«Светофор» – для игры мы используем три больших круга (красный, желтый и зеленый). Подбираем музыку: красный цвет – музыка тихая, спокойная – дети сидят на стульчиках или просто стоят. Желтый цвет – музыка бодрая – дети шагают, стоя на месте. Зеленый цвет – музыка быстрая и веселая – дети бегут по залу. Показывать цветные круги можно в любом порядке. Ведущим может быть ребенок. С помощью этой игры идет еще и закрепление зрительной и слуховой памяти. Умение различать музыку по жанрам, например: тихая, спокойная – может быть колыбельной, бодрая, энергичная – это марш, быстрая и веселая – любая плясовая.

«Пчелки»

Дети изображают пчелок – под веселую музыку двигаются в разных направлениях по залу. С окончанием музыки каждая «пчелка» занимает свой цветок (предварительно взрослый   дает указание: либо через цветок, либо на каждый цветок, либо между цветками и.т.д.)  Игра  развивает ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, быстроту реакции.

«Цветик-семицветик» - для игры используются вырезанные из цветного картона лепестки цветов разного цвета. Дети должны собрать цветы с лепестками одного цвета (младший возраст), или цветы с лепестками разного цвета (старший возраст). 

Укрепление мышц глаз

«Цветные ленточки»

Звучит музыка различная по характеру.  Дети должны при помощи движения  ленточек отобразить характер и настроение музыки, затем охарактеризовать ее вербально. При этом включается творческое воображение, обогащается лексический словарь ребенка, воспитывается музыкальное слуховое восприятие. Акцентировать внимание ребенка на цвете.

«Узнай музыкальное произведение». Пособие к этой игры сделали в виде многоэтажного дома. Каждое окно – эта картинка, соответствующая определенному произведению. В этой игре мы используем такие произведения, в которых присутствует какое-нибудь действующее лицо, например: (кукла «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. Чайковского, клоуны из произведений «Будем кувыркаться» муз. Саца, «Клоуны» муз. Кабалевского и т.д.).  Сам персонаж на картинке отсутствует. Прослушав музыкальное произведение, дети называют его, вспоминают композитора, находят в домике картинку по этому произведению и  дополняют ее персонажем ( по принципу мозаики с пазлами).

«Музыкальные ступеньки» - дети определяют по мелодии поступенное движение вверх и вниз, показывают направление движения мелодии рукой, отслеживая глазами движение руки.

Развитие подражательных функций

В работе над этой проблемой нам очень помогают театрализованные музыкально-дидактические игры, например:

«Кто в теремочке живет» – каждому ребенку мы даем роль, количество персонажей может быть любое, все зависит от возраста детей. Дети должны изобразить  характерные повадки животных не только движением тела, но и мимикой лица.  Все это подталкивает ребенка на самостоятельное видение образа, импровизацию, воображение.

Театрализованные музыкально-дидактические игры  стимулируют детей на активное участие в постановках спектаклей, помогают  избавиться от комплекса неполноценности, раскрепощают их, способствуют более яркому раскрытию образа персонажа, развивают эмоциональные проявления.

В группах оборудованы музыкальные уголки, в которых в самостоятельной деятельности закрепляют накопленные знания. В каждой группе созданы  театральные зоны, где есть небольшая сцена, уголок ряжения, дети с удовольствием перевоплощаются в различных героев, ставят сказки и показывают их младшим дошкольникам.

В детском саду собрана большая аудио-видеотека, что позволяет расширить кругозор детей, познакомить с музыкальной культурой народов мира.

Для детей с нарушением зрения мы подобрали фонотеку различных звуков – звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подобран музыкальный материал для сеансов релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям коррекционных групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок.

Результативность работы с детьми с нарушением зрения является более эффективной, если занятия организуются как по подгруппам, так и индивидуально. В начале года совместно со старшим воспитателем составляется сетка музыкальных занятий, где учитываются все формы организации работы с детьми. Эти занятия помогают глубже изучить и понять психологию ребенка, его внутренний мир, и отношение к окружающему.

Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный музыкально-дидактический материал, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачами и тифлопедагогами, позволяет добиваться более высоких результатов в музыкальном воспитании детей. Итогом нашей работы является успешные выступления и постоянное участие детей в городских и областных конкурсах музыкального творчества.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения

В этой статье я предлагаю дидактические игры для коррекционной работы со слабовидящими детьми. Эти дидактические игры можно использовать как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни р...

Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"

Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать  знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...

Использование музыкальных инструментов дома для работы с детьми с ДЦП.

Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО_ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВНЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА https://interactive-plus.ru/article/472744/discussion_platform

Федькушова Надежда Вячеславовна,воспитатель,МБДОУ д/с № 123 «АБВГДейка»Г. Архангельск РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВНЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ...

Мастер-класс "Использование музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми ОВЗ"

Мастер-класс "Использование музыкально-ритмических упражнений в работе с детьми ОВЗ"...

Консультация для музыкального руководителя "Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения"

Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию ...