семинар-практикум
методическая разработка на тему

Захарова Ксения Андреевна

Семинар-практикум для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Умка» г. Павлово

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

для педагогов на тему:

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей»

Выполнила: Захарова К.А.

2017 г.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросе влияния устного народного творчества на развитие речи детей.

Задачи:

1.Уточнить знания педагогов о  фольклоре.

2.Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей

3.Развивать творческую активность педагогов

4.Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь друг другу при выполнении заданий.

1 часть. Вводная часть.

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами поговорим о влиянии устного народного творчества (о фольклоре) на развитие речи детей.

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.  Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

- обогащают словарь,

- развивают артикуляционный аппарат,

- фонематический слух,

- дают образцы для составления описательных рассказов.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

2 часть.

Вопрос – ответ.

1.Назовите, какие вы знаете формы фольклора? (песни, потешки, считалки, заклички, прибаутки, дразнилки, перевёртыши, сказки, поговорки).

2.В каких режимных моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения? (в режимные моменты – одевание, кормление, купание, укладывание спать).

Я вам предлагаю несколько вариантов песенок, потешек, закличек.

1.Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий,

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду,

Красно яблоко в саду! ( положительные эмоции у малыша)

2. Чтобы дети правильно обували  обувь. Используют потешки:

Как у нашей у Маринки

Перессорились ботинки

Друг от друга отвернулись

Рассердились и надулись

Поменяли их местами

Перестали дуться сами.

3.При умывании можно использовать потешки:

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

4.При укладывании спать можно использовать колыбельную  песенку:

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

За печкою поет сверчок.
Угомонись, не плачь, сынок, —
Глянь, за окном морозная,
Светлая ночка звездная.

5. Во время приёма пищи можно использовать песенки:

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим.

Большими вырасти хотим!

6. Заклички к различным явлениям природы

Дождик, дождик

пуще лей,

чтобы было веселей.

Гром, гром, 
Не бей в наш дом. 
А бей в колоду — 
В холодную воду. 

Радуга-дуга, 
Принеси дождя — 
Нам по крошке, 
Медведю по ложке!

7. считалки

Тише, мыши, кот на крыше, 
а котята ещё выше. 
Кот пошёл за молоком, 
а котята кувырком. 
Кот пришёл без молока, 
а котята ха-ха-ха.

Кони, кони,
сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

3 часть. Практическая.

1.Я буду начинать пословицу, а вы должны ее закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)

Волков бояться – (в лес не ходить).

Всякое дело – (мастера боится).

Делу время – (потехе час).

За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).

Семь раз отмерь – (один раз отрежь).

Лениться да гулять – (добра не видать).

Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Попробуйте объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

Что такое светлица (светлая парадная комната в доме) 

Что такое портки (штаны) 

Что такое рать (войско) 

Что такое изгородь (ограда) 

Что такое перст (палец)         

Что такое  око (глаз)

Что такое уста (рот, губы).

 

3. Игра «Собери пословицу» .
Нужно составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.

1)  ПОД  ЛЕ  ЖА ЧИЙ  КА  МЕ  НЬ  ВО  ДА  НЕ  ТЕ  ЧЁТ

2)  КОН  ЧИЛ  ДЕ ЛО ГУ  ЛЯЙ СМЕ  ЛО

3)  ЖАР  КОС  ТЕЙ  НЕ ЛО МИТ

4)  НЕ  ВСЁ  КО  ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5)  ШИ  ЛО  В  МЕШ  КЕ  НЕ УТА ИШЬ

6)  НЕТ   МИ   ЛЕЕ   ДРУЖ   КА   ЧЕМ   РОД   НАЯ  МА  ТУ  ШКА

7) ДОБ  РОЕ СЛО  ВО  И  КОШ  КЕ  ПРИ  ЯТ  НО

4.часть. Заключительная. Рефлексия «Цветок»

Упражнения на рефлексию «Ваши впечатления».  Перед вами серединка от цветка, мне бы хотелось, чтобы вы отразили своё мнение на лепестках этого цветка. Лепестки лежат перед вами. Хотелось бы узнать ваше мнение. Что понравилось? Что может вызвать трудности? Что узнали нового?

Педагоги пишут своё мнение от проделанной работы и прикрепляют лепестки к цветку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...