Рекомендации по уголку экспериментирования в младшей группе.
консультация на тему

Мотова Елена Владимировна

Рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozn.issled.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Общие положения.

 Уголок экспериментирования в младшей  группе.

 Организуется и проводится в детском саду в целях формирования познавательных процессов дошкольников путём активизации творческой, исследовательской деятельности, качественному оснащению педагогического процесса и выявлению передового педагогического опыта.

 Задачи.

  • Создание условий для всестороннего развития познавательной активности детей.
  • Активизация творческого потенциала педагогов детского сада, воспитанников и их родителей.
  • Совершенствование работы детского сада по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в практико-познавательную деятельность.
  • Развитие познавательной активности и любознательности дошкольников в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности, формирование у детей
  • представления целостной «картины мира».
  • Развитие взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.
  • Распространение педагогического опыта в создании и совершенствовании предметно-развивающей базы по направлению экспериментирования дошкольников и экологического воспитания.

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть.

• книги познавательного характера для младшего возраста;

• тематические альбомы;

• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• песок, глина;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• материалы для игр с мыльной пеной,

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

• семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности в средней группе должно быть.

• книги познавательного характера для среднего возраста

• тематические альбомы

• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• песок, глина

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

• материалы для игр с мыльной пеной

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

• семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего дошкольного возраста.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности в старшей группе должно быть.

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• сито, воронки

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Дневник наблюдений

• Картотека опытов

• Схемы проведения опытов

• Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

В уголке экспериментальной деятельности в подготовительной группе должно быть.

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• тематические альбомы;

• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня")

• материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• сито, воронки

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Дневник наблюдений

• Картотека опытов

• Схемы проведения опытов

• Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Консультация для педагогов

«Содержание уголков экспериментальной деятельности».

   

     На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого

   Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.  (область познание)

   Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

      Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности

   В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 2) место для приборов

 Место для хранения материалов (природного, "бросового")

 3) место для проведения опытов

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) (слайд 5,6)

    Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». (СЛАЙД 7)

Основным оборудованием в уголке являются: 

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования : 

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения

   В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”. Китайская пословица гласит “Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму” . 

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 2) место для приборов

 Место для хранения материалов (природного, "бросового")

 3) место для проведения опытов

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический         

Компонент оборудования        

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;

 - тематические альбомы;

 - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".         

- Песок, глина;

 - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

 - материалы для игр с мыльной пеной,

 красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

 Простейшие приборы и приспособления:

 - Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

 - семена бобов, фасоли, гороха        

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 -  персонажи, наделанные определенными чертами

 ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены

 (средний дошкольный возраст)

Компонент дидактический        

Компонент оборудования        

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для среднего возраста;

 - тематические альбомы;

 - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

 "Бумага", "Пуговицы"

 - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)        

- Песок, глина;

 - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

 - материалы для игр с мыльной пеной,

 красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

 - семена бобов, фасоли, гороха

 - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 Простейшие приборы и приспособления:

 - Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 -  персонажи, наделанные определенными чертами

 ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический        

Компонент оборудования        

Компонент стимулирующий

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

 - серии картин с изображением природных сообществ;

 - книги познавательного характера, атласы;

 - тематические альбомы;

 - коллекции

 - мини-музей (тематика различна, например

 "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня".        

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ;

 - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

 - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

 - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

 - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

 - сито, воронки

 - половинки мыльниц, формы для льда

 -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

 - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки         

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

 - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

 - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

 -  персонажи, наделанные определенными чертами

 ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комнатные растения в уголке природы в младшей группе

Комнатные растения в уголке природы в младшей группе...

Конспект занятия-экспериментирования в младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение дру...

Содержание уголка экспериментирования в средней группе. Среда.

В данной заметке указано все,что входит в обязательное требование к уголку экспериментирования в средней группе....

Оформление "Уголка экспериментирования" в средней группе.

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо....

Паспорт уголка экспериментирования в старшей группе

Паспорт уголка экспериментирования "Любознайки" с мультяшными героями "Смешарики"...