Методическая разработка Лэпбук - как инновационная технология в современном образовании дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

Овсяникова Валентина Васильевна

работа с лепбуком

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Разработали:

Овсяникова Валентина Васильевна, воспитатель ГБДОУ № 21 Колпинского района Санкт-Петербурга

Соболева Ольга Борисовна, учитель-логопед ГБДОУ № 21 Колпинского района Санкт-Петербурга; учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района Санкт-Петербурга

 Лэпбук - как инновационная технология в современном  образовании дошкольников.

  Важным аспектом современного Российского образования, в условиях реализации ФГОС, является - научить ребенка учиться самому.  

Педагогам  приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования.

Одним из способов достижения этой цели образования  является  -  использование технологии «лэпбук». "Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга).

 Лэпбук –   представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Это книга, которую ребенок собирает сам, или с родителями, или с друзьями.  Склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.  

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Для чего делают такие книжки? Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.

 Значение для педагога:

  •  способствует организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования;
  •  способствует оформлению результатов совместной проектной     деятельности;
  •  способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
  •  Значение Лэпбука для ребенка:
  •  способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
  •  способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного       сбора и систематизации информации по изучаемой теме;
  •  способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме. 

Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО

к предметно-развивающей среде:

  • информативен;  
  • способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • несет в себе вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой, так и с привлечением родителей.

 

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

 Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты.

Лепбук помогает:

  • наглядно систематизировать найденную информацию;
  • развивать познавательный интерес и творческое мышление;
  • заинтересовать даже самой скучной темой;
  • научить детей простому способу запоминания;
  • объединить всю группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.  

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог может создать с детьми целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с этой темой.

Наполнение и раскрытие конкретных вопросов и тем, будет зависеть от воспитанников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить.

 Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука.  Одного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

 Большую часть работы (планирование и поиск информации) воспитанникам можно осуществлять дома совместно с родителями, но при консультации педагога.

 Также от воспитателя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Для того чтобы изготовить лэпбук, необходимо:

 1.Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста можно брать   обобщающие темы - зима, осень, транспорт и т.п.    

 Это   подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми.

Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивнее, допустим  тема – Ежели вы вежливы например: поведение в общественных местах.  

 

2.После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план.

Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками - это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание). А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

3. Следующий этап самый интересный: Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных     Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.  

 

Лэпбук — это не просто метод, это исследование,  а задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах.  

воспитатель  Овсяникова В.В.

       учитель – логопед  Соболева О.Б.

2017 учебный год СПБ г Колпино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: «Использование инновационных образовательных технологий в ходе знакомства дошкольников с историей России и формирования нравственно-патриотических начал»

Для того, чтобы сформировать в дошкольниках патриотические начала, дать представления об историческом прошлом нашего государства, одним из разделов основной общеобразовательной программ в соответствии...

Лэпбук - как инновационная технология в современном образовании дошкольников

Лепбук - как инновационная технология в современном образовании дошкольников...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности по методической теме: «Лэпбук – как инновационная технология дошкольного обучения»

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать их начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в к...

методическая разработка "Традиционная и инновационная технология хеппенинг в дошкольном образовательном учреждении"

Ребёнок переступает порог детского сада. В его жизни наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. В этот период на помощь приходит современная личностн...

Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"

Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....