Общие принципы развития моторики.
статья (младшая, средняя группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Общие принципы развития моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_printsipy_razvitiya_motoriki.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Общие принципы развития моторики.

Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, к 6—7 месяцам жизни большинство детей сидят, если их посадить. Однако эта функция формируется только после того, как дети научатся держать голову и выпрямлять спину. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных новообразований могут широко варьировать, но последовательность их становления остается постоянной.

Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, 4—6 месячный малыш тренируется в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыком сидения.

В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Например, у ребенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.

Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям. Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.

Развитие двигательных функций совершенствуется от проксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения в более удаленных областях. Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук.

Основным условием реализации принципов нормального двигательного развития является своевременное становление выпрямительных реакций и развитие равновесия.

Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка. Поэтому формирование высших психических функций необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с сенсомоторным развитием.

Известно, что темпы двигательного развития здорового ребенка могут широко варьировать: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9—10 месяцев, другие только к 12— 15 месяцам. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных функций.

Стимуляция нормального развития является важной задачей физического воспитания. Эта работа проводится поэтапно, с учетом закономерностей нормального моторного развития.

На первом этапе моторного развития (в норме этот этап продолжается от рождения до 4 месяцев) основной задачей является формирование контроля за положением головы, возможности ее произвольных движений во всех направлениях, к концу этапа — развитие и укрепление выпрямляющих рефлексов туловища. Ребенок к концу 4-го месяца жизни в положении на животе должен хорошо удерживать голову по средней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым утлом, слегка разжимая кулак. В вертикальном положении ребенок уже хорошо удерживает голову.

Важным является развитие движений руки по направлению к объекту и увеличение длительности удержания вложенного в руку предмета.

На втором этапе в норме от 4 до 6 месяцев необходимо стимулировать развитие выпрямляющих рефлексов туловища в положении на животе и на спине. Ребенок в 4—5 месяцев, положенный на живот, должен устойчиво удерживать голову по средней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым углом. К 6 месяцам уже опираться на вытянутые руки, удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого, активно поднимать голову, лежа на спине, к концу 5-го месяца жизни сохранять при поддержке позу сидя. После 4 месяцев необходимо стимулировать у ребенка повороты со спины на живот.

Особенно важное значение имеет развитие произвольных движений рук путем захватывания предмета. Важно развивать так называемую оптическую реакцию опоры рук. Для этого проводится следующее упражнение: ребенка держат свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого под животом ребенка) и постепенно приближают его к столу, при более быстром приближении он вытягивает обе руки так, что раскрытые ладони касаются опоры.

Важно также на этом этапе развивать независимость движений головы: от движений конечностей. Ребенок должен сохранять положение головы по средней линии при различных движениях рук и ног.

На третьем этапе (возраст от 6 до 8 месяцев) необходимо стимулировать разнообразную двигательную активность ребенка, повороты тела со спины на живот, учить малыша свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами.

В положении на животе ребенок должен уметь высоко поднимать голову, поворачивать ее в стороны, а иногда и назад, опираться на вытянутые руки и легко переносить центр тяжести с одной руки на другую. Опираясь на одну руку, он должен другой тянуться к игрушке.

Очень важно к концу этого периода стимулировать ползанье, иногда это может быть ползанье назад, учить ребенка ползать по кругу и к 8 месяцам ползать вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках, а в дальнейшем и отталкивания ногами.

Важно также научить ребенка переворачиваться с живота на спину, укреплять функцию сидения и присаживания при подтягивании его за руку из положения лежа на спине. Тренировать функцию активного самостоятельного сидения без поддержки с достаточно прямой спиной, тренировать реакции равновесия в положении сидя.

Особенно важно на этом возрастном этапе интенсивно развивать активную манипулятивную деятельность малыша. Ребенок должен активно доставать игрушки при положении руки в так называемой нейтральной позиции (промежуточная позиция между положением руки в пронации, когда ладонь направлена вниз по отношению к глазам ребенка и положением в супинации, когда ладонь направлена вверх).

При захвате предметов в нейтральном положении руки у ребенка увеличивается возможность зрительного контроля за движениями большого пальца и других пальцев рук. Зрительный контроль за движениями руки помогает ребенку развивать более координированные способы захвата предметов с использованием большого пальца для фиксации взятого предмета.

На четвертом этапе (возраст от 8 до 12 месяцев) особо важное значение имеют упражнения, направленные на приспособление туловища к вертикальному положению тела. К таким движениям относятся сегментарный поворот туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. На этом этапе важно научить ребенка контролировать позиции рук и ног. Это даст возможность малышу переносить вес тела на руки, приподнимать грудь от поверхности в положении на животе. В этом возрасте полезно стимулировать «ручное хождение»; поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз.

Для развития самостоятельной ходьбы необходимы координированные согласованные движения, при которых противоположные нога и рука одновременно разгибаются и выносятся вперед. Эти движения начинают формироваться на этом этапе. Постепенно они включаются в новую форму передвижения: ползание на четвереньках (на ладонях и коленях). К ползанью на четвереньках ребенок переходит из положения сидя или лежа на животе. Если, посадив ребенка, положить перед ним яркую игрушку, он вытягивает руки вперед, опирается на них и начинает передвигаться, поочередно вынося вперед противоположные руку и ногу.

Временами ребенок пытается двигаться вперед на четвереньках путем вытягивания одной руки вперед, сохраняя вес тела на трех опорных точках, и последующего движения вперед противоположной ноги. Необходимо стимулировать этот начальный этап ползанья. Тренировка у ребенка равновесия способствует развитию у него возможности одновременного движения руки и противоположной ноги вперед, сохраняя вес тела только на двух опорных точках. Такая форма ползанья появляется у здорового ребенка к концу первого года жизни.

Ползанье может являться главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев, кроме того, ребенок может и позже возвращаться к нему под влиянием сильных эмоциональных факторов, стресса, возникающего при падении во время ходьбы.

На этом возрастном этапе у ребенка необходимо также совершенствовать и укреплять функцию самостоятельного устойчивого сидения и развивать умение садиться из разных положений тела.

При сформированности описанных выше предпосылок на этом этапе необходимо стимулировать развитие ходьбы. Важно совершенствовать движение рук, учить ребенка захвату предметов с участием большого и указательного пальцев, учить произвольно отпускать предметы из пальцев рук, стимулировать развитие манипулятивной деятельности: учить его возить и толкать предметы, мять и рвать бумагу и т.п.

Вертикальное положение тела создает основу для овладения новыми игровыми действиями: выбрасыванием предметов из ящиков, коробок, открыванием и закрыванием дверей и т.п.

Важное значение в коррекционной работе на этом этапе имеет развитие у ребенка захвата предметов при положении руки в супинации (ладонь наверху). В этом положении движения рук лучше контролируются зрением, что способствует развитию зрительно-моторной координации и дифференцированных движений большого и указательного пальцев.

На пятом этапе моторного развития (в норме от 12 до 18 месяцев) важное значение имеет стимуляция самостоятельной ходьбы, совершенствование устойчивости туловища в вертикальном положении, развитие пяточно-пальцевой формы шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы так называемого переката.

Особо важное значение имеет стимуляция манипулятивной деятельности, развитие игровых действий, требующих симметричных и координированных движений обеих рук: например, ребенок одновременно гремит двумя игрушками, находящимися в правой и левой руке. Однако следует помнить, что на этом этапе моторного развития малыш предпочитает пользоваться одной рукой, используя другую лишь для поддержания предмета. Ребенка следует учить поворачивать руки ладонью вверх по отношению к лицу в различных игровых действиях, например при перекладывании предметов в коробку, переворачивании страниц книги, а также при пользовании ложкой.

Необходимо развивать изолированные движения пальцев рук с помощью специальных игрушек: обучать клавиатурным действиям на игрушечном пианино; совершенствовать дифференцированный захват предметов с противопоставлением большого пальца указательному (например, учить ребенка держать чашку за ручку).

На шестом этапе моторного развития (в норме с 18 до 24 месяцев) ребенка учат вставать без поддержки из положений на животе и спине, подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам; совершенствуют способ ходьбы, учат ребенка бегать, ходить назад, особое внимание обращают на развитие функции равновесия.

Для развития контроля за выполнением движений важное значение имеет формирование равномерности шага, ребенка учат при ходьбе контролировать равномерность ритма шага, подниматься и спускаться по ступенькам, в процессе игровой деятельности произвольно менять различные способы движений и положений тела, например, встать на колени, или на одно колено, лечь на пол и т.п.

Особенно большое значение на этом возрастном этапе имеет развитие и совершенствование ручных действий, в частности, тех которые требуют супинации предплечья: ребенок учится поворачивать ручку двери, высыпать предметы из ящика.

Важное значение имеет развитие координированных движений пальцев рук с активным использованием большого пальца, что составляет основу для совершенствования манипулятивной деятельности.

На этом этапе моторного развития важно учить ребенка играть в кубики, пирамидки, строить башню из 3—4 и более кубиков, бросать и ловить мяч, а также начинать развивать управляемые действия с карандашом — копирование вертикальных линий. Такие упражнения способствуют переводу перцептивной информации в моторное действие, что предполагает более высокий уровень развития интегративной деятельности головного мозга.

Совершенствование самостоятельного прямохождения расширяет активное общение ребенка с окружающим миром, способствует развитию ориентировки в пространстве. Совершенствование моторики способствует развитию мышечно-суставного чувства («ощущения движений»), что, само по себе, является важнейшим фактором дальнейшего совершенствования моторики. Постепенно мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов.

На седьмом этапе моторного развития (в норме от 2 до 3 лет) у ребенка развивают подвижность и равновесие. На этом этапе проводятся занятия по дифференциации движений ног, развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы (ребенок при ходьбе вначале опирается на пятку, потом на носок), продолжаются упражнения по развитию равновесия с использованием достаточно узкой «базы» для шага, что способствует улучшению координации движений при ходьбе.

Для развития и совершенствования равновесия ребенку предлагают упражнения — постоять на одной ноге, сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность ударов ногой по мячу без предварительного показа способа этого движения. Ребенка учат перешагивать через низкие предметы.

Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Малыша учат прыгать, спрыгивать со ступеньки.

Важное значение в этом возрасте имеет развитие манипулятивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы воспитания гармонично развитого ребенка

Большая часть принципов, лежащих в основе  большинства  существующих методик воспитания в том виде, в каком они существуют, не годятся. Поэтому попробуем сформулировать  так называемые ...

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

Общие принципы воспитания гармонично развитого ребенка

Большая часть принципов, лежащих в основе  большинства  существующих методик воспитания в том виде, в каком они существуют, не годятся. Поэтому попробуем сформулировать  так называемые ...

Консультация для родителей "«Развитие мелкой моторики влияет на общее интеллектуальное развитие детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»         Консуль...

Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство

Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....

Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие

Кружковая деятельность«Веселые ладошки.»   Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...