"Инновационная деятельность в ДОУ"
статья (младшая группа) на тему

Мишина Анастасия Евгеньевна

"Инновационная деятельность в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_v_dou.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в ДОУ

Обеспечить  высокое  качество  дошкольного  образования  одна  из  актуальных  задач  в  системе  образования.  В  решении  которой,  как  правило,  сталкиваются  с  двумя  проблемами:  изменение  содержания  обучения  и  организации  учебной  деятельности.

Каждое  дошкольное  образовательное  учреждение  ищет  свои  пути  и  механизмы  в  этом  направлении.  Одним  из  этих  направлений,  позволяющих  обеспечить  качество  дошкольного  образования,  является  инновационная  деятельность  воспитателей.

Образовательный  процесс  и  его  инновации  создают  своеобразное  поле  взаимного  обмена  деятельностями,  то  есть  взаимодействия.  При  этом  деятельность  каждого  из  его  участников  непосредственно  воспроизводит  содержание,  рождающееся  этим  взаимодействием.  Образуется  целостность,  характеризующаяся  отношениями  взаимной  связи  и  взаимной  обусловленности  

Анализ  теоретической  и  методической  литературы  по  данной  проблеме  позволил  нам  выявить  основные  понятия:  инновационная  образовательная  деятельность,  инновационная  деятельность  воспитателя.

Для  обеспечения  инновационной  деятельности  в  ДОУ  необходимо  выделить  несколько  направлений  (по  Яковлеву  Г.В.):

· обновление  содержания  дошкольного  образования:  внедрение  современных  образовательных  программ,  парциальных  программ  дополнительного  образования;

· обновление  методической  работы:  отбор  методического  содержания,  использование  продуктивных  форм,  мотивация  творческого  педагогического  труда;

· модернизация  управления  качеством  образования:  реализация  групп  условий  (нормативно-правовых,  перспективно-ориентирующих,  деятельностно-стимулирующих)  

Инновационные  преобразования  приобретают  системный  характер.  Создаются  не  только  новые  типы,  виды  и  профили  дошкольных  образовательных  учреждений,  но  и  новые  образовательные  программы,  позволяющие  обеспечить  вариативность  воспитательно-образовательного  процесса,  ориентированного  на  личность  ребенка,  а  также  запросы  его  семьи.

Общая  цель  инновационной  деятельности  воспитателей  —  это  улучшение  способности  педагогической  системы  образовательного  учреждения  достигать  качественно  более  высоких  результатов  образования,  отмечает  В.С.  Лазарев  

По  нашему  мнению,  инновационная  образовательная  деятельность  —  это  деятельность,  благодаря  которой  происходит  развитие  образовательного  процесса.

Под  инновационной  деятельностью  мы  понимаем,  часть  профессионально-управленческой,  педагогической  деятельности,  отличительными  особенностями  которой  являются:

· обеспечение  работы  образовательного  учреждения  в  режиме  развития;

· отбор  содержания  инновационной  деятельности,  обеспечивающего  личностное  развитие  ребенка  дошкольного  возраста,  его  саморазвитие;

· обеспечение  информацией  педагогов  об  инновационных  фактах  и  явлениях,  организация  экспертизы;

· оснащение  педагогов  способами  профессионально-педагогической  деятельности,  обеспечивающими  эффективное  воздействие  на  личностное  развитие  ребенка.

Условиями  инновационной  деятельности  коллектива  дошкольного  образовательного  учреждения  можно  назвать  следующие:

· повышение  качества  и  уровня  образовательных  услуг;

· повышение  уровня  конкурентоспособности  педагогов  на  рынке  образовательных  услуг;

· методическое  и  научно-методическое  обеспечение  образовательного  процесса;

· дидактическое  обеспечение  образовательного  процесса.

Инновационная  деятельность  оказывает  существенное  влияние  на  качество  и  эффективность  обучения  и  воспитания,  на  конечные  результаты  работы  дошкольного  учреждения,  поэтому  вполне  правомерно  рассматривать  ее  как  важный  фактор  управления.

Целесообразно  выделить  две  группы  организованных  форм  инновационной  деятельности  —  коллективные  и  индивидуальные.  К  первым  относятся  семинары  и  практикумы,  научно-практические  конференции,  методические  объединения,  творческие  группы  педагогов,  методические  кабинеты  дошкольного  образовательного  учреждения.  Ко  вторым  —  стажировка,  индивидуальные  консультации,  наставничество,  работа  над  личной  творческой  темой,  индивидуальное  самообразование  

Как  целостный  и  целенаправленный  процесс,  инновационную  деятельность  воспитателей  дошкольного  образовательного  учреждения  можно  представить  в  виде  модели.  Целостность  модели  обеспечивается  четырьмя  компонентами  (целепостановочный,  содер­жательно-смысловой,  деятельностный,  оценочно-результативный).  Целевой  компонент  образует  информационную  основу  для  проектирования  процесса  развития  инновационной  деятельности  воспитателей  дошкольного  образовательного  учреждения  и  служит  основанием  для  прогнозирования  возможных  результатов.  Содержательно-смысловой  компонент  отражает  относительно  самостоятельную  часть  содержания  процесса  самообразования  и  повышения  компетентности  воспитателей  в  аспекте  инновационной  деятельности.  Оценочно-результативный  компонент  характеризует  результаты  формирования  у  воспитателей  инновационных  знаний  и  умений,  инновационного  опыта,  инновационного  мышления,  мотивации  к  включению  в  инновационную  деятельность,  а  также  результаты  развития  способностей  воспитателей  к  инновационной  деятельности  и  личностных  качеств  (инициативность,  рефлексия,  коммуникабельность).

По  данным  исследований,  показателями,  по  которым  можно  судить  о  деятельности  воспитателя  в  сфере  инноваций,  могут  быть:

· качество,  в  котором  ДОУ  рассматривается  во  взаимоотношении  с  другими  социальными  структурами  и  системами.  Тем  самым  возникает  необходимость  инновационного  изменения  как  системы,  так  образовательных  и  педагогических  её  компонентов.

·  наличие  многообразия  не  только  видов  и  типов  образования,  но  и  образовательных  и  педагогических  систем.  Само  многообразие  и  вариативность,  оформленные  как  принципы  организации  систем,  становятся  залогом  их  развития  в  инновационной  деятельности.

· степень  сформированности  условий  организации  инновационной  деятельности,  которую  определяют  как  инновационную  атмосферу,  включающую  соответствующую  инновационную  инфраструктуру,  наличие  внутренней  готовности  к  инновационной  деятель­ности,  научно-методическое  и  научно-консультационное  обеспечение,  мобильность  инновационного  пространства  и  другое.

Поскольку  инновация  выступает  как  особым  образом  организованная  деятельность,  то  она  требует  совершенно  определённую  совокупность  характерологических  черт  личности  воспитателя  ДОУ,  среди  которых  выделяют:

· потребность  в  переменах,  умение  уйти  от  власти  традиций,

· потребность  в  активной  личности,  готовой  к  творческому  (креативному)  мышлению;

· способность  находить  идеи  и  использовать  возможности  их  реализации;

· системный,  прогностический  подход  к  отбору  и  организации  нововведений;

· способность  быстро  ориентироваться  в  состоянии  неопределённости  и  определять  допустимую  степень  риска;

· готовность  к  преодолению  постоянно  возникающих  препятствий  и  трудностей;

· развитая  способность  к  рефлексии,  самоанализу.

Основываясь  на  всем  выше  сказанном,  под  инновационной  деятельностью  воспитателей  мы  понимаем  некоторую  совместную  деятельность,  направленную  на  введение  новшеств  и  их  эффективное  использование  в  дошкольном  образовательном  учреждении,  с  целью  повышения  качества  образования.

Таким  образом,  совершенствование  целей  и  содержания,  форм  и  методов  деятельности  воспитателя  в  ДОУ  способствует  развитию  сознания  и  самосознания  педагога,  формирует  потребность  дальнейшем  самообразовании  и  приобретает  характер  научного  поиска.  Благодаря  этому  при  инновационном  подходе  к  организации  педагогической  деятельности  все  усилия  направлены  на  поиск  и  выбор  оптимальных  педагогических  решений.  Поэтому  нововведения  приобретают  большую  теоретическую  и  практическую  значимость  не  только  для  ДОУ,  но  и  для  системы  образования  в  целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...