Звучащие жесты как эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

Кошельникова Мария Владимировна

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей!  Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма.

Также использую и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира. 

Таким образом: подборка игр со звучащими жестами по методике К.Орфа заметно обогатит положительными эмоциями как образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду более содержательным, так и свободную самостоятельную деятельность ребенка дома. А все это в совокупности способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи, артистичности ребенка.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идеей воспитания в подрастающем поколении творческой активности пронизаны работы Карла Орфа (1895-1982), считавшего, что развивать ребенка можно только в непосредственном, живом, творческом музицировании, которое активизирует процесс познания: «…Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов – воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка» [6].

Именно К. Орф создал систему музыкального воспитания детей, основанную на элементарном музицировании, ориентированную на всех детей, независимо от уровня развития их музыкальной одаренности. В ней элементарная музыка, неразрывно связанная с жестом, словом, танцем, создается самими детьми, которые выступают не в роли «слушателей», а в качестве её «создателей» [27].

Карл Орф – немецкий композитор, дирижер, педагог, один из самых крупных мастеров современного оркестра. На фоне музыкальной жизни XX в. искусство К. Орфа поражает своей самобытностью. Каждое новое сочинение композитора становилось предметом споров и дискуссий среди слушателей, критиков, в среде профессионального музыкального сообщества. Критики, как правило, обвиняли его в разрыве с традицией немецкой музыки, исходящей от Р. Вагнера к школе А. Шенберга. Но искренний интерес и признание музыкального творчества К. Орфа оказалось лучшим аргументом в его пользу в диалоге композитора - критика - время.

Настоящий успех и признание пришел к К. Орфу после премьеры сценической кантаты «Кармина Бурана» (1937г.), ставшей впоследствии первой частью триптиха «Триумфы». В качестве своей основной творческой миссии композитор видел в пробуждении в человеке человеческого: честности, благородства, достоинства, смелость; выражении средствами музыки того, что объединяет людей разных стран и народов. Осознавая свою сопричастность времени и ответственность перед современностью К. Орф, в тоже время часто обращается к сюжетам прошлого и античности.

 Но Карл Орф известен не только как выдающийся композитор. Он внес неоценимый вклад в мировую педагогику музыкального образования. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастики, музыки и танца, К. Орф был одержим идеей создания своей педагогической системы музыкального воспитания детей. Согласно ей, в основе музыкального развития детей лежит творческая деятельность, построенная на активном использовании метода импровизации, свободного музицирования детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра, так как, по мнению К. Орфа, кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, воспитываемые в нем творческое начало, творческое мышление, привитые желания и умения творить будут полезны в любой сфере будущей деятельности ребенка.

Созданный К. Орфом в 1962 году Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим международным центром подготовки педагогов-музыкантов для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Система музыкального воспитания К. Орфа получила широкое распространение во многих европейских странах, США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки.

При изучении педагогической деятельности К. Орфа на первый план всегда выходит его знаменитый "Шульверк. Музыка для детей". По словам самого автора "Шульверк" можно сравнить с дикорастущим растением. Точно так, как растения приживаются там, где находят подходящую почву и где они необходимы, так и создание "Шульверка" обусловлено идеями, которые были выдвинуты временем и обрели в его работе соответствующую почву для своего развития [6].

Основная идея создания "Шульверка" состоит в том, что К. Орф хотел подвести учеников к тому, чтобы они могли сами сочинять музыку и сопровождение к движению. Характер создаваемой ими музыки рождался из самой игры на инструментах, предложенных К. Орфом. Возникшая на этой основе импровизационная техника имеет важное значение, следовательно, подобные упражнения в творчестве позволяют ученику непосредственно проявить себя как в музыке, так и в любом другом виде искусства [27].

Композитор считал, что именно детское музыкальное творчество, их, готовность, нацеленность на созидательную деятельность, помогает воспитанию креативной личности, развитию её творческой самобытности, музыкальности, в основе которой лежат: музыкально-ритмическое чувство, музыкальный слух, эмоциональная отзывчивость на музыку, способность сочинять, «композиторское» и «исполнительское» начало в музыкальной деятельности [16].

Причем, в основе организации музыкальной деятельности – планомерное использование детского «элементарного музицирования», под которым понимается не примитивные занятия, а именно элементарные, изначально построенные на основных, базовых элементах музыкальной деятельности, с опорой на народные источники, музыкально-речевые интонации.

При изучении материалов «Шульверк. Музыка для детей» были выделены следующие основные составляющие элементарного музицирования: 1. Ритмическое музицирование 2. Использование детских музыкальных инструментов К. Орфа. 3. Использование речевых упражнений. 4. Использование движения под музыку. 5. Использование ритмических и мелодических импровизаций.

В основе творческого метода Карла Орфа лежит развитие музыкальных способностей через импровизацию, свободное музицирование в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра.

Опираясь на свои детские впечатления, Карл Орф жаждал создать живой, нескучный способ обучения детей музыке. Для детского сознания и творчества характерной чертой является синкретизм, то есть нерасчлененность нескольких видов деятельности: игровой, музыкальной, имитационной, импровизационной, изобразительной, танцевальной.

Под синкретизмом в антропологии и этнографии имеют в виду нерасторжимое единство всех искусств в художественном действии древних народов, а также определенный уровень развития художественной культуры. В традиционной народной культуре, в обрядовых действах танец, песня, драматическое построение, наговоры, имитация трудовых жестикулярно-мимических действий неотделимы друг от друга. К. Орф пытаясь проникнуть в тайны природной музыкальности, в своих поисках обратился к архаичным формам культуры, к фольклорному материалу, доступному и простому. «Чем более склонно искусство возвращаться назад, к своим истокам, тем выше становятся его шансы выжить», — считает К. Орф [15].

 Он стремился создать благоприятные условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки, музыки прошлого и настоящего, воспитать «открытый миру» слух и вкус. Один из тезисов Орф-педагогики: «от практики к теории» взят непосредственно из жизни и относится не только к учащимся, но и к самим педагогам, направляющим музыкальную деятельность детей. Именно в  процессе практической, активной деятельности у школьников появляются вопросы, формируется мотивация к самостоятельным и совместным поискам ответов, рождаются оригинальные теории и классификации. Из всего вышесказанного можно выделить следующие виды деятельности на музыкальных занятиях по системе К. Орфа, связанные с элементарным музицированием:

 - движение под музыку;

- импровизация (как ритмическая, так и мелодическая);

- речевые упражнения;

- театрализация;

 - игра на музыкальных инструментах (на основе использования набора инструментов орфовского оркестра) [6].

В качестве ведущих форм музыкальной работы с детьми К. Орф обозначил:

 - индивидуальную работу с каждым учеником в отдельности;

- групповую (подгрупповую) работу с несколькими детьми;

- работу с большим детским коллективом.

Осваиваем звучащие жесты по методике Карла Орфа.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше могут придумывать сами.

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей. Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.

Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных):
• детских музыкальных инструментов, голоса;
• приобретение опыта звуковых ощущений;
• изучение способов получения звуков;
• развитие тембрового слуха как основы для звуковысотного;
• приобретение навыков музыкальной композиции

Подборка речевых песен и игр для работы по методике Карла Орфа

Задачи: Формировать ритмический и интонационный слух, навыки инструментального сопровождения речи.

Задания для детей на музыкальном занятии:

- «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно);

- «сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);
-  «будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;
- «подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»;
- «попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;
-  «поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов;
- «сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на инструменте (фортепиано, ксилофона) взрослого.

Приведённые словесные побуждения относятся и к играм голосом, к речевому музицированию. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Чем разнообразнее речевая ритмика, тем богаче предпосылки для развития полиритмического слуха.

Каждое занятие мы начинаем с игровых упражнений на основе речевого музицирования. Так, например, в младшей группе весь цикл «Игрушки» Агнии Барто мы превратили в небольшой спектакль, в котором дети с удовольствием участвуют в передаче образов бычка, зайки, козлёнка… Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.

Речь основана на движении. Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест вносит в речевое музицирование театральные возможности, превращая его в театрализованную игру.

Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

«МЫШКИ». ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА

Вышли мышки как-то раз, ш-ш;

Поглядеть, который час: ш-ш, Ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш.

Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон: Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

«Колокольцы-бубенцы» русская народная песня

Колокольцы – бубенцы раззвонились удальцы. Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон?

«Семейка Ермолая» русская народная потешка


Как у деда Ермолая вся семейка небольшая:  только сам да сама ,только кум да кума. Да два сына с усами, да две дочери с косами

Да две внучки на печи Уплетают калачи.

«ТРА-ТА-ТА» РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОТЕШКА

Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота!

За Кота-котовича? За Петра-Петровича.

Он усат, полосат, в ушах кисточки висят,

Ну, не кот, а просто – клад!

ТАРЯ – МАРЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОТЕШКА

Таря Маря в лес ходила В лес ходила?

Таря Маря шишки ела? Шишки ела?

Шишки ела вам велела Шишки ела нам велела? Да! Да?

А мы шишек не едим Таре Маре, Таре Маре отдадим

ФОКУС – ПОКУС ПОТЕШКА

Фокус, покус, тра-ли-ва-ли.

Едет мышь на самосвале

Ты чего же это мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

«ЗАЙЧИК» РЕЧЕВАЯ ИГРА

Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал! Быстрый зайчик убежал!

ОРА – ОРА СЧИТАЛКА

Ора, ора, ора – ра! Три фасольки, два боба, два боба

Побежал я в огород! В огород! Положил их прямо в рот. Вот!

Таким образом К. Орф внес большой вклад в развитие музыкального образования детей, разработав свою оригинальную концепцию, систему музыкального развития, построенную на основе включения детей с первых шагов в элементарное музыкальное творчество. Она получила всемирное признание у педагогов-музыкантов, воспитывающих новое поколение музыкантов-любителей и музыкантов-профессионалов.

Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах.

Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать.

Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.  

Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает  яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. 

Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество. 

Виды музыкально-речевых игр:  

Звучащие жесты,  

Речевые игры,  

Ритмическая разминка,   

Речевая диалогическая игра,  

Игровая песня,   

Двигательно-активная игра,  

 Инструментально-исполнительская игра и др

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ -  это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой. Например, «Веселые палочки». 

Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям, 

кулачками, щелчками, берут палочки, ритмично стучат  ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу. 

  Цель игры: музыкально-эмоциональное  воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений. 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.  

РИТМИЧЕСКАЯ  РАЗМИНКА: воспитателя и детей  с увеличением и замедлением темпа. 

– воспроизведение заданного ритмического рисунка. Игра «Эхо» - внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов. 

РЕЧЕВАЯ  ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА –  

для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи. 

 Цель:  развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.  

ИГРОВАЯ ПЕСНЯ

воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора. 

Описание игры: дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами. затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь сказочного персонажа. 

Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.  

ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНАЯ ИГРА:  

учит передавать музыкальные образы в ритме музыки  в сочетании с элементами подвижной игры. Игра «Солнечный зайчик» 

 Описание  игры: 

 Видели ли дети солнечных зайчиков? А как они двигаются? Изобразите! На куплет песни дети танцуют с маракасами или мячами, а на последний аккорд дети стремятся найти «домик»-обруч. Обручей на один  меньше, чем играющих детей. Выбывшие дети  в центре комнаты поют и  аккомпанируют себе звучащими жестами. 

Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность  чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.  

ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ  ИГРА: сопровождение  фонограммы ритмичным звучанием определенных инструментов согласно поднятой карточке с изображенным инструментом: металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др. 

         Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре. 

Игры с инструментами: Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Разнообразие шумовых инструментов, используемых на занятиях  по методу Орфа, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты , бубны, деревянные коробочки,  маракасы, барабаны, и многие другие.

Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. 

В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе  и  на развитие слухового внимания,  пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.

Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композитором Карлом Орфом, дает простой ответ: обучение музыке через игру. Его методика популярна сейчас более, чем в 40 странах мира, благодаря пятитомной антологии «Шульверк. Музыка для детей». 

Описание методики Карла Орфа 

Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал. 

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например: 

- ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы, 

- и мелодические – блокфлейта. 

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. 

Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь. 

Дошкольное образование по Карлу Орфу: дети и музыка 

Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания – вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки. 

Классический подход: дети играют музыку. 

Методика Карла Орфа: дети играют В музыку. 

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф брал южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор.Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел. 

Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед. 

"Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели" - так считал Карл Орф (CarlOrf), создатель уникальной концепции музыкального образования детей, получившей название "Шульверк" (Schulwerk). 

Свои идеи Орф изложил в пятитомной антологии музыки "Шульверк. Музыка для детей", изданной впервые 50 лет назад. Сразу надо подчеркнуть: Шульверк - это не учебник, скорее концепция, взгляд на музыкальное образование детей. Шульверк (Schulwerk) - сочетание двух слов - Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Выходит, что действие - основа музыкального воспитания по Карлу Орфу. 

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов. 

 

В названии орфовской антологии есть фраза "Музыка ДЛЯ ДЕТЕЙ". Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной - по ритму, по темпу, по настроению. Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка - было его главной задачей. музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психическому развитию ребенка. Это не просто музыка, а музыка, связанная с движением и речью. Музыка с элементами театра, если попытаться выразить иначе. Например , дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку - потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т.д. 

Орф мечтал, чтобы дети учились "играть в музыку", игры - импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом,Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески. Прееосмыслить ее с высоты нашего времени. 

По-особому выглядят отношения педагог - дети в видении Карла Орфа. Педагог - не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу, музкальное воспитание - это не просто приобщение детей к исполнению (читай игре по нотам). Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку. Поэтому и конкретных уроков - рекомендаций в "Шульверке" вы не найдете. Выбор метода подачи музыки - в руках у учителя. Работа педагога, по Орфу, - это ТОЖЕ ИМПРОВИЗАЦИЯ. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка. 

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк, OrffSchulwerk)– это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 

Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т.д.воспитания, обучения, оздоровления, развлечения (очень даже!) и гармонизации социальных контактов. 

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный. 

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление. 

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше. 

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке 2) на языках других культур 3) на выдуманном языке 

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое. 

ИНСТРУМЕНТЫ 

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко 

Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами. 

Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой. 

Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д. 

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ 

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем. 

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок. 

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны. 

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-занятие - магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят. 

 

САМОДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ  

ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР 

 Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется его властным законам. Дать почувствовать музыку - это не значит рассказать и объяснить. Это значит создать учебную ситуацию для восприятия музыки органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение. Телесные ощущения музыки являются абсолютно понятной и правильной информацией о ней для человека. Музыка понимается телом, его реакциями на звуки, а не рассудком. Музыкальная "мыследеятельность" как таковая противоестественна не только для дошкольников, но и для школьников младших классов. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке, что принципиально разные вещи. Поэтому занятия с детьми необходимо строить исходя из принципа "обучение в действии". Действие всегда являлось единственно надёжной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна ещё древними китайцами, она проста, несмотря на свою глубину: "Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю". 

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. 

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему пальцами, ладошкой, различение звуков, любования ими - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примерными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. 

Как играть? Прежде попробуйте сами поискать звук и способ извлечения. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя (взрослого человека) на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно вдруг изумляет! Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций. 

Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее! 

Самодельные музыкальные инструменты, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной самостоятельной деятельности. 

ШУРШУНЧИКИ 

Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу. 
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу. 
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу. 
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу. 

Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки 

ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ 

Связки из бубенчиков, скорлупы орехов, фасоли, пуговиц. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку и т.п. 

ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫ 

Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан. 
А волшебный барабум: бум,бум, бум 
А волшебный барабух: бух, бух, бух. 

Пластмассовый цветочный горшок или пластмассовая баночка, обтянутая фольгой, бумагой или тканью.  

МИСТЕР БУМС И МИССИС БАМБОШКА 

Коробки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами. 

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СТАКАНЧИКИ 

Стаканчики из-под йогурта, сквозь которые протянуты нарезанные полоски гофрированной бумаги, фольги и т.д. 

ЗВУЧАЩИЕ ЭСПАНДЕРЫ 

Резинки (простые, шляпные), на которые нанизаны грецкие орехи (скорлупа). Крышки от бутылок (металлические, пластмассовые). 

ЯПОНСКИЙ ДОЖДИК 

Поиграйте на кухонных мисках, если хотите сами его послушать. 

АНСАМБЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК 

Бутылки, наполненные мелкими предметами. 

 

Музыкально-игровая деятельность способствует эмоциональному благополучию детей, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников; ориентирована на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка, а также музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию музыкальных  способностейно и развитию речи, внимания, памяти, образного мышления.

По принципам К.Орфа работают  многие педагоги мира, в том числе кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова. Инструменты, применяемые в работе с дошкольниками по методике К.Орфа – ксилофон, металлофоны (большой и малый), треугольники, звоночки, маракасы, палочки и инструменты, а также  шумовые инструменты, сделанные самими детьми  с помощью взрослых.  

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей!  Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма.

Также использую и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах  ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира. 

Таким образом: подборка игр по методике К.Орфа заметно обогатит положительными эмоциями, как свободную самостоятельную деятельность ребенка,  так и образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях модернизации отечественного образования, затрагивающей как основное, так и дополнительное образование, проблема поисков инновационных подходов к совершенствованию образовательного процесса является актуальной для учреждений дополнительного и предпрофессионального музыкального образования. Преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств стремятся постоянно опираться на оригинальные авторские методические подходы к обучению школьников разным видам музыкального исполнительства. У педагогов – практиков, занимающихся индивидуальными и коллективными формами обучения игре на флейте, заслуженным авторитетом пользуется включение в начальный этап обучения игре на духовых инструментах элементарного музицирования по методике австрийского композитора-педагога Карла Орфа. В то же время анализ существующей образовательной практике показывает недостаточность методического обеспечения внедрения элементов системы К. Орфа в образовательный процесс.

В педагогике музыкального образования существуют исследования, посвященные проблеме формирования навыков музицирования (подбор по слуху, транспонирование, чтение с листа, импровизация). Большое внимание активному включению элементов музицирования в музыкальное воспитание детей уделяли А. Л. Маслов, Б.Л. Яворский, С. Мильтонян, Л.А. Баренбойм и др. Но именно Карл Орф создал оригинальную систему музыкального  воспитания детей, базирующуюся на элементарном музицировании, независимо от уровня музыкальной одаренности детей.

Импровизация, свободное музицирование в сочетании с элементами пластики, выполнением творческих заданий составляющие ключевой компонент музыкального воспитания, доказали свою эффективность при апробации методики К. Орфа широким кругом отечественных педагогов-музыкантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПДД-эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста».

Тема: «Улицы нашего города».Цель: познакомить детей с улицей, её основными частями и правилами поведения на улице; развивать стремление запоминать и выполнять правила безопасного перемещен...

Консультация для педагогов на тему: «Проектный метод обучения ПДД – эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей ».

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортным средством, неосмотрительность...

Сюжетно – ролевая игра, как эффективный способ формирования основ безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста

laquo;Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить»                        ...

Консультация для педагогов "Проектный метод обучения, как эффективный способ формирования у детей знаний по ПДД"

Консультация для педагогов "Проектный метод обучения, как эффективный способ формирования у детей знаний по ПДД"...