ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
статья на тему

Акулова Анастасия Сергеевна

Современные условия модернизации образования требуют от педагога-психолога качественного выполнения ряда функций: профессиональных, методических, психологических. Стремительная информатизация общества диктует необходимость овладения новым педагогическим мышлением, переосмысления и пересмотра технологий работы, и здесь на помощь приходят информационные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении информационных технологий в работе психологической службы дошкольного образовательного учреждения. И если еще несколько лет назад работа педагога-психолога с компьютером занимала малую долю и заключалась во владении несколькими программами, то в настоящее время ситуация развития информационных технологий побуждает психолога осваивать новые формы и методы воспитания, и развития дошкольника, взаимодействия с его социальным окружением и педагогическим коллективом.

Культура использования персонального компьютера и его программного обеспечения необходима сегодня каждому человеку. Новые социальные условия не могут не оказывать влияние и на дошкольное образование, которое рассматривается как первая ступень образования общего.

Современные условия модернизации образования требуют от педагога-психолога качественного выполнения ряда функций: профессиональных, методических, психологических. Стремительная информатизация общества диктует необходимость овладения новым педагогическим мышлением, переосмысления и пересмотра технологий работы, и здесь на помощь приходят информационные технологии.

В каких же направлениях своей деятельности современный педагог-психолог может применить ИТ:

  • систематический анализ здоровья и психологического развития детей, с целью последующей медико-психологической поддержки и сопровождения;
  •  повышения психологической информированности родителей и педагогического коллектива ДОУ;
  • профилактическая работа с родителями и педагогами по предупреждению дезадаптации детей раннего возраста и будущих первоклассников;
  • создание базы данных для изучения передового психологического и педагогического опыта;
  • повышение квалификации педагогических кадров в вопросах психологизации и информатизации образовательного процесса.

Все направления организации образовательного процесса могут реализовываться с привлечением ИТ. Это способствует созданию программной, методической, психологической, а также информационной поддержки и сопровождения каждого субъекта учебного процесса. Очевидно, что компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки и хранения информации, может стать хорошим помощником в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Уже сейчас, используемые на практике новые компьютерные технологии, в гармоничном сочетании с традиционными техниками сопровождения и развития ребенка, не только повышают качество знаний старшего дошкольника, но и способствуют развитию ребенка как творческой личности.

Применяя в работе с детьми старшего дошкольного возраста различные развивающие компьютерные методики, был отмечен значительный рост уровня развития детского внимания. Все упражнения разработаны с учетом специфики данного возраста, задания предъявляются с постепенным нарастанием сложности, что помогает детям легче справляться с ними. Ситуация воспринимается детьми в виде игры, это существенно облегчает процесс обучения. Ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ, позволяет каждому ребенку выразить себя, раскрыть свои возможности.

Систематический анализ психического развития детей на современном этапе использования ИТ, немыслим без создания единой базы данных ДОУ, куда заносятся все количественные и качественные характеристики по проводимым обследованиям воспитанников.

Работа с родителями еще одно из больших направлений деятельности педагога-психолога ДОУ. В рамках дальнейшей реализации проекта, предусмотрено: информирование родителей с привлечением средств ИТ, возможность проведения анкетирования, с использованием он-лайн опросников, размещенных на сайте ДОУ. В проекте рассматривается создание электронного ящика: «Задайте вопрос психологу» и доступной электронной библиотеки, где собраны необходимые психологические издания, освещающие наиболее насущные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В связи с широким распространением электронных справочных ресурсов, необходимостью обобщения и структуризации накопленного материала ДОУ, возникает проблема создания единой электронной библиотеки ОУ с каталогами и картотеками. Для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса и повышения качества методических материалов - это еще одна ступень реализации проекта.

Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности. И здесь использование ИТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.

Таким образом, внедрение ИТ в работу психолога дошкольного учреждения открывает перед ним целый ряд новых возможностей и перспектив развития. Это и совершенствование методов работы со всеми субъектами образовательного процесса, и осуществление саморазвития и самопрезентации современного специалиста, понимающего, что будущее образования в информатизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога

Предлагается опыт работы педагога-психолога ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий....

Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников

статья: Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ

Применение ИКТ технологий. Диагностическая работа. Методическая работа. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родите...

Использование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога детского сада

middot;преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;· развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы;· развитие коммуникативных навыков; овладение навык...

Использование информационно - коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми ТНР

В соответствии с ФГОС дошкольного образования дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...