" Игрушка как средство психолого-педагогического воспитания"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Скресанова Галина Николаевна

Игрушка является важнейшим средством в психологическом и педагогическом воспитании дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особым средством вхождения ребенка в традицию и культуру является ИГРА и ИГРУШКА.

Слайд 2

Традиционная игрушка Традиционная игрушка аккумулирует опыт многих поколений. В ней за тысячелетия определена та мера условности, сочетания формы и содержания, антропометричных пропорций, художественной выразительности, которая в современной игрушке утрачена за поиском новых форм и образов.

Слайд 3

сравнительный анализ современной и традиционной игрушки в современных игрушках нет образа куклы-матери с ребёнком, в то время как в традиционной культуре этот образ один из самых распространённых. В традиционном игровом наборе совершенно не могли быть представлены игрушки, изображающие монстров и представителей потустороннего мира. В русской традиции не было и так называемой мягкой игрушки. Не было и игрушек, изображающих хищных животных, – медведей, волков, тем более – динозавров. Образы животных не были уподоблены человеку

Слайд 4

Без рук, без ног, а цело! Традиционная кукла это образ женщины, заданный предельно условно. Изначально куклой мог стать любой предмет – полено, две палочки, ветка, пучок травы, лоскут ткани. Важно, чтобы у куклы была голова и тельце. Тело делается достаточно условно, но обязательно выделяется грудь – символ плодовитости и материнства. Такая кукла может не иметь ног, даже рук, но голова и грудь должны быть обязательно.

Слайд 5

В традиционной тряпичной кукле избегали делать лицо, поскольку считали, что кукла может влиять на ребенка Такая игрушка не ограничивает фантазию ребенка и может являть собой образ, которой на данный момент близок ребенку

Слайд 6

Отсутствие лица не мешает созданию образа Каждая игрушка неповторима и имеет свой характер Такая игрушка, сделанная ребенком, являет образ Я, либо идеального друга

Слайд 7

Кукла мама с ребенком Кукла-мама это обычно молодая мать с двумя-тремя малышами. Красивая, статная, дородная. Кукла-мама рождается для того, чтобы стать для ребёнка одновременно и другом, и защитником, и учителем. Она сопровождает ребёнка всё время до вступления во взрослую жизнь, а иногда и после. Часто в традиционной культуре кукла передаётся по наследству от матери к дочери.

Слайд 8

Кукла-девушка Это образ Я в ближайшем будущем – игрушка для подростков

Слайд 9

Кукла-младенец Первая игрушка Практически лишена телесности Воплощение заботы и материнской любви

Слайд 10

Система взаимоотношений ребёнка и игрушки ребёнок Кукла –младенец Я в близком прошлом. Я в дальнем будущем Мой ребёнок 3-5 лет кукла – мама Я в дальнем будущем Моя семья, мой дом Отношения в социуме 5-9 лет кукла-девушка Я в близком будущем, Моё поведение, Моя мечта 9-12 лет

Слайд 11

кукла – мама с ребёнком Общность в которой игрушка = взрослому, а другая игрушка = ребёнку Ребёнок играющий оказывается над ситуацией, и может проигрывать отношения и как взрослый и как ребёнок. Сознание Происходит одухотворение игрушки. Замещение игрушки в позиции взрослого. В процессе игры происходит рефлексия – осмысление и воспроизведение ДВО, а так же отношений между взрослыми – в семье, в социуме. Деятельность Забота о ребёнке, освоение смысла семейных отношений, навыков жизни в социуме /соседи/. Совместная групповая игра.

Слайд 12

Проблемы и актуальность Сегодня происходит катастрофическая деформация антропологических смыслов игровой практики детей и игрушки Современная игрушка искажает образ человека, трансформирует представление ребенка об «идеальной форме» (Л.С.Выготский) на всех уровнях его телесно-душевно-духовной сущности.

Слайд 13

Модальность «Любимая игрушка» Проблема утраты связи дошкольника с антропоморфными игрушками, несущими образ человека, сегодня только начинает определяться. Сотрудники дошкольных учреждений указывают на то, что в современных детских садах появляются дети, которые полностью идентифицируют себя с животными, чаще всего с кошками и собаками. Они ходят на четвереньках, издают характерные звуки, воспроизводят, порой необыкновенно точно, пластику животных. Наиболее ярко зооморфное поведение проявляется в игровых ситуациях. Дети организуют сюжетно-ролевые игры, в которых может участвовать вся группа. Главная цель таких игр точно воспроизводить повадки и пластику зверей.

Слайд 14

Сегодня игрушка, которая, по мнению А.С.Макаренко, «является материальной основой игры», претерпевает существенные изменения. Ситуация усугубляется поверхностным отношением взрослых к развитию игровой культуры ребенка, подбору игрушек, непониманием педагогического потенциала игры и игрушки, их значения в воспитании и развитии ребёнка.

Слайд 15

Значение игрушки Для общества это – предмет культуры («зеркало культуры») , посредством которого передается в особой « свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки. Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником), а также средство обучения , развлечения и даже лечения ребенка.

Слайд 16

Значение игрушки Для ребенка: это – источник радости, предмет для творчества; психологическое орудие овладения ребенком предметным миром и собственным поведением. духовный образ идеальной жизни, идеального мира. Кукла – образ идеального человека

Слайд 17

Критерии экспертизы игрушки А. Медицинские и экологические требования : материал, сертификат качества. Б. Педагогические , дидактические требования - чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие , способности? В. Психологические требования - что несет в себе, игрушка, каков ее смысл. Какие чувства пробудит , д а с т ли она возможность совместной деятельности , сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр . Г. Эстетические требования - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство психолого-педагогической коррекции.

Музыкотерапия, как средство психолого- педагогической  коррекции. Открытое мероприятие из цикла коррекционных занятий по музыкотерапии....

Стендовый доклад "Создание благоприятной психологической среды в ДОУ средствами психолого-педагогической акции"

В статье представлены теоретические и практические подходы к организации и проведению такой нетрадиционной формы работы с воспитанниками ОВЗ, как психолого-педагогическая акция....

«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный инстит...

Доклад на тему « ИГРА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ»

Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению, действительности. Игра необходима ребёнку. Стремлени...

Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...

«Изобразительная деятельность как средство психолого- педагогической коррекции речи детей 4-5 лет»

Консультация для педагогов.Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению сло...