Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия "В гости к нам пришла Матрешка"
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_integr_zan_matryoshka.docx62.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия  по познавательному  развитию и изодеятельности в средней группе

    «В гости к нам пришла Матрешка»

    Воспитатель – Рябченюк Ольга Алексеевна


    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности в средней группе

    «В гости к нам пришла Матрешка»

     Цель:  Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

    Программное содержание:

    Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

    Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

    Методы:

    Наглядный, словесный, практический, игровой.

    Ход   занятия: 

    Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

    Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

    Дивное диво я нынче позвала

    Диво чудесное, расписное,

    А ну, отгадайте. Что это такое?

    (загадывает загадку)

    Есть для вас одна игрушка,

    Не лошадка, не Петрушка.

    Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко

    Наша….

    (Ответы детей - русская матрешка)

    Воспитатель:

    -Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с Матрешкой.

    (Под музыку входит девочка – Матрёшка, а в руках держит игрушку Матрёшку)

    «Я матрёшечка, я круглёшечка!

    Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

    Я в деревне родилась и на славу удалась.

    Щёчки пухленькие, сама кругленькая.

    А на голове платок, словно яркий цветок.

    Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

    Воспитатель:

    -А где же они, твои подружки - сестрички?

     

    Матрёшка: Эй, подружки выходите, да ребятам покажитесь!

    (выходят девочки Матрёшки)

    Матрешки-хохотушки,

    Запевайте-ка частушки!

    (Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

    1. Мы матрешки, мы подружки,

    Утром рано мы встаем,

    Вчетвером поем частушки

    И танцуем вчетвером.

    2. И кроваток нам не нужно,

    Потому что в час ночной

    Спим мы вместе, спим мы дружно,

    Спим мы все одна в другой.

    3. Я – Матрешка – сувенир

    В расписных сапожках,

    Прогремела на весь мир

    Русская Матрешка!

    4. Мастер выточил меня

    Из куска березы,

    До чего ж румяна я:

    Щеки, словно розы.

    5. Наша русская матрешка

    Не стареет сотню лет!

    В красоте, в таланте русском

    Весь находится секрет.

    Все. Велика Россия наша,

    И талантлив наш народ.

    О Руси родной умельцах

    На весь мир молва идет.

         Какая замечательная игрушка эта Матрёшка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

         Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей уже более 120 лет. В 1899 году в Москве в мастерской «Дошкольное воспитание» Анатолия Ивановича     Мамонтова, работал токарь    Василий Петрович Звездочкин (показать фото), который    изготовил первую матрешку. За основу он взял японскую фигурку. И выточил из дерева форму наподобие женской фигуры. Внутри формы было пустое пространство а, куда могла поместиться ещё одна, но меньшая по размеру, потом третья и так далее   до восьмой. А расписать попросили известного художника   Сергея Васильевича  Малютина  (показать фото).  

         Долго думать о том, как назвать новую игрушку, не стали. В конце 19 века самым распространённым именем в деревне бело   Матрёна, или ласково – Матрёшкой. Так деревянную фигуру и назвали.

    Из чего делают матрешку?

    Ответы детей: Из дерева.

    Воспитатель: Из какого дерева?

    Ответы детей: Из березы.

    Изготовляют матрешек из липы.

    Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

    (работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)

    Выбор дерева → Вытачивание формы на токарном станке → Подготовка формы под роспись → Роспись → Лакировка

    Воспитатель: Что сначала делает мастер?

    Ответы детей:

    Мастер подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.

    Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Форму шкурят и грунтуют.  А что дальше?

    Ответы детей:

    Подготавливают краски для работы. Затем расписывает матрешку.

    Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?

    Ответы детей:

     Чтобы матрешка не портилась ее покрывают блестящим бесцветным лаком.

    Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)

    Какие цвета в росписи используют художники?

    Ответы детей: Художники используют красный, синий, зеленый .

    В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета.

    Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

    Ответы детей: Веселой и озорной.

    Игривой, радостной.

    Праздничной, доброй, ласковой.

    Нарядной, сувенирной и т. д.

    Воспитатель:  Матрёшки расписывают по-разному. Например, серия матрёшек, посвящённых русской народной сказке «Репка» (показать фото), содержит изображения всех героев сказки. Есть матрёшки в виде «Купавы» (показать фото), «Ангела» (показать фото), «Трёх медведей» (показать фото),  «Пожарной команды» (показать фото), расписных карандашей (показать фото)  на конце которых 3-х местная матрёшка и др.

    Воспитатель:

    -А как нужно относиться к  игрушке и труду  народных мастеров?

    Ответы детей: бережно, аккуратно

    Воспитатель:

    -А теперь я предлагаю вам тоже стать настоящими мастерами и самим изготовить свою красавицу-Матрешку.

    (Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)

    Мастера, скорей за дело

    Украшай матрешек смело

    Выбирай любой узор,

    Чтобы радовал он взор.

    (Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Умелые руки не знают скуки.

    Каков мастер, такова и работа.

    Всякое дело мастера красит.

    После завершения росписи проводит итог)

    Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

    С. Иванов

     -Ой ты барышня-матрёшка,

     Я возьму тебя в ладошки,

     Покажи мне тех девчат,

     Что внутри тебя сидят!

     Ой ты барышня-матрёшка,

     Разноцветная одёжка,

     Знает весь огромный мир

     Этот русский сувенир!

    Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности в средней группе «В гости к нам пришла Матрешка»

    Цель:  Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.Программное содержание:Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формир...

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Веселые матрешки»

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Веселые матрешки»...

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. «ПРИШЛА ЗИМА»

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ                         В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ....

    Конспект нод "В гости к нам пришли матрешки"

    Конспект нод "В гости к нам пришли матрешки"...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская матрешка»

    Образовательные задачи:  дать представление детям о происхождении русской матрешки. Развивающие задачи: Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, ...

    Конспект интегрированного занятия "Гости весеннего леса" в средней группе

    Данное занятие проводится с детьми средней группы. Занятие поможет детям закрепить знания о перелетных птицах....