Дидактическая игра «Поймай мешочек»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Никифорова Ньургуйаана Константиновна

Дидактическая игра «Поймай мешочек»

Разработанная дидактическая игра предназначена

для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx233.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка-Детский сад № 105 «Умка»

Дидактическая игра «Поймай мешочек»

Группа «Кэнчээри»

Воспитатели

Гаврильева Надежда Семеновна

Тимофеева Ньургуйаана Константиновна

Дидактическая игра «Поймай мешочек»

Разработанная дидактическая игра предназначена

для детей младшего дошкольного возраста

         Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда - то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.

        Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.

         Доктор философских наук Е.И.Оконешников объясняет название игры «хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-либо, на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка» О.К.Пекарского  указаны сравнительные параллели с тюркским «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе».

      Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин: «Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение,  как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.

       «Хап» - корень слова «лови, «лык»- приложение, «ы»-соединение. Все звери, птицы таким образом (путем ловли) добывают пропитание. Человек учится у матушки-природы. Он тоже научился «ловить». Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации – соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.

        Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину.

        Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».

       «Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».

Актуальность. Игры с мешочками улучшают мелкую моторику рук, развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Цель: развитие мелкой моторики, учить движениям для игры в хабылык.

Задачи: учить подбрасывать мешочек вверх; ловить мешочек на тыльную сторону ладони; учить хватать за угол мешочек; воспитывать терпение и усидчивость.

Правила игры:  Игрок берет в ладони мешочек, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманный мешочек снова подкидывает и ловит ладонью. Игрок старается ловить мешочек за угол средним и безымянным пальцами.

Материал: мешочки из искусственной кожи с любым наполнителем, в данном случае наполнитель из сухого горошка.

Вывод: можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного возраста, так как:

- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.

- настольные игры народов имеют глубокие корни.

- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.

- только в Якутии хабылык и хаамыска развиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр.

- это универсальный и доступный всем спорт.

- преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.

- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.

- для детей дошкольного возраста используются самые упрощенные варианты игр.

Литература:

1.Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2.«Национальные детские игры» - ГУ «Институт развития образования» МО РС(Я) ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» Педагогический институт, Якутск 2009г.

3.«Чомчуук саас» - научно-методический журнал

C:\Users\User\Desktop\Дид Игры якутсие\P70511-171104.jpg       C:\Users\User\Desktop\Дид Игры якутсие\P70511-171052.jpg      C:\Users\User\Desktop\Дид Игры якутсие\P70511-171443.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Поймай бабочку"

Игра для развития математических представлений, сенсорных эталонов (цвет, геометрические фигуры), мелкой моторики....

Дидактическая игра "Поймай жука"

Ирга по Формиованю элементарных математических представлении у детей среднего возраста ....

Дидактическая игра «Поймай рыбку»

учить детей формировать представления об основных цветах и размерах. Развиваем зрительное восприятие, логическое мышление и внимание, учить группировать предметы по цвету....

Дидактическая игра "Поймай рыбку" по автоматизации звуков Р - Рь

Цель игры: закрепить правильное произношение оппозиционных звуков [р] [рь] в словах, в которых они встречаются одновременно. Обучать составлению  сложных прилагательных, обозначающих цвета (напр....

Дидактическая игра "поймай рыбку"

Самодельная дидактическая игра "поймай рыбку" ( картонные рыбки четырех цветов, на каждой рыбке колечко из картона и прорезь в форме круга; четыре стойки того же цвета, что и рыбки; удочка- ...

Дидактическая игра "Пойми меня"

Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картине, используя разные характеристики предмета...

Дидактическая игра "Поймай звук"

Цель: развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза....