Повышение уровня интеллектуальных способностей в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Повышение интеллектуальных способностей у детей старшей грруппы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие интеллектуальных способностей у детей старшей группы»

Дошкольное детство– это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к   памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

 Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и   что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, то результаты превосходят все ожидания.

  Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

  Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

  Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

  Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

  Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

  Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

  Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость,   развиваются конструктивные умения.

Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

  Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

  Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

  Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.

Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

  Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие. Для детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет - важно предлагать игры такого типа, которые дают возможность повышения мыслительных способностей ребенка, умение анализировать, выделять главное, сравнивать.

Игры на   развитие восприятия

Восприятие формы: «Узнай предмет на ощупь»

Для проведения игры необходимо положить в плотный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы, катушку, наперсток, шарик, кубик, конфету, карандаш и др. Задание ребенку: определить на ощупь, что это за предметы.

Восприятие цвета: «Подбери пару по цвету»

Необходимо найти пару предметов одного  цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти  различных предметов.

Восприятие времени:Игра основана на вопросах и ответах. Позволяет научить воспринимать такие характеристики времени как время суток, время года, течение времени ( быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра)

Вопросы ребенку:

-Какое сейчас время суток? Как ты догадался?

-Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?

-Что бывает чаще, день или неделя?

-Что растет быстрее цветок, дерево или человек?

Игры на развитие двигательной памяти.

Развивающая игра "Кукловод"

Вариант 1.Взрослый - "кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Развивающая игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Игры на развитие внимания

Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Игра "Топ-хлоп".

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Игры на развитие воображения

 «Закорючки»

Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Оживление предметов»

Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую  вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Игры на развитие мышления

 «Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на  работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ посредством различных техник декоративно-прикладного творчества

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ посредством различных техник декоративно-прикладного творчества...

Презентация Повышение уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ посредством ряда техник декоративно-прикладного творчества

Презентация Повышение уровня интеллектуального развития детей с ОВЗ посредством ряда техник декоративно-прикладного творчества...

Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Совместные игры детей и родителей на развитие интеллектуальных способностей в старшей группе (приуроченные ко дню «открытых дверей»)

Дидактическая игра «Математические пазлы»(Настольно-печатная игра)Используется как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.Интересные математическ...

Представление опыта работы по теме "Развитие мыслительных способностей детей старшей группы посредством интеллектуальных игр А.З.Зака"

Выступление в XV педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных измен...