Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Платонова Любовь Валентиновна

Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

                   (старший дошкольный возраст)

  1. «Собери урожай»
  2. «Профессии»
  3. «Кто, где живет?»
  4. «Свойства»
  5. «Живая природа»
  6. «Моя любимая мама»
  7. «Деньки-недельки»
  8. «Знаки на дорогах»
  9. «Зуб Неболейка»

  10.«Детям о времени»

  11.«Азбука-математика»

  12.«Соберем букет»

  13.«Улица»

  14.«Чей малыш?»

  • «Собери урожай»

Игра для детей от 4 до 6 лет

Игра состоит из игрового поля, 4-х яблонь, 44-х яблок, 4-х ведёрок, стрелки и кассеты.

Перед началом игры нужно поставить яблони в гнёзда по углам игрового поля, отделить яблоки и повесить их на яблони по 10 штук.

Задача играющих -собрать яблоки с яблонь.

Играть можно вдвоём, втроём и вчетвером.

Правила игры

На игровом поле расположены 4 яблони с яблоками на них, 4 ведёрка, игровой круг с рисунками, в центре которого - стрелка.

Играющие по очереди вращают стрелку. Стрелка останавливается на одном из 7 рисунков игрового круга.

Если стрелка остановится между рисунками, прокрутите её ещё раз.
Глядя на рисунки, собирайте яблоки в ведёрки. Если на рисунке изображено:

- одно яблоко - положите одно яблоко в своё ведёрко;

- два яблока - положите два яблока в своё ведёрко;

- три яблока - положите три яблока в своё ведёрко;

- четыре яблока - положите четыре яблока в своё ведёрко;

- опрокинутое ведёрко - яблоки из ведёрка повесьте на яблоню и дождитесь очередного хода;

- собака - пропустите ход;

- девочка с яблоком - подарите девочке яблоко (яблоко выбывает из игры).

Выигрывает тот, кто первым соберёт все яблоки со своей яблони.

  • "Профессии"

Для детей старше 3-х лет. Состав игры: круглые карточки - 10 шт., карточки - 40 шт. Игра предназначена как для занятий с одним малышом, так и с группой от 2 до 10 человек. В игровой форме малыши узнают об особенностях профессий и предназначении различных орудий труда. Начинать лучше с одно круглой карточки. Пусть малыш из 40 карточек подберет к ней 4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, воспитывая в ребенке усидчивость и внимательность. Для группы малышей игра должна быть соревновательной - кто быстрее справится с заданием.

  • «Кто, где живет?»

Эта обучающая и развивающая игра посвящена животным и средам их обитания. Набор состоит из 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке блока изображена среда обитания, например, джунгли, река, пустыня и так далее, а на угловых карточках изображены животные, которые там водятся.

Задача ребенка – правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки-ответа. Для развития речи попросите малыша рассказать, что он знает о каждом из этих животных, как к ним относится, хотел ли бы он побывать там, где они живут и почему. Так дети быстрее запомнят, что слоны живут в саванне, зайцы в лесу, а коровы на ферме. Начинать занятия лучше с одной круглой карточки, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов малыша. Для группы малышей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием.

  • "Свойства"

Объединяем предметы по их свойствам!
Игры серии "Учись, играя!" охватывают весь материал, необходимый для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста, и могут быть рекомендованы для занятий,  как в группе детского сада, так и дома.
Состав игры: круглые карточки - 10 шт., карточки - 40 шт. Игра предназначена как для занятий с одним малышом, так и с группой от 2 до 10 человек. В игровой форме малыши научатся находить предметы, обладающие одинаковыми свойствами.
Для детей от 3-х лет.

  • "Живая природа"

Игры серии "Учись играя!" охватывают весь материал, необходимый для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста, и могут быть рекомендованы для занятий как в группе детского сада, так и дома.

Игра "Живая природа" предназначена как для занятий с одним малышом, так и с группой от 2 до 10 человек. В игровой форме малыши научатся классифицировать объекты живой природы.

Состав игры: круглые карточки - 10 штук, карточки - 40 штук.

Для детей старше 3-х лет

  • «Моя любимая мама» 

Игры-ходилки для детей от компании «Десятое королевство» раз за разом собирают за столом всю семью. Все потому, что дети не могут пройти мимо простого, но такого увлекательного соревнования.

Игры-ходилки для детей приглашают всех вас прогуляться вместе с героями по жаркой саванне и солнечному лесу!

Предназначены для 2-4 игроков.

Игры-ходилки для детей, правила

В игре двустороннее поле – с одной стороны история обезьянки, с другой приключения зайчика. Отправляйтесь вместе с ними к любимой маме, успешно преодолевая все препятствия на пути.

Правила игры просты: передвигайтесь по полю в соответствии с выпавшим числом на кубике, выполняйте предписанные действия и стремитесь к финишу. Тот, кто первым окажется на финишном круге или пересечет его, – победил!

Особые указания:

- если вы остановились на красном кружочке, то пропустите ход;
- с синего круга необходимо вернуться назад по стрелке;
- зеленый кружочек дает вам право еще на один ход;
- с оранжевого вы продвигаетесь вперед по специальной стрелке.

  • «Деньки-недельки»

Эта игра предназначена для 2-4 человек.

Перед вами игровое поле, состоящее из 4 цветных областей: зеленой, синей, красной и желтой. В каждой области по 7 ячеек – для семи дней недели. Раздайте участникам карточки с названиями дней. Их задача как можно быстрее избавиться от своих карт.

Выкладывания карточек на поле начинается с «четверга» красного цвета. Игрок располагает карточку в центральной ячейке красной строки. Остальные выкладывают свои квадраты по очереди. Это можно делать двумя способами:

1. Если перед вами положили карточку «четверг» красного цвета, то вы можете выложить «среду» или «пятницу» этого цвета.
2. Также вы можете положить «четверг» любого другого цвета в соответствующие ячейки.

Если подходящей карточки на руках нет, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто быстрее всех выложил карты на поле.

  • «Знаки на дорогах»

Игра предназначена для 1 и более детей от 5 лет. В комплект входят 48 крупных карт (в том числе 34 демонстрационных знака: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение запрещено» и пр.) и правила.

Правила игры «Знаки на дорогах»

Чтобы ребенок лучше запомнил знаки, ему предлагается несколько вариантов игр:

  • викторина
  • сложи знаки из частей
  • моделирование знаков (рамки и картинки отдельно)

Правила викторины. Игроки делятся на команды. Карты с изображением дорожных знаков перемешиваются и кладутся стопкой лицевой стороной вниз. Ведущий игры «Знаки на дорогах» по очереди берет из стопки карту и показывает игрокам изображение знака. Игрок, правильно объяснивший значение этого дорожного знака, забирает его в свою команду.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество знаков.

Играть можно и с помощью взрослого, и друг с другом, и даже самостоятельно. Вы сможете придумать и свои, не менее интересные игры. Например, предложите сыну побыть водителем: пусть он проведет машинку, ориентируясь на встречающиеся знаки. Или пусть дочка проводит куклу до школы, соблюдая правила дорожного движения.

Подайте своему ребенку пример правильного поведения в большом городе благодаря игре «Знаки на дорогах»!

  • «Зуб Неболейка»

Подготовка: возьмите 10 больших карт с пунктирными линиями: 5 с изображениями здоровых и больных зубов и еще 5 с изображениями продуктов питания. Разрежьте их по пунктирным линиям на маленькие карточки. У вас получилось 30 карточек с изображением зубов и 30 с изображением продуктов питания.

Цель игры: научиться разбираться в полезных и вредных для формирования зубов продуктах, закрепить навыки ухода за зубами.

В инструкции предложено 5 вариантов правил.

Например, можно раздать игрокам большие карты с изображениями продуктов, а на середине стола выложить маленькие карточки с изображениями больных и здоровых зубов. Если продукт для зубов полезен, он закрывается карточкой, на которой нарисован здоровый зуб, если нет — карточкой с изображением больного зуба. Побеждает тот, кто первым правильно закрыл свою карту.

Или можно играть наоборот – закрывать большие карты с изображением зубов карточками с полезными и вредными продуктами.

Когда дети освоятся с игрой и запомнят, какие продукты вредны, а какие полезны, и как нужно заботиться о здоровье зубов, можно провести викторину. Перечень вопросов вы найдете среди игровых материалов.

Примерные вопросы викторины:
Едим семечки, раскусывая их зубами. (Вредно)
Пьем теплое молоко. (Полезно)
Съедаем сразу килограмм карамели. (Вредно)
Чистим зубы утром и вечером. (Правильно)

  • «Детям о времени»

В комплекте разрезные карты с изображениями и названиями времен года, месяцев, дней недели, времени суток. Подбирая соответствия, ребенок узнаёт временные понятия и учится оперировать ими в жизни.

Разложите карточки со временами года по порядку. Пусть малыш расскажет, что изображено на каждой карточке, а после положит рядом карточку с названием этого времени года. Придумывайте рассказы и подбирайте картинки-предметы, которые соответствуют карточке. Например, для лета – сарафан, бейсболка, надувной круг.

Таким же образом играйте с карточками месяцев. Предложите ребенку подробно рассказать, что меняется в природе.

Изучение дней недели можно приурочить к составлению режима дня. Пусть ребенок расскажет, чем он занимается каждый день, и расположит дни в верной последовательности. Используйте карточки с режимом дня для лучшего запоминания.

Сопоставляйте изображение времени на карточках с настенными и электронными часами. Изучайте части суток и тренируйтесь определять время на настоящих часах.

Вместе с малышом вы придумаете еще много веселых и полезных игр!

  • «Азбука + Математика»

Это мозаика для детей от трех лет, яркая и достаточно крупная. От традиционной мозаики для выкладывания картинок она отличается познавательностью: с ее помощью Ваш ребенок освоит простейшие законы чтения и арифметики. Элементы мозаики – это разноцветные фишки с изображением букв, цифр, арифметических знаков и знаков препинания. Каждая буква повторяется здесь по 2 раза, а основные гласные – по три. Важно заметить, что фишки не имеют штырьков-креплений, а надеваются прямо на «соты» поля, поэтому игра безопасна даже для малышей. Поле устроено так, что слова и примеры можно составлять и по горизонтали, и по вертикали, и даже по диагонали! Для продления срока службы поле не рекомендуется вынимать из коробки.

Если Ваш малыш только знакомится с подобного рода играми, то прежде чем начать, рассмотрите элементы вместе с ним, покажите, как можно сочетать детали. Начинать стоит не с выкладки сложных предложений, а с одноцветных слов-дорожек и слов-цветочков (сердцевина и 6 лепестков вокруг). В самые первые разы можно попробовать даже поиграть вместе – например, поделите элементы пополам, предложите малышу повторить или продолжить начатое Вами действие (выложить слово, решить простой пример).

Если ребенок выполняет подобные задания без затруднений (это наступает в возрасте примерно 3-4 лет), значит, пришло время самостоятельных заданий, ребенок готов творить сам. На поле можно создать целый задачник для младшего брата, а можно выложить поздравление маме на 8 марта!

Кроме выкладки узоров, можно использовать мозаику как вспомогательный материал для развития внимания: выложите слово, предложение или пример и предложите ребенку его запомнить, а потом поменяйте цвет фишек или порядок слагаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "ПИТАНИЕ"

Материал содержит 14 игр по теме "ПИТАНИЕ", в которых подробно изложены цель, материалы и ход игры. Здесь же интересный материал из истории овощей и овощных блюд....

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи и увеличение словаря лексики детей дошкольного возраста происходит с помощью дидактических игр и лексических упражнений на протяжении всего процесса обучения говорения и формирования мал...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавате...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи:Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.Ход игрыДети выбирают фотогр...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на обогащение словарного запаса

   Данные лексические игры и упражнения,при регулярном применении помогут активизировать словарь детей, помогут развить внимание к слову, окажут положительное влияние на формирование ...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП

Развитие элементарных математических представлений - это важная часть индивидуального и личностного развития дошкольника. От того насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познаватель...