Рабочая прогромма по фольклору
рабочая программа (старшая группа) по теме

Соколова Валентина Ивановна

Образовательная программа по фольклору ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Фольклор выражает вкусы, склонности и интересы народа - это величайшее достояние национальной культуры. Высокое художественное совершенство и доступность восприятия ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_folkloru_2017g.docx63.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербург

ПРИНЯТО                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом ГБДОУ                                           Заведующий ГБДОУ № 79  

Протокол №   от « » августа 2017                                    ___________ Г.А.Титерина

                                                                                                   Приказ №________от__________  

                                                                                               

                                                                                               

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

дополнительного образования

по фольклору

для детей старшего возраста

НА  2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатель:

Соколова В.И.

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка

        Образовательная программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

        Фольклор  выражает вкусы, склонности, интересы народа – это величайшее достояние национальной культуры.

        Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.

        Нельзя считать себя культурным человеком без знания корней, истоков, древних традиций. Культура и опыт, особенно народные, передаются изустно и действенно из поколения в поколение.

        Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, малыш естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок так же естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью.

        Обучающие возможности фольклора огромны. Структура программы определяется народным календарем. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом дети учатся языку народной культуры.

        Данная программа является общеразвивающей для ребёнка, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.

Реализация программы позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в современной жизни, а также формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание истории и культуры своего народа, преданность Отечеству.

Цель программы:

  • Воспитание интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям русского народа, формирование речевой культуры детей на основе приобретения навыков образной речи.

   Задачи:

  • Формировать у детей миропонимание, используя средства и опыт народной педагогики.
  • Расширять и углублять знания детей об окружающем мире; приобщать к традициям национальной культуры.
  • Формировать целостное восприятие народной культуры.
  • Развивать творческие способности детей посредством системы разнообразных творческих заданий: драматизация, составление «словесного портрета персонажа», рисунка, придумывание (сочинение) детьми сказок, небывальщин, былин, загадок.
  • Формировать речевую культуру детей на основе приобретения навыков образной речи (работа с пословицами, поговорками, народным красноречием).
  • Развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности, этнокультурное мироощущение.
  • Знакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства.
  • Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
  • Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности:

  • речевое развитие через знакомство с фольклором и устным народным творчеством: интенсивное освоение фольклорных традиций, изучение народного календаря, обрядовых праздников;
  • игровая деятельность, а также элементарные игровые хороводы и пляски;
  • изобразительное развитие;
  • музыкальное развитие;
  • двигательная активность.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Программа рассчитана на 2 года (старший и подготовительный возраст).

        Программа знакомит с традициями русского народа, бытом, основами культуры, традиционными праздниками и обрядами, устным народным творчеством, народными играми, рассчитана на детей 5-7, включает планирование совместной деятельности педагога с детьми по фольклору. (Приложение №1)

Возрастная психологическая характеристика детей старшего и подготовительного к школе возраста.

        

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

     Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, взрослый должен обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно должен создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений.

Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

        Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от взрослого), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, в разных видах деятельности. При этом воспитатель пользуется средствами, помогающими дошкольникам планомерно осуществлять замысел: опорными схемами, моделями.

        Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.         

       В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

       В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.

       Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости  от места в нем.

         Если логика игры требует появление новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

       Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы, рот, щеки и т.д. Одежда может быть украшена различными деталями.

   

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью своего народа, животным и растительным миром страны. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивее.

           Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

        Программа является образовательной, адаптированной, подготавливающей в доступной и увлекательной форме детей дошкольного возраста к полноценным знаниям по устному народному творчеству, вовлекает их в творческую художественную деятельность.

        Реализация настоящей программы требует от педагогов определённых личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам

Организация образовательной работы

        Основной формой работы по этой программе является совместная деятельность педагога с детьми по фольклору, формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках и других жанрах фольклора.        Совместная деятельность педагога с детьми по фольклору, заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на площадку. Преподаватель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей. Педагог сам должен владеть профессиональными навыками (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в совместную деятельность с детьми по фольклору, элементы артистичности, индивидуальности в исполнении произведений. Тогда фольклорно – игровые мероприятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приёмы. Необходимо помнить, что ребёнок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения преподаватель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно – образное мышление.

        В фольклорно – игровой деятельности с детьми желательно использовать приём действенного соучастия детей, привлечение их к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию. Отбирая произведения фольклора для совместной деятельности с детьми необходимо учитывать, чтобы они отражали те стороны жизни человека, которые доступны для детского восприятия.

        Совместная деятельность с детьми по фольклору проводится в музее «Русская изба». Центральное место в избе занимает макет печи, рядом с печью находится домашняя утварь, предметы быта. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь экспозиции, отражающие сезонные изменения и праздники. Все предметы в нем доступны детям. Для проведения праздников используются маски, костюмы, головные уборы, сделанные самостоятельно и с помощью родителей.

        Программа имеет тематическое построение. Планирование совместной деятельности педагога с детьми по фольклору составлено на основе дат народного календаря, при этом дети не только получают интересную информацию, но и проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости.

Используемые образовательные программы и технологии:

        

Технологии

Физическое

развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

               

Художественно-эстетическое развитие

  • Т.И. Осокина «Подвижные игры в детском саду» Москва, изд. «Просвещение», 1989
  • М.Ф. Литвинович «Русские народные подвижные игры» Москва изд. «Просвещение», 1986
  • Т.В. Колбасина, Г.А. Огурцова «Игры для детей дошкольного возраста обучающие, спортивные» Москва, 2006
  • Г. Федорова «Заглянет солнце и в наше оконце. Игры и потешки для развития способностей детей» СПб «Колокольчик», 1997
  • Д. Матиясевич «Игры с детьми на весенних и летних прогулках» СПб ООО Издательство «Речь», 2011
  • Д. Матиясевич «Игры с детьми на осенних и зимних прогулках» СПб ООО Издательство «Речь», 2011
  • С.А.Авилова «Игровые и рифмованные формы физических упражнений» Волгоград, изд. «Учитель», 2007
  • С.А. Левина «Физкультминутки» Волгоград, изд. «Учитель», 2006

  • О.Л. Князева, Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры» , СПб, «Детство - Пресс», 2000
  • С.И. Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр», Москва «Владос», 1999
  • Г.М. Науменко «Русские народные детские песни и сказки с напевами», Москва «Центрполиграф», 2001
  • А.Печерская «Праздники в детском саду» Москва «Росмэн», 2000
  • В. Волина «Зимние забавы» СПб «Дидактика Тема», 1997
  • В.М. Петров «Весенние праздники, игры и забавы для детей» Москва «Сфера», 1999
  • О.В. Солнцева «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей» СПб, Речь, 2010
  • ЛО.А. Скоролупова , Логинова Л.В «Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста» . - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006г.
  • Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду» М, Мозаика - Синтез, 2010
  • Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей, метод. Пособие» , М. ТЦ «Сфера», 2009

  • Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова « Мы живем в РОССИИ» (старшая группа) Москва, 2007г.
  • Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов «Русский народ. Культура – обычаи – обряды» СПб «Паритет», 2011г.
  • Т.А. Бударина «Знакомим детей с русским народным творчеством» СПб «Детство-Пресс», 2001
  • С.Р. Николаева «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по Государственному образовательному стандарту» » СПб «Детство-Пресс», 2004
  • Н.И Шангина «Русские традиционные праздники» СПб «Азбука-классика», 2008
  • В. Соловьев «Золотая книга Русской культуры» Белый город,  2011.
  • Д.А. Баранов «Русская изба» «Искусство – СПб», 1999
  • М.В. Тихонова «Красна изба…» СПб «Детство-пресс», 2000
  • В.А. Ней «Пасха. Красная горка. Традиции обряды» Москва «РИПОЛклассик», 2012
  • Л.Е. Зязева «Российский этнографический музей – детям» СПб «Детство-пресс», 2001

  • Г. Науменко «Чудесный короб» Москва «Детская литература», 1988
  • Т.А. Климова «Золотой клубочек» Иркутск «Восточно-Сибирское книжное издательство», 1994
  • В.П. Аникина «Мудрость народная. Жизнь человека в Русском фольклоре» Москва «Художественная литература», 1994
  • Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Харьков «Фолио» 1996
  • Г.М. Науменко «Народное детское поэтическое творчество» Москва «Центрполиграф», 2001
  • Л.М. Граб «Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7

лет» Волгоград «Учитель», 2011

  • Т.В. Розе «Большой толковый словарь. Пословицы и поговорки русского народа» Москва «Олма Медиа ГРУПП», 2010
  • Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях» СПб АППО, 2005
  • М. Забылин «Русский народ. Обычаи, предания, обряды» Москва «Эксмо», 2003

  • А.А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Москва, 2008
  • Н.М. Войдинова «Куклы в доме. Ремесло и рукоделие» Москва «Профиздат», 1998
  • Н.Т. Климова «Народный орнамент» Москва «Изобразительное искусство», 1993
  • Академия педагогических наук «Русские народные игрушки» Москва «Внешторгиздат», 1998
  • Е.Л. Зеленина «Играем, познаем, рисуем» М. Просвещение 1996
  • И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» СПб, Карапуз-дидактика, Сфера, М, 2007
  • Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 5-7 лет. Конспекты занятий» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  • Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 5-7 лет. Конспекты занятий» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  • Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада» (планы и конспекты занятий) Издательство Мозаика-Синтез Москва 2007
  • А.В. Козлина «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006
  • З.А. Богатеева « Чудесные поделки из бумаги» М: Просвещение, 1992

Основные методы ознакомления детей с фольклором

  • наглядность;
  • традиционные методы народной педагогики: подражание, совместные действия, диалог, побуждения к творческим проявлениям ребенка (элементы вариативности и самостоятельности);
  • творческая активность детей (коллективная и индивидуальная) (вариативность как самостоятельный поиск детей на основе заданного традицией образца, адекватное воплощение художественного образа в фольклорной деятельности).

В организации приобщения детей к традиционной народной культуре используется:

  • традиционная последовательность действий в обучении основам фольклора;
  • гибкое применение способов разучивания произведений фольклора — сочетание последовательной проработки его фрагментов с действиями, постоянное включение элементов творчества, варьирования в совместную деятельность с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
  •  обучение посредством аудио и видеозаписей;
  • перенимание элементов традиции детьми друг у друга (в игровой и самостоятельной деятельности, специальных заданиях педагога, встречах с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами);
  • традиционные предметы домашнего обихода;
  • национальные костюмы.

Основные виды деятельности

        Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, а также для успешного развития их эмоционально-мыслительной сферы, центральное место отведено художественно-речевой деятельности.

        Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к фольклору, обогащение словарного запаса детей.

        В своей работе мы широко применяем малые формы фольклора с дошкольниками. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нем.

        Основополагающей методической позицией в совместной деятельности педагога с детьми по фольклору стало моделирование процесса художественного творчества, основывающееся на принципах построения импровизации, образно-игрового вхождения в художественное фольклорное исполнение произведения, создания образно-игрового «фона» на всем протяжении совместной деятельности по фольклору, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.

        Существование множества традиционных фольклорных видов деятельности: игра, беседа, театрализация, работа над выразительностью речи, изготовление масок, игрушек, участие в народных праздниках,  позволяет значительно активизировать процесс усвоения народного творчества.

        Предпочтительно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать движения. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются наши дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

        Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, движения – в едином синтезе. Многие считалки, прибаутки, которые мы используем для выбора водящего, развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово национальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской школой прошлого и настоящего.

Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник

        Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: постановка музыкальной сказки, приход колядовщиков на праздник Рождество, «Масленица», либо тематический, связанный с изучаемой текущей темой, например «Сороки». Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру.

Цели праздника:

  • Создать зону психологического комфорта.
  • Развить творческие способности детей.
  • Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
  • Приобщить к народным традициям.

        Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.

        Фольклорный праздник – это большая игра, в которой могут принять участие все. Его можно провести в любой просторной комнате, в музыкальном зале, а также на спортивной площадке. Но всё-таки удобнее проводить фольклорный праздник  в зале. На праздник все участники могут прийти в костюмах — «ряжеными», тогда не понадобятся одевания и переодевания. Костюмы не обязательно делать сложными, например, у медведя на голове может быть старая меховая шапка, маска, у хозяйки – фартук.

        Детской импровизации в разыгрывании театрализованного представления надо дать как можно больше свободы. Следует помочь хорошо разобраться в сюжете, чтобы дети поняли его смысл, задачи и цели своих персонажей, их характеры. Главное – разбудить детскую фантазию, проявить желание быть хозяевами праздника, чтобы этот праздник был искренний и увлекательный.

        Участники представления должны знать текст своей роли наизусть и не изменять его своими словами. Знакомство с красочным, живым народным языком и бережное отношение к нему обогащает повседневную речь детей.

Художественно-эстетическое развитие

        Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического, эмоционального воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Птица – символ радости, счастья. Конь – главный символ солнца и оберег. Медведь – символ могущества, козел – добрая сила.

        Украшения в одежде тоже имеют определенный смысл: тесьма на вороте, рукавах, подоле – защита от злых духов.

        Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определенного вида народного искусства, их изображения (фотографии, слайды, иллюстрации из художественных буклетов, пособий).

        В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и т.д.)

        Задача педагога – показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов композиции.

Предполагаемые результаты:

  • Применяет в своей речи образные выражения в результате приобретения навыков образной речи.
  • Уважает ценности духовной культуры, традиции русского народа.
  • Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и  кукольных спектаклей.
  • Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетически характеристики (нарядный, красивый).
  • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимые сказки и рассказы.          
  • Знает пословицы и поговорки, чистоговорки, скороговорки, потешки, пестушки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички.
  •  Отгадывает и загадывает загадки.
  • Пересказывает русские народные сказки, знает народные праздники.
  • Умеет играть в русские народные игры, самостоятельно выбирая считалкой ведущего.
  • Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
  • Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
  • Умеет видеть прекрасное в народном творчестве.
  • Знает нормы поведения в быту и обществе.

Условия реализации рабочей программы

 

        Организация предметно-развивающей среды:

  1. способствует своевременному и качественному развитию всех психических процессов - восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;
  2. учитывает разные виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, продуктивную, музыкально-художественную, трудовую, чтение (восприятие художественной литературы) и др.);
  3. организована в соответствии с основными принципами:
  • полифункциональность среды (предметная развивающая среда, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, является многофункциональной);
  • трансформируемость среды, (связано с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
  • вариативность;
  • информативности среды, (разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением);
  • стабильности и динамичности среды, обеспечение сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; а так же индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • целостности образовательного процесса, обеспечивает содержание всех образовательных областей в соответствии с основными направлениями развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
  1. учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагаются условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников;
  2. учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает, «зоны приватности» - специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности;
  3. учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
  4. способствует:
  • совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  • свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

        

Формы планирования воспитательно-образовательного процесса

Формы организации образовательного процесса:

  • непосредственно организованная образовательная деятельность (воспитатель, музыкальный руководитель, ПДО)
  • совместная деятельность педагога и ребенка
  • самостоятельная деятельность ребенка.

Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

                                                                                                 

Приложение №1

Планирование совместной деятельности педагога с детьми по фольклору

старший дошкольный возраст

Месяц

Речевое развитие

Художесвенно-эстетическое развитие

       

Музыкальное

развитие

Сентябрь

1.Экскурсия в музей «Русская старина»

2.Народный календарь – обычаи, обряды.

3.Трудовые будни и быт русского народа.

4.Знакомство с календарным праздником

  «Сбор урожая».

5. «В гостях у сказки» - драматизация сказок «Репка», «Мужик и медведь» с использованием фланелеграфа.

1.Рисование красками – «Овощи  на грядке».

2.Тестопластика – декоративная тарелка «Фрукты».

 3.Аппликация – «Заготовка овощей и фруктов на зиму».

4.Лепка – «Что нам осень подарила».

5.Рисование – «Золотая осень»

1.Досуг «Осенины»

Музыкальный материал: «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Пошла, млада за водой».

Песни: «Бай, качи, качи», «Урожайная» (обрядовая), «Песня о хлебе».

Игры: «Плетень», «Огородник»,

«Вейся капустка», «Пахари и жнецы».

 

Октябрь

1.Путешествие в старину – «Славянское жилище в верованиях и обрядах».    

3. «Кто, чем питается?» «Русская каша»,

«Хлеб – наша русская пища».

4.Гостеприимство – «Умей в гости звать – умей и угощать»

5.Знакомство с народным обрядовым праздником «Параскева-Пятница».

 

1.Аппликация – «Русская печь».

2. Рисование – «Разрисуй русскую печь»

3.Тестопластика – «Хлебные изделия».

4.Рисование натюрморта – «Хлеб да соль».

5.Ручной труд – «Плетение пояса».

 

1.Знакомство с оркестром народных инструментов: балалайка, гармонь.

2. Календарные праздники: «Сбор урожая», «Осенины»

3. Музыкальный материал – русские народные мелодии:

 «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Как под яблонькой».

4.Досуг – «Параске-ва-Пятница».

Хороводы: «Прялица», «Ой ниточка  тоненькая».

 

Ноябрь

1.Путешествие в старину – «Посуда, мебель».

2.Знакомство с декоративной посудой

 гжельских мастеров – «Ярмарка посуды».

3.В гостях у сказки – «Три медведя», «Теремок», «Лиса и заяц».

4.Тематическая беседа – «Кузьминки об осени поминки».

1.Рисование – «Роспись чайной посуды под Гжель» (2часа)

2.Конструирование – «Мебель».

3.Аппликация – «Сказочный дом».

4. Лепка – «Крестьянская утварь».

   Глина.  

1. «Звончатые гусли» - познакомить

детей с музыкальным инструментом

-гуслями (звучание, история создания)

- с певцом-гусляром Садко – героем оперы Н.А. Римского-Корсакова.

2.Песни – «Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько».

3.Игры – «Дед Сысой», «Воробей», «Жмурки».

Декабрь

1. История костюма – знакомство с  русским народным костюмом.

2. «Почему пальто и варежки в мороз греют?»  Использование русских народных пословиц.

3.Домашние животные и их детеныши – загадки, сказки, пословицы, поговорки.

Моделирование – «У кого кто».

4.Дикие звери – «Кто, с кем может дружить?  Дидактическая игра «Нелепица».

5.Викторина – «Из какой мы сказки».

Дидактическая игра «Что я перепутала».

1. .Аппликация – «Русская народная  одежда».

2.Рисование – «Украшение русским

 орнаментом одежды».

3.Аппликация – «Ферма».

Коллективная работа.

4.Лепка «Дикие животные».Глина

5.Рисование – «Кто, живет в лесу?» Графика.

5.Лепка сказочного персонажа.

1.Хороводы – «В лесу родилась ёлочка»,

«Как на тоненький ледок», «Сею-сею, посеваю», «Вдоль по улице метелица метет», «Ой ты, зимушка сударушка»

2.Игры – «Колечко», «Козел», «Башмачник», «Дударь», «Кот Васька».

3.Праздник – «Новый год».

Январь

1. Зимние календарные праздники – Рождество, Святки, Крещение.

2. Святочные гадания.

3. Зимние развлечения – народные игры, колядки.

4. Пришла зима снег, и радость принесла – малые формы фольклора.

5. «В гостях у зимы» – понятие «годопроводен, коловорот».

 

1.Рисование – «Рождественские мотивы».

2.Конструирование – «Ангел» (из бумаги).

3.Аппликация – «Святочные гуляния».

4.Лепка «Зимние развлечения».

5.Рисование – «Портрет Снегурочки» (2 часа).

1.Святочные вечера – создание радостного, праздничного настроения.

Исполнение колядок, частушек, песен – «Рождество встречаем, весело  гуляем!»

2. «Ходит, ходит Коляда, просит пирога».

3. «Святочные гадания».

4.Игры – «Баба Яга», «Дед Мороз», «Сиди, сиди Яшка».

 

Февраль

1.Что мы знаем о птицах – составление загадок. «Кто пропал?» - дидактическая  игра.

2.Знакомство с русскими народными игрушками.

3.Праздник «Масленица»  - уличное гуляние.

4. «Праздник Масленица» в изображении русских художников.

1.Лепка – «Зимующие птицы».

2.Рисование – «Белая береза под моим окном».

3.Аппликация – «Русская народная

 игрушка».

4.Конструирование куклы из бумаги.

5.Тестопластика: изготовление и  роспись масленичных пряников (2 часа).

1.Уличное гуляние «Масленица».

 Музыкальный материал: русские

 плясовые и обрядовые песни.

2.Песни – «Блины», «Как на масляной неделе», «А мы масленицу дожидаем».

3.Досуг – «Что такое балаган?» Русские плясовые песни «Параня», «Как под горкой», фрагменты балета «Петрушка» (музыка И.Стравинского).

4.Игры – «Горелки», «Летал, летал воробей», «Гори, гори ясно»

Март

1.Беседа «Чти отца и мать, будет тебе благодать».

2.Весеннее равноденствие – заклички о весне, солнышке, птичках. Приметы и пословицы о весне.

3.Перелетные птицы – «Встреча друзей»  (моделирование).

4. «Чей дом» - загадки, пословицы о перелетных птицах.

5.Праздник прилета птиц – «Сороки».

1.Рисование – «Платок для мам и  бабушек». Русские народные  узоры.

2.Аппликация – «Перелетные птицы».

3.Конструирование – «Птицы» (из бумаги).

4.Роспись птиц из бумаги по мотивам народных промыслов.

5.Тестопластика – выпечка «Жаворонков».

6.Лепка «Птички-свистульки».

1.Птичий праздник «Сороки» - познакомить с традициями русского народа: встреча весны на Руси. Игра на птичках-свистульках Слушание закличек в исполнении фольклорного ансамбля «Домострой».

2.Песни – «Дождик», «Ой, кулики, жаворонушки», «Жаворонки прилетали», «Солнышко».

3.Игры – «Грачи летят», «Займи гнездо».

 

Апрель

1.Знакомство с народным декоративно- прикладным искусством.

2.Викторина «Что, где, когда?» (народное декоративно-прикладное искусство).

3.Устное народное творчество – пестушки, потешки, колыбельные песенки.

4.Праздник – «Пасха».

1.Лепка – «Дымковские игрушки».

2.Рисование – роспись дымковских игрушек.

3.Конструирование – «Корзиночка для пасхального яйца».

4.Рисование вербы с натуры.

5.Аппликация – «Укрась яйцо»

1. «Красная горка» - знакомство с праздником Пасхи, его значение на Руси.

2.Слушание – «Перезвоны» В.Гаврилин, «Колокольный звон».

3.Игры-хороводы – «Золотые ворота», «Верба-вербочка», «Заря-зарница».

Май

1.Ремесла на Руси – «Кому, что нужно для  работы».

2.Театрализованные игры по русским народным сказкам.

3.Русские народные игры – фанты, хороводные, подвижные (считалки, сговорки, жребий).

1.Рисование – «Цветы на подносе». Искусство жостовских мастеров.

2.Ручной труд – изготовление тряпичной куклы.

3.Лепка – «Кувшин» (глина).

4.Рисование – «Моя любимая сказка».

1.Досуг – «Березонька кудрявая».

2.Хороводы – «Березонька», «Ручеек», «А я по лугу», «Ой, вставала я ранешенько», «Во поле береза стояла».

3.Игры – «Венок», «Заинька», »Как у наших у ворот», «В сыром бору тропинка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Составитель: Ладилова О.В. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИТОРИКЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ»

Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на дет...

Рабочая программа кружка "Ознакомление с фольклором"

Программа направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями....

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средней группы средствами русского фольклора Сибирского региона»

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и пре...

Рабочая программа "Чудесный мир фольклора"

Новизной и отличительной особенностью программы «Чудесный мир фольклора»  является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фо...

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста...