Рабочая программа "Фольклор в развитии речевой активности детей"
рабочая программа по развитию речи на тему

Орлова Любовь Георгиевна

Фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx70.74 КБ

Предварительный просмотр:

1 младшая группа

Рабочая программа

«Фольклор в развитии речевой активности детей»

Пояснительная записка:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях устного народного творчества. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, несёт в себе формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное творчество средством усвоения социальных ценностей».

В настоящее время стала актуальной и перспективной идея о введении

дошкольников в историю Родины: знание истории необходимо для

формирования гражданской позиции растущего человека, воспитание любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Одним из приоритетных направлений, по которым работает наш детский сад, является «Возрождение русских национальных традиций». Поэтому я обратилась к проблеме устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

Настоящая программа разработана на основании программы Новицкой «Введение в народоведение» («Наследие») и хрестоматии к ней «От осени до осени», а обновление содержания осуществляется на следующих методиках.

  1. «История культуры русского народа» А.В.Терещенко;
  2. «Русский фольклор» Аникин;
  3. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия» Забылин;
  4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Круглов;
  5. «Красна изба»;
  6. «Народное искусство в воспитании детей» Комарова;
  7. «Русский детский фольклор» Мельников.

Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять шире, комплексно все жанры устного народного творчества. Причем чтобы максимально достичь воспитательного и речевого эффекта с помощью устного народного творчества, надо его максимально включать во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, включать как часть занятия насколько это возможно. Важно не только дать детям знания, но и организовать непосредственное участие детей в исполнении народных песен, закличек, колядок, фольклорных f праздниках. Наряду с указанными формами работы с детьми используются студийные занятия, длительностью (15-30 мин.) в зависимости от возраста детей. Работа студии ценна тем, что такие занятия, объединяющие детей по интересам, создают условия для полноценного развития личности, дают возможность увидеть индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, наметить пути его творческого развития. Для этого большое внимание уделяется созданию предметной среды, приближенной к бытовой народной атмосфере. В детском саду есть «русская изба», для оформления которой использованы подлинные предметы быта: рушники, подзорники, различная кухонная утварь, макет печи, лавки и т.п. Чтобы дети прониклись духом русской культуры, в группе оформлен уголок в русском стиле, все предметы, находящиеся в нем, внимательно рассматривались, изучались.

Задачи:

  1. Показать детям красоту родного языка через устное народное творчество, раскрыть яркость, образность, меткость, выразительность малых фольклорных жанров (пословицы, колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, загадки). Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера мировосприятия.
  2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать речь как средство и форму мыслительной деятельность.
  3. Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
  4. Воспитывать любознательность, любовь и интерес к Родине, родному краю и его истории, природе, уважение к народным традициям, людям труда. Формировать чувство причастности к истории Родины, родному народу.
  5. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

Федеральный компонент

«Народ, который не знает своей истории презренен и легкомысленен»

 Карамзин.

Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения - сохранить эту самобытность, воспитать в детях гордость за свой народ, вызвать интерес к его культуре и жизни. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни

русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. В этой связи основной целью является помочь детям проследить связь между стариной и днём настоящим, знакомить с героическим эпосом нашего народа, старинными обрядами, исконно русскими ремеслами, песенным и танцевальным творчеством, славянской мифологией, семейными традициями.

Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот что лежало в основе быта русского человека, вызывать в детях стремление подражать героям нашей Родины, формировать чувство причастности к истории Родины, родному народу, помочь ребенку понять, что он хозяин своей Родины. Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогатят детей, помогут воспитать гордость за свой народ, поддержат интерес к его истории и культуре.

Региональный компонент.

История родного края неразрывно связана с историей России. Тульский край славится своей историей. Чтобы стимулировать интерес детей к истории родного края, нужно рассказать им о поле Куликовом, познакомить с исторической личностью - князем Дмитрием Донским. Экскурсия по «Тульскому Кремлю» поможет поближе познакомить детей с героическими подвигами туляков, местным краеведческим и фольклорным материалом. Знакомя с особенностями самобытного тульского народного костюма, обратить внимание на то, с какой любовью, выдумкой, со смыслом люди в старину украшали его. Самовар для Тулы - гордость особая. А какое чудо популярные тульские пряники! Изящно и гармонично выглядит филимоновская игрушка. Тульское оружейное и кузнечное мастерство славится повсеместно. Знают по всей Руси тульские гармони. Ознакомление с данным материалом осуществляется через экскурсии, посещение выставок в ДК, занятий в «русской избе», бесед по экспонатам уголка в группе «Родной край люби и знай».

Локальный компонент

Задачи, решаемые по данной программе, реализуются через занятия, экскурсии, развлечения, праздники, выставки, а также в повседневную жизнь воспитанников группы постоянно включается знакомство с произведениями разных жанров устного творчества, разучивание хоровых и подвижных игр, инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек, небылиц. Живые впечатления, которые дети получают на экскурсиях и прогулках, становятся отправной точкой для более глубокого изучения в процессе чтения фольклора, рассматривания альбомов, иллюстраций, слайдов и диафильмов. В группе есть небольшая «библиотека», где подобраны произведения разного жанра устного народного творчества, собраны воедино пословицы, поговорки о труде, загадки, много иллюстраций с предметами обихода крестьянской избы, к русским народным сказкам и т.д. Всё это помогает не только дать детям знания, но и организовывать непосредственное участие детей в исполнении народных песен, закличек, колядок и т.п.


Содержание программы

1 младшая группа

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

1

квартал

Игры-занятия:

1. «Катя, Катя

маленька »;

2. «Куклы в гости

к нам пришли»;

1. Проведение

индивидуальной

работы с целью

обогащения

эмоционального,

речевого,

умственного развития

детей, побуждение

детей к совместному

со взрослым

проговариванию слов,

    фраз.

Создание и

организация

развивающей среды:

Помощь

родителей в

пошиве

Предлагать для

самостоятельного

рассматривания

картинки к

потешкам.

одежды для

кукол.

3. Знакомство с

потешками:

а) «Петушок,

           Петушок »;

б) «Вот и люди спят,

вот и звери спят »;  

в    в) «Ладушки».

Игры с куклами.

4. Развлечение:

«Петрушка в гостях у

      малышей».

2. Игра «Оркестр»

3.Инсценировка

стихотворения

«Вот и люди спят, вот

и звери спят ».

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

2

квартал

  1. Знакомство с потешками:

а)        «Коровушка»;

б)        «Уж как я ль мою коровушку люблю»;

в)        «Пастушок и коровки»;

г)        «Пошел котик на торжок»;

д)        «Как по снегу, по метели трое саночек летели».

  1. Инсценировка русской народной сказки «Козлятки и волк».
  1. Побуждение детей к совместному со взрослыми

проговариванию слов, фраз.

  1. Русская народная игра «Матрёшка».
  2. Игра        «Прятки».

Рассматривание в «Русском уголке» матрёшки, иллюстраций к потешкам.

Игры с игрушками.

Оформление папки- передвижки «Что читать маленьким детям? ».

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

1. Загадки для

1. Русская народная

Игры с

Оформление

маленьких.

игра «Комарик».

бабушкиными

выставки

2. «Знакомство с

2. Введение игрового

игрушками.

«Народная

бабушкиными

приёма «Догонялки».

игрушка».

игрушками»

3. Русская народная

Рассматривание

(тряпочные,

игра «Перелизы».

иллюстраций к

соломенные

загадкам.

куклы, игрушки,

сделанные из

3

квартал

глины, дерева, и т.д.).

  1. Знакомство с - потешками:

а)        «Коза-хлопота»;

б)        «Огуречик, огуречик».

  1. Игра-занятие «У медведя во бору грибы-ягоды беру».

-

2 младшая группа

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок

самостоятельной

деятельности

Работа с родителями

1. Знакомство и

1. Хоровод «Кто у нас

1. Рассматривание

Изготовление

заучивание потешек:

хороший».

черпачка,

конфетных

а) « Пошел котик на

2. Игра в «прятки».

мисочки.

бабочек.

торжок»,

3. Разыгрывание

2. Рассматривание

б) «Ладушки»;

сцены встречи

платка.

в) «На лошадке в

хозяев с гостями.

3. Игры с

красной шапке».

4. Внести деревянные

деревянными

2. Знакомство с

ложки и

ложками.

деревянной ложкой.

предложить

3. Праздник

выполнить

1

конфетных бабочек.

плясовые движения

квартал

4. Занятие «Маша

(«топотушки»,

варежку надела»

«пружинка»,

(знакомить с

«наклоны головы

предметами

вправо-влево»),

рукотворного мира:

одновременно

варежками,

пристукивая

перчатками),

ложками.

используя малые

фольклорные жанры

(стр. 71 №1 -2002г. «Ребенок в д/с»

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

2

квартал

  1. Знакомство с потешкой и кукольный театр по потешке «Как по снегу , по метели трое саночек летели».
  2. Заучивание потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».
  3. Драматизация русской народной сказки «Лягушки и цапля».
  4. «Экскурсия в музей» (знакомство с русским народным костюмом).
  5. Беседа о зиме и наступающих праздниках.
  1. Слушание грамзаписи русских народных мелодий.
  2. Подвижная игра «Перелизы»

Игры с игрушками,

Изображающие

животных.

Рассматривание

иллюстраций к р.н.

сказкам:

  1. «Волк и козлята»;
  2. «Три медведя»;
  3. «Репка».

Обшить куклу (в русском народном костюме).

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

3

квартал

  1. В гости приходит Петрушка, приносит книги:

а)Русские        народные считалки:

б)        Русские народные песенки, потешки. Чтение их.

  1. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят».
  2. Фольклорный праздник для детей, родителей, дедушек, бабушек «Веселье и труд рядом живут», (стр. 144 №4 за 2000г.

Дошк./воспитание.)

Хороводные игры:

  1. «Солнышко»;
  2. «Горячо- холодно»;
  3. Игра «Отгадай- ка-загадай-ка».

Рассматривание иллюстраций к внесённым книгам.

Участие в

фольклорном

празднике.

Средняя группа

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

1.Знакомство с

1 .Народная игра

1 .Игры со

Познакомить с

загадками об овощах

«Жмурки».

свистульками.

целями и

и фруктах.

2.Слушание в

2.Игры с

задачами

2.Пословици,

грамзаписи

куклами,

студии

поговорки о труде.

народных мелодий.

сделанными из

«Ладушки» на

3.Праздник осени.

З.Игра «Огородная-

соломы.

новый год.

4.3накомство с

хороводная».

3 .Рассматривание

народными

4.Сделать вместе с

русского

игрушками-

детьми куклу

народного

1

свистульками.

«Осень» из соломы.

костюма.

5.Знакомство с

5.Исполнение песни

квартал

потешкой «Сорока, сорока». б.Знакомство с символом-оберегом. Продолжить знакомство с русским

народным костюмом.

1

7.3накомство с

деревом-оберегом

(рябиной).

«Андрей-воробей» под ритмичное постукивание ложками.

     6.Хоровод «Колпачок».

7.Сделать        из рябины бусы для кукол.


периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

1 .Знакомство со

1. Игра «Хорошо-

Побуждать детей

Помощь в

скороговорками.

плохо» (какой

к пению

организации

2. Знакомство с

ложкой удобнее

колыбельных

выставки

прибаутками.

есть деревянной или

песен при игре с

вязанных

3. Знакомство с

металлической).

куклами.

вещей.

колыбельными

2 .Рассматривание

песнями.

полотенца-рушника,

4.Знакомство с

«печи».

2

орудиями труда

3. Рассматривание

крестьян (прялкой).

поделок из папье-

квартал

5.Выставка вязаных

маше.

изделий.

6.Знакомство

4.Русская народная

и празднование

игра «Кострома».

Нового года.

5. Народная

7.3агадки о зиме,

подвижная игра

снеге.

«Скачет зайчик».

8.Заучивание песенок-

6.Слушание в

колядок.

грамзаписи

колыбельных песен.

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

1 .Знакомство с

1. Хоровод «Вот уж

Игры детей с

Помощь в

небылицами-

зимушка приходит».

картонными

изготовлении

перевертышами:

2. Русская народная

жаворонками.

картонных

а) «Ехала деревня

игра «Золотые

жаворонков.

мимо мужика»;

ворота».

б) «По поднебесью

3. Рассматривание

Праздник

медведь летит»;

красивой расшитой

Пасхи,

в) «По железной

скатерти.

чаепитие.

мостовой, сделанной

4.Хоровод «Верба».

3

из досок».

квартал

2. Драматизация прибауток «Тит», «Федул»

 3.Знакомство с докучными сказками.

  1. Празднование Масленицы на Руси.

5.Праздник        Пасхи.

Старшая группа

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

1 .Знакомство с

1.Слушание в

Рассматривание

Попросить

орудиями

грамзаписи «Нива

картин:

родителей

крестьянского труда.

золотая»,

«На поле

сшить сарафан

Выучить пословицы,

«Богатырской

Куликовом»,

для кукол.

поговорки о труде.

симфонии

«Богатыри».

2.Тема: «Вселенная,

Бородина».

Рассматривание

явления природы- в

2.Народная игра:

альбомов

загадках ».

а) «Колпачок»;

«Загадки».

1

3 .Рассматривание

б) «Сиди, сиди

Книга «Русские

квартал

картин: «На поле

Яша».

народные

Куликовом»,

3. Сшить сарафаны

потешки»,

«Богатыри».

для кукол.

побуждать к

4.3накомство с

4.Лепка из

чтению

былиной «Илья

пластилина палицы,

знакомых.

Муромец и Соловей -

щита, шлема.

Разбойник».

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок самостоятельной деятельности

Работа с родителями

2

квартал

1 .Знакомство детей с традициями празднования Нового года.

2.Рассказать        о происхождении посиделок, их назначении, связи фольклором.

3.Праздник        «Рождество Христово».

4.Конкурс        рассказов на тему: «В деревенской избе, в светлой горенке».

5.Знакомство со сказками о животных, с волшебными сказками.

  1. Скороговорки.
  2. «Эх, лапти мои, лапти липовые».\

(№1-2002 «Ребёнок в д/с»)

  1. Слушание в грамзаписи «Как на тоненький ледок».
  2. Колядование, сходить в младшую и среднюю группы «Щедрый вечер».
  3. Народная игра «Княгини».

4.Экскурсия в «избу».

5.Игра «Ремешок».

Использование в играх

фольклорного материала.

Праздник ёлки.

периоды

Блок учебной деятельности

Блок совместной деятельности

Блок  самостоятельной деятельности

Работа с родителями

3

квартал

1 .Выучить с детьми закличку «Весна, весна красная».

2. Фольклорный праздник «Встреча весны» (№2-2004г. «ребёнок в д/с») 3.Знакомство с докучными сказками.

4.Праздник        Пасхи.

5.Расширять        знания детей о тульских мастерах-умельцах.

6.Итоговое        занятие «Посиделки».

  1. Сходить с детьми на горку, устроить шумное катание с горы.

2.Народная        подвижная игра «Плетень».

3.Хоровод        «Вот уж зимушка проходит».

4.Игра        «Катание крашенок- расписных яиц».

Игры с дудочками, деревянными и глиняными свистульками. Чтение закличек. Рассматривание дымковской игрушки.

Праздник Пасхи.


Подготовительная группа

Сентябрь

Тема

Содержание работы

1.Кто мы, откуда?

Где наши корни?

1.Моя семья, мои близкие родственники.

2.Семья — это группа живущих вместе близких родственников.

Несколько поколений составляют род.

3.Рассматривание семейных фотографий.

4.Изготовление семейного древа (родословное древо)

2.Древняя Русь

1.Мы — русские.

2.0ткуда пошло название нашей родины (Русь). 3.Знакомство с древнерусской архитектурой. 4.Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции).

3.Путешествуем в прошлое России

На примере легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и др.

  1. Чтение былин.
  2. Просмотр Диафильмов
  3. Рассматривание и обсуждение картины В.Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие)

4.Русский народный костюм

1. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

2. Рассматривание соответствующих репродукций.

3. Знакомство с такими видами русского костюма, как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.

Октябрь

1.Вечера долгие, головушки умные, руки умелые

1 .Знакомство е головными уборами:

женскими, девичьими, мужскими,

2.Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз),

3.Украшение головного убора (повязки) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.

2. С новым урожаем!

1.Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен).

2.Подведение итогов осенних работ, богатый урожай на дачах, огородах.

3.Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени.

4.Подготовка к выставке «Щедрые дары Осени».

5.Приготовление салата.

З.У нас сегодня капустник!

Сочетание сезонного труда и развлечений — нравственная норма народной жизни.

1 .Знакомство с преданием о появлением 1 капусты на Земле.

2.Загадки, поговорки о капусте, игра «Вейся, капустка».

4.Покров- первое зазимье

1.Знакомство с праздником Покрова,

с приметами этого дня.

2.Наблюдение за погодой, приметами поздней

осени.

Ноябрь

1.Дом, дом, открой свою тайну

1 .Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т.д.

2.Отгадывание загадок о предметах быта.

2.Дух и природа

1. Духовная  жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки.

2. Чтение стихов о природе детьми.

3. Чтение рассказа воспитателем.

3.Синичкины именины.

1.Знакомство с традициями проведения праздника именины «Синичкины именины» на Руси и приметами, связанными с этим днем.

 2.Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях. Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке детского сада.

4.К худой голове своего ума не приставишь

1.Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).

2.Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю».

3.Словесная игра «Филя и Уля».

Декабрь

1.На печи лежим, сказки слушаем

«Нет сказки без правды»,— говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации, инсценировка отрывков). Чтение сказки по желанию детей.

2.Начинаем готовиться к зимним святкам

1.Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах.

2.Разучивание колядок, игр к празднику.

3.Знакомство с традициями Рождественских праздников.

4.Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.

З.Спиридон- солнцеворот

Знакомство с обычаями проведения этого дня, с закличками солнца, с зимними играми-забавами (продолжение на улице: дети лепят снежную бабу).

4.Новый год на Руси.

Русский Никола и Санта-Клаус

1.Рассказ        о праздновании Нового года на Руси.

2.Пение        колядок.

3.Санта-Клаус        и Никола — чем похожи и в чем отличие (сравнить) (игрушки или иллюстрации). 4.Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

Январь

1.У нас Рождественский сочельник

В русских народных костюмах дети принимают

Рождественский участие в празднике: ходят с колядками по сочельник        детскому саду, потом в музыкальном зале продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями. Рассказ о гаданиях и показ одного из них.

2.Играем в забытые детские игры

1.Знакомство с разными видами жеребьевки

забытые(выбором водящего игры).

детские игры

2.Разучивание считалок, слов к играм.

З.Игры (старинные, детские).

3.О русском прянике

1.Рассказ о пряниках, о том, почему их так

называют.

2.Рассматривание и различение на запах при прав, которые кладут в пряники (мята, ваниль, тмин).

3.Изготовление из теста пряников детьми.

4.Что расскажет нам старинная прялка

1. Рассказ о прялке, о том, какое место она занимала в жизни женщины на Руси.

2. Рассматривание прялки.

3. Загадывание загадок о прялке, веретене.

4. Учить прясть пряжу на прялке.( по желанию)

Февраль

1 .Ждем весну, готовимся к Масленице

1.Рассказ        о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.

2.Разучивание        закличек солнца на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров, игр.

3.Знакомство с приметами Сретенья.

 4.Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

2.День Трифона — день святого Валентина (14 февраля)

1.Сравнение двух праздников.

2. Изготовление сердечек-сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

3. Выбор по жребию «Валентин» и «Валентина»

3. Познаем секреты русской кухни ,учимся печь блины

1.Рассказ о традиции выпекать блины

Масленицу.

2.Загадки о блинах.

3. Выпечка блинов с детьми.

4.Прощай, Масленица

Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны.

Март

1.«Онисим- овчарник»

1.Беседа        об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку.

2.Рассматривание        овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из нее.

3.Вязание        на спицах.

4.Рассказ        о том, что делали раньше в этот день. Загадки об овцах

2. Учимся величать мальчиков. Учимся

величать девочек

1.Добры-молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга.

2.Хвалятся своими умениями: девочки- рукоделием, мальчики- спортивными достижениями.

3. Совместные танцы и песни.

З.Ждем весну!

1.Рассказ о старинных обычаях встречи весны.

2.Загадывание загадок о весне. 3.Разучивание закличек птиц и весны.

4.Знакомство с народными приметами.

4. Прилетите,        

жавороночки, к        «Сороки», с приметами этого праздника,

нам...        

1.Знакомство с весенним праздником

«Сороки», с приметами этого праздника,

2.Работа с тестом (делать жаворонков).

Апрель

1 .Благовещенье -

птиц на волю        обычаем

отпущенье

1.Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

2.Изготовление птиц из бумаги (оригами) с последующим пусканием по ветру на улице.

2.Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой…

1. Рассказ о вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня.

2. Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек»

3.Готовимся к Вербному базару.

1. Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар.

2. Работа детей: склеивают корзиночки-подставки для яиц, расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки.

4. Христос воскрес,

воистину воскрес!

1.Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями.

2.Участие детей в празднике.

Май

1.Не бывать на Руси весны без Егория

1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.

2.Про отцов дедов помнить от века завещано…

1.Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны.

2. Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов военной поры.

3. Беседа на тему «Человек жив до сих пор, пока его помнят».

3.Белая береза- русская береза! Любимое дерево на Руси.

1. Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета).

2. Рассказ о березе-главной героине праздника Троицы.

3. Разучивание песен о березе, хороводов, игр.

4. Загадывание загадок о березе, лете.

4.Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!

Возле березы на поляне дети водят хороводы, поют песни, плетут венки, играют, прославляют березку.


Диагностика знаний и умений детей 1 младшей группы

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Проявляет интерес к слушанию произведений фольклора

Проговаривает совместно со взрослыми слова, фразы фольклорных произведений

Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций, потешкам, предметам домашнего обихода

Выполняет простые движения совместно со взрослыми в народных играх

I

II

I

II

I

II

I

II

1

Диагностика знаний и умений детей 2 младшей группы

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Проявляет интерес к слушанию произведений устного народного творчества

Запоминает потешки, пересказывает их

Проявляет интерес к предметам быта русского народа, рассматривают иллюстрации к предметам русского народного творчества

Играет в народные игры совместно со взрослыми

I

II

I

II

I

II

I

II

1

Диагностика знаний и умений детей средней группы

Использует в

Знает, умеет и

Рассматривает,

Принимает

Фамилия, имя ребенка

активной речи

любит играть в

рассказывает о

участие в

п/п

русский

русские

некоторых предметах

драматизации

фольклор:

народные игры

домашнего обихода,

произведений

потешки,

замечает их '

устного народного

пословицы и

отличительные

творчества

т.д.

особенности

I

II

I

II

I

II

I

II

1

и


Диагностика знаний и умений детей старшей группы

Использует в

Знает, любит и

Умеет

Знает историю

Принимает

Фамилия, имя ребенка

активной речи

умеет играть в

соотносить

русского

осмысленное и

п/п

русский

народные игры,

увиденное в

костюма, его

активное

фольклор

использует в

природе с

элементы,

участие в

играх

народными

объясняет

проведении

фольклорный

приметами

значение

народных

материал

украшения

праздников,

костюма

обрядов

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

Диагностика знаний и умений детей подготовительной группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

Принимает активное  и осмысленное участие в проведении народных игр.

Использует в активной речи  русский фольклор

Умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами

Знает былинных и сказочных героев, узнает их в произведениях изобразительного искусства

Знает историю русского костюма, его элементы, умеет объяснять значение украшений костюма

Умеет различать изделия разных народных промыслов

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Рекомендации психолога "Развитие речевой активности детей через двигательную активность"

Движение-врожденная потребность живого организма. Двигаясь, ребенок познает мир, познает законы физические, познает свое тело, познает свои возможности. Активно двигаясь, ребенок развивается физически...

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...

Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...