Рекомендации психолога "Развитие речевой активности детей через двигательную активность"
статья

Ольга Владимировна Каширова

Движение-врожденная потребность живого организма. Двигаясь, ребенок познает мир, познает законы физические, познает свое тело, познает свои возможности. Активно двигаясь, ребенок развивается физически, психологически, эмоционально. Комплексное развитие мелкой и крупной моторики непосредственно связано с формированием, развитием и совершенствованием речевой функции ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psiholog_rekomenduet-_dvizhenie-rech.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

«Через движение развиваем речь.»

                  «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.  

                    Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении».                            

                                                                                                                                      Ж.-Ж. Руссо

 

    Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

     По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время 70-90 % детей, посещающих детские сады, имеют проблемы с речевым развитием. У таких детей нарушаются двигательные механизмы, отмечается ограничение активных движений, общая неловкость, недостаточная координация движения, нарушение пространственного ориентирования, чувства ритма, нет четкости кинестетических ощущений, так как ребенок не чувствует состояние напряженности или расслабленности мышц, как крупных, так и мелких не достаточно развита общая и мелкая моторика, что ведет за собой нарушения речи..

     Научные исследования доказали существование прочной взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти.). Ученые рассматривают «кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, а проекция кисти есть еще одна речевая зона мозга». Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться трудно.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

     Учеными А.Леонтьевым и А.Лурия установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем она выше, тем быстрее развивается речь, увеличивается словарный запас, ведь формирование движения происходит при участии речи. Под действием упражнений в организме ребенка возрастает синтез биологически активных соединений, которые благоприятно влияют на настроение, активность, повышают умственную и физическую работоспособность.

     Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Развитием общей и мелкой моторики можно заниматься в разных видах деятельности, но игры и физические упражнения имеют для этого наибольшие возможности. Во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют, соревнуются, выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, правильного дыхания, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц.

     С помощью движения можно стимулировать развитие правильной речи, используя специально подобранные считалочки, речетативы, стихи, отрывки из сказок, заклички, речевую дыхательную гимнастику, физкультминутки, речевые подвижные и пальчиковые игры. Этим мы не только стимулируем правильное развитие речи, но и подготавливаем ребенка к успешному обучению в школе и быстрой адаптации в обществе.

    Важным фактором для стимулирования правильной речи являются все формы и средства физической культуры. Они помогают с помощью разнообразных двигательных действий, свободного двустороннего общения с детьми, творческой обстановки значительно расширить словарный запас детей, активизировать их речь, закрепить знания, полученные на занятии по развитию речи, проверить их прочность. Ежедневно в режиме дня  целесообразно предлагать детям двигательные задания на координацию движения, пространственное ориентирование, «ручную ловкость» или чувство ритма.    

      Примерный комплекс оздоровительной гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс оздоровительной гимнастики после сна

«В мире животных»

Лежа на кровати:

1. «Потягивание».                               «К солнышку все потянулись, дружно, дети, все проснулись.

                                                                Вырастим большими, смотрите, вот какими.

                                                                Еще разик потянулись, окончательно проснулись».  3 раза

2. «Подуй на плечо».                          «Повернули мы головку, на плечо подули ловко.

                                                                Повернули мы еще, стало нам дышать легко».           2 раза

3. «Бокс».                                             «В бокс играем ловко мы, видят все, как мы сильны.

                                                                Раз – два, раз – два – победили мы – УРА!»

4. «Горка».                          (Ноги согнуты в коленях, стопы на кровати. Поднимание туловища).

                                                               «Горку строить мы решили, все прогнулись, 3 – 4.

                                                                 Так немного постоим, быть здоровыми хотим.

                                                                 Еще горку все подняли, все сильней сегодня стали». 3 раза

5. «Велосипед»                                     «Мы едим, едим, едим на велосипеде,

                                                                 На горку поднимаемся и с горы спускаемся».           3 раза

Дорожка «Здоровья»:                - Разновидности ходьбы и бега:  

1. «Жираф»                                           «Шею вытянул жираф, удивились дети - Ах!

Ходьба на носках, руки вверх.              На носочки мы встаем, как жирафы все идем».

2. «Слоники»                                         «Тук-тук, тук-тук, слышен чей- то пяток стук,

Ходьба на пятках, руки за голову.        Слоник маленький идет, за собой друзей ведет».

3. «Медвежата»                                     «Ходит по лесу медведь, бродит по лесу медведь,

Ходьба на внешней стороне стопы.      Стужа, стужа на носу, очень холодно в лесу».

4. «Пингвин»                                         «Лед, да лед, лед да лед, а по льду пингвин идет,

Ходьба перекатом с пятки на носок.     Лед, да лед, скользкий лед, но пингвин не упадет».

5. «Ежик»                                               «По сухой лесной дорожке топ, топ, топ шагают ножки.

Ходьба в полуприседе, руки на пояс.   Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ежик»

6. «Лошадка»                                          «Цок, цок конь живой, с настоящей головой,

Ходьба высоко колени.                           С настоящей гривой, вот какой красивый».

7. «Зайка»                                               «Хвостик маленький у зайки, ты попробуй-ка, достань-ка,

Ходьба с захлестыванием голени.         Тянет зайка лапку вверх, удивить решил он всех».

8. «Лисичка»                                        «Са-са-са, вот идет лиса, су-су-су, вижу я лису, се-се-се,

Ходьба скрестным шагом.                    Подошли мы все к лисе, сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы

                                                                 Идет по лесу лиса, лиса - лисонька краса».

9. «Змейка»                                   Бег в колонне между предметами.

- Ходьба по ортопедическим дорожкам: ребристая доска, коврик с пуговицами, «ежик»

                                                                         пробковые дорожки, шнур, узкая рейка, «следы» и др.

                                                                         (медленное музыкальное сопровождение)

Пальчиковая гимнастика:                        «Белочка», «Ежик», «Лиса и волк».

Сухое растирание рук, ног, живота махровыми варежками:    (со словами)

- Чтоб здоровенькими быть надо закаляться,                   «Кулачки» - 8 раз.

  И поэтому сейчас будем растираться.

  Ручка правая важна, разотрем ее, друзья,                     Растирание правой руки, потом

  Разотрем и левую - левую умелую.                               левой снизу вверх.

  Ножку правую мы любим, про нее мы не забудем.     Растирание правой ноги, потом

  Ножкой левой мы пойдем, ее тоже разотрем.               левой снизу вверх.

  И животик важный свой разотрем мы варежкой.         Поглаживание живота.

  А до спинки – ого - го, дотянуться не легко.                 Поглаживание спины.

  Нам остался пятачок, ушки, щечки и молчок.               Поглаживание носа, ушей и щек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕСТАНДАРТНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. В 2-Х ГРУППОВОМ ДЕТСКОМ САДУ.

В условиях малокомплектного детского сада, где одно помещение является и игоровой комнатой, спальней, физкультурным и музыкальным залом, как разместить физкультурное оборудование, чтобы оно не занимал...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»...

«Развитие двигательной активности детей через организацию различных игр и упражнений на прогулке».

Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. Длительные пребывания на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение ...

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С СЕМЬЕЙ»

Работа по формированию физических навыков детей с родителями...

Повышение двигательной активности детей через подвижные игры

В материале можно найти картотеку подвижных игр для всех возрастных групп доу....