ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С СЕМЬЕЙ»
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

Работа по формированию физических навыков детей с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.В. Овчарова, воспитатель,

МБДОУ детский сад №57»Радуга», г. Старый Оскол, Белгородская область 

Тема: «ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ  ЧЕРЕЗ РАБОТУ С СЕМЬЕЙ»

Выбор темы проекта продиктован тем, что зачастую у родителей отсутствуют теоретические сведения о физической культуре, начальных знаний о пользе занятий физическими  упражнениями. Силами только медицинских работников проблему активизации двигательной активности детей, начиная с дошкольного возраста, не решить. Значительную часть работы в этом направлении должно взять на себя образовательное учреждение и родители. Для решения данной проблемы был организован проект «Оптимизация двигательной активности через работу с семьей»

       Актуальность проекта

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном образовательном учреждении не создано сообщество «Дети – родители - педагоги». Семья – весьма важное значимое звено в системе социального воспитания. Именно родители, часто не замечая того, вырабатывают у детей с самого раннего возраста комплекс базовых ценностей, потребностей и привычек. Семейное воздействие уникально по результативности и интенсивности. Если мы хотим приобщить дошкольников к ценностям физической культуры, то, прежде всего, необходимо повысить уровень физкультурной образованности родителей.

Ведущая идея проекта  – вооружение родителей элементарными теоретическими знаниями и практическими умениями в области здоровья и двигательной активности.

 Новизна проекта:

- определены условия, которые позволяют формировать двигательную активность через работу с семьёй;  

- выявлены уровни формирования двигательной активности в совместной работе с родителями;

-обоснованы основные подходы и принципы по работе с родителями  в вопросах физического воспитания.

 Работа строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения.

           Принципы:

Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи в воспитании ребенка понятны родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность. Работа проводится в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и неповторим. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагогов в семье, а родителей – в дошкольном образовательном учреждении.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще Сергей Петрович Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний. Физические упражнения следует рассматривать как метод восстановительной терапии. Они воздействуют на все группы мышц, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения.

Объект исследования: оптимизация двигательной активности детей 5-6 лет.

Предмет исследования: пути оптимизации двигательной активности детей через совместную деятельность с родителями.

Гипотеза: Оптимизация двигательной активности детей совместно с родителями  будет возможна, если в основу положены следующие методы:  

  • совместная физкультурно - досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического  воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки);
  • организация совместного активного отдыха;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности;
  •  посещение родителями режимных моментов;
  •  обогащение литературы по здоровому образу жизни;
  •  анкетирование;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс  «Вместе с  папой и мамой»

Предлагалось решение следующих задач:

 Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

Заинтересовать родителей идеями здорового образа  жизни.

Проект реализовался в 3 этапа:

1этап - организационный (подбор литературы по проблеме, анализ литературы, подбор дидактико-методического инструментария составление анкеты для родителей по проблеме исследования, беседы, опросы родителей, наблюдения)

С целью изучения участия родителей в формировании двигательной активности детей было проведено анкетирование. Анкетный опрос проводился инструктором по физической культуре и воспитателями. В анкету было включено десять самых различных вопросов:

  • «Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?»
  • «Какое физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?»
  • «Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?»
  • «Принимаете ли Вы участие в двигательной активности Вашего ребенка?»
  • «Какие виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в Вашей семье?»
  • «Как часто, в какие дни и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» и др.

Анализ ответов показал, что современные родители испытывают трудности при формировании двигательной активности детей в условиях семьи. Они заключаются в следующем: большинство квартир малогабаритные, в которых сложно разместить игровое и спортивное оборудование; не хватает средств, времени, нет возможности посещать бассейн всей семьей, а иногда родители не знают, как преодолеть противостояние детей. Испытывают родители и недостаток знаний, поэтому им необходимы консультации, встречи со специалистами.

По результатам анкетирования были намечены мероприятия по улучшению работы в данном направлении. Это и проведение родительского собрания на тему: «Двигательная активность детей дошкольного возраста», и организация консультационного пункта для родителей.

2 этап - основной (решение основных задач: организация совместных досугов и праздников, пропаганда здорового образа жизни; домашние задания и др.).

В соответствии с этим в работу с семьей включали:

  • целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый образ жизни и т.д.;
  • ознакомление родителей со всем объемом оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
  • обязательное ознакомление родителей с результатами диагностики состояния ребенка;
  • обучение родителей конкретным методам и приемам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.);
  • ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, обучение нетрадиционным методам оздоровления детского организма (физиотерапия, ароматерапия и др.).
  • активное участие в организации, проведении и участии в праздниках, досугах, развлечениях.

3 этап - обобщающий (обобщение итогов работы, мониторинг образовательной деятельности, подготовка отсчета о проделанной работе и оформление исследовательского материала).

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества.

Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем, а совместная деятельность семьи и детского  сада – одна из наиболее приемлемых форм работы ДОУ, помогающая решить эту сложную задачу.

Список литературы:

  1. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании./ Б.А. Ашмарин // М.:ФиС, 1978, - 222с.
  2. Быкова, А.И.  Развитие движений у детей в детском саду.  / А.И. Быкова, Т.И. Осокина  // М. , Академия пед.наук РСФСР, 1968, - 125с.
  3. Грохольский, Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста:/ Г.Г. Грохольский // Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. Мн, 1992. – 44с.
  4. Как сделать ребенка физически совершенным:/ Г. Доман  //Пер. с англ.  М.: АСТ, Аквариум, 2000. – 333с.
  5. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств/  В.Б.  Коренберг // Теория и практика физической культуры.  М.: Физкультура и спорт, 1996 – № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...

«Социальное партнерство детского сада и семьи как условие оптимизации двигательной активности старших дошкольников».

Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и развития двигательных способностей детей при наличии условий, способствующих включени...

Опыт работы театрализованная деятельность как средство оптимизации двигательной активности

ТЕАТР – ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ,В КОТОРОМ РЕБЁНОК РАДУЕТСЯ ИГРА,А В  ИГРЕ ПОЗНАЁТСЯ МИР»...

Социальное партнерство ДОУ и семьи как условие оптимизации двигательной активности дошкольников в повседневной жизн

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15930082","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","style":"height: 401px; width: 680px;","width":"480"}}]] Уже многие знают,...

«Оптимизация двигательной активности дошкольников и семьи в вопросах здоровьесбережения ».

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в перво...

Современные технологии оптимизации двигательной активности в условиях МДОУ и в семье

Двигательная  активность это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.Н...

Семинар-практикум: Организация эффективной работы по оптимизации двигательной активности детей»

Цель: учить педагогов построению модели режима двигаельной активности, учитывая возрастные особенности детей....