«Социальное партнерство детского сада и семьи как условие оптимизации двигательной активности старших дошкольников».
проект по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Винник Надежда Юрьевна

Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и развития двигательных способностей детей при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательное -образовательное пространство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Педагогический проект

«Социальное партнерство детского сада и семьи как условие оптимизации двигательной активности старших дошкольников»

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Современные родители недооценивают роль двигательной активности, которая обеспечивает здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение.  Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

      Проблема может быть решена только при условии тесного взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Согласно закону “Об образовании”, ст. 18, именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества, но на данном этапе отсутствует система тесных партнерских отношений между педагогами и родителями по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья.

Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в свете федеральных требований -система институтов и механизмов согласования интересов участников педагогического процесса, основанная на равном сотрудничестве всех его участников –родителей, педагогов, детей.

         Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и развития двигательных способностей детей при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательное -образовательное пространство.

      Для решения этой проблемы в образовательный процесс была включен педагогический проект «Социальное партнерство детского сада и семьи как условие оптимизации двигательной активности старших дошкольников».

Теоретические основы проекта

            В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также воспитание физических качеств.

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.                                                                                              

        В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

         Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: П.Ф. Лесгафт,  М.А Рунова, В.К Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Усаков, А.И. Кравчук, М.И. Сергеев, В.В. Шабунин, Л.К. Сидоров, Е.Н. Савчук и др.

             Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями важно для успешного воспитания ребенка.

Социальное партнерство - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.                                        

             Совместная работа с семьей, организованная в ДОУ, позволяет реально влиять на физическое развитие ребенка. Системное изменение всех параметров образовательного процесса, освоение новой миссии и новых ценностей предполагает переход на позицию продуктивного решения педагогических задач, развитие форм сотрудничества и сотворчества с родителями. В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова, М.Н Попова.  

Содержание проекта ориентировано на современные подходы построения сотрудничества с семьей, в том числе – на технологию М.Н.Поповой «Навстречу друг другу», концептуальной основой которой являются идеи педагогического партнерства.                                                                                                                                                      Включение семьи, как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения, качественно изменит условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере физического развития ребенка.

Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры;
  • физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности детей, мотивация к активной двигательной деятельности;
  • педагогическая готовность – создание воспитательно- образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
  • социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

      Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое. Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать оптимальный двигательный режим, повысить уровень развития двигательных способностей старших дошкольников.

Концептуальные основы

Цель: Повысить двигательную активность воспитанников через создание модели социального партнерства детского сада и семьи.

Задачи:

Дети:

1. Развитие физических качеств воспитанников (скоростных, силовых, выносливости, координации).

  2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

      3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и    

           физическом совершенствовании.

Семья:

  1. Создание модели сотрудничества детского сада и семьи, ориентированной на физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
  2. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. в процессе которого все субъекты, включая воспитанников и их родителей, становятся активными участниками образовательного процесса в области «Физическая культура» (реализация совместных проектов разработка сценариев совместных праздников и развлечений, совместные туристические походы, прямое участие в воспитательном процессе своих детей и др.).
  3. Предоставление родителям право выбора форм взаимодействия с ДОУ по вопросам формирования основ физической культуры старших   дошкольников. (Совместные занятия, интерактивное общение, совместные спортивные развлечения и праздники, дни открытых дверей, памятки, буклеты, газета, сайт ДОУ).
  4. Ориентирование родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту:
  • привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку);
  • стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес;
  • создание дома спортивного уголка;
  •  приобретение ребенку спортивного инвентаря;
  • совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих телепередач.

Ожидаемый результат.

  1. Увеличение количества детей с высоким уровнем показателей в беге на длинные и короткие дистанции.
  2. Воспитанники стремятся к самосовершенствованию в двигательной деятельности, испытывают потребность в регулярных занятиях физической культурой.
  3. Создана модель сотрудничества детского сада и семьи в области физического развития старших дошкольников.
  4. Возросла на 50% заинтересованность родителей в взаимовыгодном сотрудничестве по вопросу физического воспитания старших дошкольников (организованы в домашних условиях мини-стадионы, приобретено в соответствии с возрастом спортивное оборудование, разработан и ведется дневник «Мои рекорды»).
  5. Родители являются активными участниками в разработках сценариев спортивных мероприятий.
  6. Создана картотека игр и упражнений со спортивным оборудованием для совместных занятий с детьми дома.
  7. Создана видеотека: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Скоро олимпиада», «Играем в бадминтон», «Игры с мячом».