Мастер класс «Игровая мотивация как одно из условий оптимизации познавательной активности старших дошкольников».
материал (подготовительная группа)
В основу интереса к учебной деятельности положен игровой мотив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk.docx | 492.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 31»
города Троицка Челябинской области
воспитатель А.В. Жигулина
Мастер класс
«Игровая мотивация как одно из условий оптимизации познавательной активности старших дошкольников».
Уважаемые коллеги, любят ли ваши дети мультфильмы? Как вы думаете почему? (для развлечений, ) Что их привлекает?
- Дети просто обожают все яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.
- Герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми.
- Детей привлекает динамика.
- Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.
- Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение. Согласны?
Мы назвали, действительно, очень много плюсов, а есть ли минусы?
- Гиподинамия.
- Содержание не всегда соответствует возрасту и моральному кодексу.
- Участились проблемы со зрением.
Однако, все отрицательные моменты, в силах исправить мы педагоги.
В своё время я проанализировала все за и против, и пришла к выводу, что именно мультфильмы помогут мне оптимизировать познавательную и даже речевую активность дошкольников, это актуальнейшая проблема педагогики в наше время.
Неоспорим тот факт, что хорошо усваивается материал, который интересен ребенку. Поэтому я выяснила, какие мультфильмы нравятся детям моей группы. И сравнила свои результаты с результатами исследований популярности мультсериалов на телеканале «КАРУСЕЛЬ».
Первая строка рейтинговой таблицы, в моей группе совпала: Фиксики просто покорили сердца дошколят!
А все ли из вас, уважаемые педагоги, знакомы с Фиксиками? Мне вот, признаюсь, пришлось на тот момент «погружаться в тему».
Дети наперебой рассказывали мне содержание каждой новой серии удивительного мультсериала; я видела, что в своих играх ребята подражают героям.
Было очевидно - они любимы детьми. «А, значит, фиксики смогут помочь не только машинам и приборам, но и мне, и моим детям»,- подумала я. Тогда-то и возникла идея создания чудо – помогатора, о котором хорошо знают мои дети. Давайте и мы более подробно с ним познакомимся.
Идея ПОМОГАТОРА из мультфильма была реализована мной как универсальное педагогическое средство с хорошим воспитательным, образовательным и развивающим
Рейтинг популярности лицензионных мультсериалов телеканала «Карусель»
потенциалом. Но я пошла дальше: в нашей группе появились «ПОМОГАТОРЫ» самых разных модификаций.
Так в приёмной висит специально изготовленный нолико-помоготор, который по своей сути является обыкновенным почтовым ящиком. Назван он так в честь фиксика-ребёнка Нолика, которому тоже очень хочется получить настоящий помогатор.
Каждое утро мультяшные человечки присылают письма с заданиями, чтобы подготовить детей к экзамену, после сдачи которого, им будет выдан рюкзак – помогатор.
Письма адресные. Дети легко определяют, кому сегодня пришло сообщение, потому что адрес совпадает с картинкой на детском шкафчике. Наша почта проверяется ежедневно.
Дети с нетерпением ждут свою почту. Придя в детский сад, забыв про то, что сначала нужно раздеться, они сразу заглядывают в нолико-помогатор. И в какой неописуемый восторг приходят малыши, если сегодня письмо пришло именно им.
Да, эти письма с учебным содержанием, но оно воспринимается и усваивается детьми ненавязчего, непринуждённо и легко.
В непосредственно образовательной деятельности роль «помогаторов» играют перфокарты. С их помощью дети выстраивают алгоритм выполнения самых разнообразных заданий из различных областей знаний.
НАПРИМЕР здесь нужно расставить знаки так, чтобы получилось верное равенство. А так мы помогаем чинить телефоны и калькуляторы, учим состав чисел.
И поскольку большую часть операций ребёнок выполняет самостоятельно, возрастает степень уверенности его в собственных силах. В каждом таком «помогаторе» предусмотрена функция самопроверки.
Сопоставляя свой результат с эталоном, ребёнок анализирует, сравнивает и невольно фиксирует своё внимание на ошибке (в случае если она допущена), что, согласитесь, является явно положительным моментом. Ведь недаром же китайская мудрость гласит: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и ПОНИМАЮ».
Кстати, бывает и такое, что дети сами придумывают карточки с заданиями друг для друга, проявляя свое творчество при обобщении имеющегося опыта.
А наши помощники готовы презентовать свои идеи по использованию перфокарт. (рассказывают).
Как вы можете предположить, варианты заданий могут быть самыми разнообразными. Спасибо за творчество. Мы приглашаем вас принять активное участие в нашем диалоге.
Не одна НОД не обходится без демонстрационного материала. И здесь выручает помогатор – системный оператор, с которым все давно знакомы. Однако, новое название и игровая мотивация помогает развить познавательный интерес.
Отдохнуть и зарядиться положительными эмоциями во время занятий помогает замечательная и любимая детьми ФИКСИПЕЛКА. Кстати, она также способствует развитию полушарий мозга. Я, думаю, и нам с вами пора встряхнуться. Я приглашаю вас на физминутку. Заряд позитива бодрости обеспечен всем.
Конечно, фиксики не обошли вниманием и наших дорогих родителей, которые на данный момент хорошо знакомы со всеми тонкостями начатой игры и с радостью подыгрывают нам, читая рекомендации от мультяшных персонажей.
Логическим завершением работы с помогатором станет выпускной, на котором детям вручат портфели – самые необходимые помогаторы в школе.
Таким образом, идея помогатора, как игровой мотив, способствует развитию познавательного интереса у детей и как следствие – оптимизации познавательной активности.
Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Очень хочется, чтобы педагогические усилия задали нужный вектор в формировании познавательной активности каждого ребёнка.
Надеюсь, что представленный вашему вниманию опыт, может быть использован вами при создании условий, которые помогут преодолению интеллектуальной пассивности ребенка.
С удовольствием отвечу на ваши вопросы, если таковые имеются. И, конечно же, хотела бы услышать комментарии по поводу предложенного вашему вниманию материала.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...
«Социальное партнерство детского сада и семьи как условие оптимизации двигательной активности старших дошкольников».
Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и развития двигательных способностей детей при наличии условий, способствующих включени...
Обогащение предметно-развивающей среды как условие развития познавательной активности старших дошкольников на примере проекта "Мой любимый город"
Обогащение предметно-развивающей среды как условие для гармоничного развития юного петербуржца в старшей и подготовительной группах детского сада...
Презентация "Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"
Презентация "Формирование речевой активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"...
Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»
Мастер класс для педагогов ДОУ«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников» может быть использован педагогами ДОУ с целью п...
Технология «Загадки» как средство мотивации к познавательной активности старших дошкольников»
Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектныйпроцесс. С каждым днём перед ним раскрывается окружающий его мир – мирприроды, искусства, человеческих отношений. Ненасытна...