Рабочая программа "Чудесный мир фольклора"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Аненкова Татьяна Анатольевна

Новизной и отличительной особенностью программы «Чудесный мир фольклора»  является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chudesnyy_mir_folklora.docx367.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\KL\2017-07-07\001.jpg

«Народ, который не знает своей культуры,

истории,- презренен и легкомысленен»

Н.М. Карамзин

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Большое место отводится поликультурному воспитанию, с приоритетом для ребёнка культуры его национальности. Ведущим средством является русская народная культура.

В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор всегда самобытен, современен. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнком - эмоционального, эстетического, духовно-нравственного.

Обучение детей, постижение ими содержания программы «Знакомство детей с русскими народными календарными праздниками» происходит на основе взаимодействия и взаимопроникновения форм художественной деятельности - чтение, показ театров, драматизация. Фольклорный материал включает в себя и объединяет различные виды и жанры народного творчества - это потешки, пестушки, сказки, игры. Элементы театрального искусства, прикладное творчество (изготовление народных костюмов, атрибутов, игрушек и пр.). Занятие фольклором даёт возможность объединения педагога, родителей и детей на почве освоения народной культуры.

Программа «Чудесный мир фольклора»  построена в соответствии с нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564);
  • Основная образовательная программа дошкольного образования.

А также основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

1.2 Приоритеты программы:

  1. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые

     пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нём чувство красоты,

     любознательность.              

  1. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки,

пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) в повседневной деятельности.

  1. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
  2. Знакомство детей с народно-декоративным искусством.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Цель и задачи программы

Цель программы: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи программы:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью программы «Чудесный мир фольклора»  является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

1.3 Основные принципы:

     1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

     2. Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.

     Перспективный план построен на основе народного календаря, в котором чётко прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники. Внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников, такие как «Осенины», «Масленица», «Рождество».

     3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.

     Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

     4. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

     5. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.

     6. Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

1.4 Содержание: определяется возрастными особенностями детей. 
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенного календарного праздника. Дети имеют возможность расширить свой кругозор, представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.

1.5 Формы работы

     Организованная образовательная деятельность:

   - игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке;

   - чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг;

   - викторины, сочинение загадок;

   - инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

   - рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, обсуждение средств выразительности;

   - продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания;

   - танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребёнком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

   - игры и упражнения под тексты потешек, народных песенок, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек.

     Посещение библиотеки, мини-музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.

     Познавательные беседы – развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Беседы организуются как итоговые по окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста.

     Предпраздничные посиделки – основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, затевают хороводы, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.

     Оформление выставок в детском саду. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал или групповая комната. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества или творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

     Творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.

     Праздники – это день, который наполнен радостью, весельем. Праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традицией, обычаями, обрядами. Праздник – радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.

     Работа с родителями. Педагоги пришли к общему мнению, что нужно воскресить отношения в семье, которые существовали в старину. Поэтому родителей приглашают на занятия, консультации и родительские собрания, где им рассказывают о культуре и истории нашего края, вместе с ними оформляют папки-передвижки, организовывают совместные выставки и экскурсии, готовят праздничные мероприятия и участвуют в них. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка.

1.6  Методы и приёмы

     Метод интерактивной игры – означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом, а также совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

     Наглядные методы – дают возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы. Без наглядности невозможно провести ни одного занятия.

     Словесные методы и приёмы – позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Словесные методы и приёмы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

     Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.

     Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний, умений и навыков и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных.

Технологии, используемые в программе:

Методы и технологии

Цель

Использование

Здоровьесберегающие

технологии

Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Музыкально-дыхательные тренинги.

Динамические паузы.

Релаксация.

Арттерапия.

Сказкотерапия.

Двигательная терапия.

Музыкотерапия.

Цветотерапия.

Технологии проектной деятельности

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Работа в группах

 Социально-активные приёмы (методы): метод взаимодействия, метод рефлексивной деятельности.

 Беседы

Технология исследовательской деятельности

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• использование художественного слова.

Виды познавательно-исследовательской деятельности:

 Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему)

Информационно-коммуникативные технологии

формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества».

собирать материал и выпускать папки-передвижки для родителей, проводить занятия с показом слайдов, презентаций, видеороликов.

Личностно-ориентированные

технологии

обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Доброжелательное, внимательное отношение 

календарь настроения,

Разделение воспитанников по группам

дидактический материал

Игровая технология

Повысить значимость организации игр в воспитательно - образовательном процессе 

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Возрастные особенности детей

От 3 до 4 лет

Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

   В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

   Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

   Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

   Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

   К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

    Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

  По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

  На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

     Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

  Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

    Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

         В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

    В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

     В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

    Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Возрастные особенности детей

От 4 до 5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить, как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Возрастные особенности детей

От 5 до 6 лет

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем.       Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

      Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

     Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе с взрослым. Объем памяти изменяется не существенно.  Улучшается ее устойчивость.  При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением».  Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Повышаются возможности безопасности  жизнедеятельности ребенка 5-6 лет.

      В процессе восприятия художественных произведений,  произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Возрастные особенности детей

От 6 до 7 лет

  К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности.  При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова.

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.

Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.

Объем программы: Реализация программы «Чудесный мир фольклора»

1 год (1 занятие в месяц по 15 и по 20 минут).

Критерии мониторинга

     1. Иметь представления:

       - о русской избе, особенностях её строительства, внешнем и внутреннем убранстве;

       - о русской печке, её назначении, приспособлениях: ухват, кочерга, деревянная лопата, помело;

       - устном народном творчестве – заклички, колядки, небылицы, считалки, пословицы;

       - истории возникновения книги, азбуки и её предшественниках;

       - народной игрушке («кукле-закрутке», матрёшке); игрушке из глины (каргопольской, филимоновской, дымковской);

       - истории возникновения предметов быта: ложка, зеркало, часы – и их предшественников.

 2. Знать и объяснять значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы; значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица, Рождество, Капустница, их традициях;

   

Ожидаемые результаты

     Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нём, развить интеллект, возможность развить в ребёнке творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Дети проявили интерес к устному народному творчеству, уважительны к традициям русского народа, имеют представления о русских народных промыслах.

II. Содержательный раздел

2.1 . Учебный план реализации рабочей программы.

Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется следующим образом:

  • с детьми II младшей группы – 1 раз в месяц -15 минут;
  • с детьми средней группы – 1 раз в месяц -20 минут;
  • с детьми старшей группы – 1 раз в месяц -25 минут.
  • с детьми подготовительной к школе группы – 1 раз-30 минут.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание рабочей программы

Объем учебной нагрузки по рабочей программе

(количество занятий)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Кол-во занятий в месяц

1

1

1

1

Всего занятий в год

10

10

10

10

Работа проводится с подгруппами по 10 – 12 человек. Это дает возможность педагогу:

  • работать с детьми учитывая интересы детей;
  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

План работы с родителями

Месяц

Тема

Форма проведения

Сентябрь

«Малые фольклорные формы в семейном воспитании»

Анкетирование

«Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи старшего дошкольника»

Родительское собрание

Цель: Познакомить родителей с приоритетным направлением группы; подвести к пониманию значимости этой работы с детьми.

«Использование народного фольклора в семейном воспитании».

         Консультация

Цель: дать родителям необходимые знания об использовании фольклора в семейном воспитании.

«Семейные традиции: делимся опытом»

Круглый стол

Октябрь

«Осень в гости к нам пришла»

Выставка совместных рисунков родителей и детей

«Осенины»

Фольклорный праздник

«Художница – Осень»

Выставка творческих семейных работ

Ноябрь

«Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Выставка совместных рисунков

(творческое домашнее задание – сделать иллюстрацию к любимой пословице, поговорке, или загадке)

«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств старшего дошкольника»

           Консультация.

Цель: приобщить родителей к воспитательно-образовательному   процессу; повысить заинтересованность в результате совместной работы детского сада и семьи по данной теме.

«Где дружба и совет, там и промахов нет»

Организация совместных дел: подборка и накопление иллюстрированного и текстового материала; посещение Дома творчества совместно с родителями.

«А как речь – то говорит, словно реченька журчит»

Родительское собрание

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Декабрь

«Где дружба и совет, там и промахов нет»

Организация совместных дел:

- подборка и накопление иллюстрированного и текстового материала;

- посещение библиотеки совместно с родителями;

- изготовление костюмов, масок и атрибутов к Новому году.

Новый год

Праздник

«У нас в лукошке всего понемножку»

Пополнение развивающей среды в группе; уголка ряженья.

«Мастерская деда Мороза»

Изготовление костюмов, масок, атрибутов к Новому году.

Январь

«Рождество в семье»

Выставка поделок

«Пришла Коляда, отворяй ворота…»

Фольклорный праздник

«С Рождеством Христовым!»

Оформление папки-передвижки.

«Как играли наши бабушки и дедушки»

Вечер русских народных игр и забав для детей и родителей.

Февраль

«У нас в лукошке всего понемножку»

Изготовление папки-передвижки

«Поиграй, посмеши, свою удаль покажи»

Спортивный фольклорный праздник

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация

Цель: Способствовать созданию в семье благоприятного микроклимата через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему.

«Ваши помощники – книги»

Круглый стол с родителями

Март

«Почитай мне сказку, мама!»

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками

«Воспитание сказкой – радость встречи с книгой»

Консультация

«Широкая Масленица»

Фольклорный праздник

«За чаем – не скучаем»

Посиделки

Обмен мнениями между родителями и педагогом по результатам наблюдений за детьми дома и в детском саду по теме «Развитие речи старшего дошкольника средствами малых форм фольклора»

Апрель

«Весну закликаем»

Открытое мероприятие

«У самовара»

Посиделки

«Великий праздник – Пасха»

Фольклорный праздник

Неделя открытых дверей

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Открытое мероприятие

Май

«Повторение – мать учения»

Заседание родительского клуба, на котором дети выступают в активной роли ведущих и знакомят родителей с тем, что изучили сами.

«Лето красное, звонче пой!»

Развлечение


Календарно – тематическое планирование

2 младшая

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

«Осенины»

Цель: Прививать любовь к русскому народному творчеству, культуре, быту и традициям русского народа; к русским народным календарным праздникам.

Октябрь

«Покров»

Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора.

Ноябрь

«Михайлов день»

Цель: ознакомление детей с православным праздником “Михайлов день”.

Декабрь

«Екатерина санница».

 Цель: Познакомить детей народными традициями празднования даты народного календаря 7 декабря - «Екатерина - Санница».

Январь

«Святки»

«На пороге – коляда»

Цель: познакомить детей с праздником Святки, народными обычаями, обрядами, приметами, поговорками, колядками, связанными с ним.

Февраль

 «Масленица»

Цель: доставить детям радостное настроение праздника через приобщение к русским народным традициям, познакомить со старинным русским обрядом – проводы Зимы; воспитывать дружеские отношения, уважение к русской народной культуре.

Март

«День птиц»

Цели: Расширять кругозор, закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц.  Расширять словарный запас с помощью фольклора. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости. Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Апрель

«Пасха»»

Цели: развивать внимание, зрительную память и чувство ритма, познакомить детей с праздником Светлой Пасхи; обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи. Вызвать интерес к традиционным пасхальным играм, самостоятельной творческой деятельности по украшению яиц.

Май

«Егорьев день».

Цель: познакомить детей с весенним народным праздником Егорьев день.


Средняя

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

«Осенины – осени именины»

Цель: Формирование познавательного интереса к истории своей страны, формировать у детей патриотические чувства. Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины. Приобщать к культуре и традициям через знакомство с народными праздниками.

Октябрь

«На покров день»

Цель: Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям, к истокам русской народной культуры; познакомить с народными обрядами и обычаями; донести до детей интересную и важную информацию о празднике; воспитывать любознательность к народному фольклору.

Ноябрь

«Михайлов день»

Цель: ознакомление детей с православным праздником “Михайлов день”. Познакомить детей с обычаями и традициями на Михайлов день; познакомить детей с приметами на Михайлов день; развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры и конкурсы.

Декабрь

«Екатерина санница».

Цель: Развивать двигательную активность детей как один из основных факторов, стимулирующих их физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие по средствам фольклора – народных игр.

Январь

«Святки»

«На пороге – коляда»

Цель: Приобщить детей и взрослых к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси; расширять представления детей и родителей о культурном наследии своего народа; воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Февраль

Зимний праздник «Кудесы»

Цель: Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству, дать понятие о старинном празднике кудесы, познакомить с зимними приметами.

Март

«День птиц»

Цель: Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.

Апрель

«Пасха»»

Цель: Познакомить детей с празднование Пасхи Православной, знакомство с народными традициями и обычаями, привлечь внимание детей к истории, традициям и культуре.

Май

«Егорьев день».

Цель: Дать эмоциональное представление о праздновании этого праздника, обычаях, традициях; способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями.

старшая

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

«Осенины – осени именины»

Цель: прививать любовь к русскому народному творчеству, культуре, быту и традициям русского народа; к русским народным календарным праздникам.

Октябрь

«Покров»

Цель: Осмысление детьми духовно-нравственного содержания праздника «Покрова Пресвятой Богородицы». Воспитания уважение и любви к ближнему.

Ноябрь

«Михайлов день»

Цель праздника: ознакомление детей с православным праздником “Михайлов день». Познакомить детей с обычаями и традициями на Михайлов день; познакомить детей с приметами на Михайлов день; познакомить с играми деревенских детей; развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры и конкурсы.

Декабрь

«Екатерина санница».

Цель: Знакомить детей с русскими народными традициями, играми, стихами. Познакомить с народным праздником «Санница». Воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны. Предоставить детям возможность применять двигательные навыки и умения, приобретенные на занятиях по физической культуре. Оздоравливать организм ребенка с помощью движений и действий на свежем воздухе.

Январь

«Святки»

«На пороге – коляда»

Цель. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Февраль

 «Масленица»

Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить детей с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, закличками и т.п.), с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

Март

 «Сорок сороков»

Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках; познакомить детей с традициями и историей проведения праздника «Сороки»; воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю, к его национальным традициям.

Апрель

«Пасха»»

Цель: Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с празднованием праздника «Пасха».

Май

«Егорьев день».

Цель: Дать эмоциональное представление о праздновании этого праздника, обычаях, традициях; способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями.

подготовительная

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

«Осенины – осени именины»

Цель: Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.

Октябрь

«Посиделки на Покров»

Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей детей и подростков через приобщение их к православным и народным традициям, к духовным истокам русской культуры.

Ноябрь

«Михайлов день»

Цель праздника: ознакомление детей с православным праздником “Михайлов день». Познакомить детей с обычаями и традициями на Михайлов день; познакомить детей с приметами на Михайлов день; познакомить с играми деревенских детей; развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры и конкурсы.

Декабрь

«Екатерина санница».

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа - Екатерина Санница. Подводить к мысли, что труд и быт человека были подчинены ритму природы. Обогащать словарь детей: зимушка, хрустальная, белоснежная. Обратить внимание на многообразие образных выражений. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Январь

«Святки»

«На пороге – коляда»

Цель: Воспитание патриотических чувств дошкольников, любви к русскому народному творчеству и обрядовым праздникам; создание радостного позитивного настроения и душевного комфорта. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками: Рождеством и Святками.

Развивать певческие способности в пении колядок.

Февраль

 «Масленица»

 Цель: Систематизация представлений детей о русском народном празднике «Масленица». Закрепить знания детей о русском народном празднике «Масленица». Расширить представления детей об истории русского народного праздника. Развивать у детей умение выражать свои эмоции посредством фольклора.

Март

«День птиц»

Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках; познакомить детей с традициями и историей проведения праздника «Сороки»; воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю, к его национальным традициям

Апрель

«Пасха»»

Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с празднованием праздника «Пасха».

Май

«Егорьев день».

Цель: Дать эмоциональное представление о праздновании этого праздника, обычаях, традициях; способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями.


III. Организационный раздел

Методическое обеспечение

Развитие детей опирается на принципы дидактики и возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат народной педагогике.

Методика проведения занятий на всех этапах обучения по программе состоит из:

  • чтение или рассказывание;
  • чтение с использованием наглядного материала (при помощи различных видов театра)
  • игра - драматизация.

Ещё большему «погружению» в мир русского народного творчества способствует проведение занятий в музее «Русская изба».

Материально - технические условия реализации программы: для успешной реализации программы необходимы следующие условия: групповая комната, народные костюмы, иллюстрированные книги с потешками, сказками; различные вид театров; шапочки - маски; аудиозаписи с фольклорными песнями.

Используемая литература для педагога:

1.Алиева С. Народная сказка как средство развития родной речи детей. (Дошкольное воспитание. -1973-№10)

2. Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - Воронеж: ООО «Метода», 2013. - 256 с.

3.Венгер Л., О чём рассказывает сказка// Дошкольное воспитание. - 1994.-№5

4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Л.С. Выготский-Санкт-Петербург,1997

5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 112 с.: цв. вкл.

6.Гурович М.М. Ребёнок и книга./М.М.Гурович-Детство-пресс,2004

7. Иванова К. В., Черкунова С. Н., Шокодько Н. В., Краморенко Г. С., Караева Н. Г., Володченкова А. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой. Сценарии спектаклей. Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008. -96с.

8.Из детства в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей. /Составила Т. Н. Доронова. - Москва,1997

9.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам культуры. - М.: Академия,1999

10.Кудрявцев В. Воображение ребёнка: природа и развитие: ст.1/В. Т. Кудрявцев// Психологический журнал. -2

11.Мельноков М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение,1987

12.Сибирский фольклор в работе с дошкольниками: Метод. Пособие/ Н. В. Бутакова, С. Н. Гузеева, Г. В. Воробьёва, Л. А. Мишарина (отв. ред.). - Изд.2, испр, доп.- Иркутск: Изд- во Иркут. гос. пед. ун-та,2002

13. Синицына Е. И. Умные сказки. / Е. И. Синицына – М.: Лист, 1999

14. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972.

15. Фёдорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. - СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. -128 с.

16. Чуднова Р. Развитие воображения детей при знакомстве с художественной литературой // Дошкольное воспитание. - 1972.-№2

17. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985

18. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение,1986

19. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -64 с.

Литература для родителей

1.Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / А. С. Герасимова; под ред. Б. Ф. Сергеева. -3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005. -160 с.: ил.- (Внимание: дети!)

2.Дмитриева Е. Как читать детям народные сказки // Дошкольное воспитание. - 1984.-№6

3.Дмитриева Е. Чтение волшебных сказок // Дошкольное воспитание. – 1981.- №6

4.Дмитриева Е. Особенности чтения сказок о животных // Дошкольное воспитание. – 1979.- №3

5.Масарау Ибука «После трёх уже поздно» Изд. Альпина

6.Шевченко В. Рассказывайте детям сказки // Дошкольное воспитание. – 1975. - №10

7.Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. – 1 – 15 окт. ( № 19). – с. 32 – 34

Материально-техническое обеспечение:

  • Диагностический материал
  •  Разнообразные дидактические игры для дошкольников, (наглядный и демонстрационный материалы)
  • Дидактические материалы для ведения работы с детьми
  • Методическая литература
  •  Игровой материал для проведения занятий
  • Дидактический материал по развитию восприятия цвета, формы, величины; материал для релаксации, для развития памяти, мышления, мелкой моторики, тактильного восприятия, ориентирования в пространстве
  • Интерактивная доска, видеопроектор, аудиосистемы, телевизор.

Список литературы

1. Ботякова О.А. «Солнечный круг: детский народный календарь», СПб., Детство-Пресс, 2004г.

2. Ватаман В.П. «Воспитание детей на традициях народной культуры», Учитель, 2008г.

3. Ворошилова О.В. «Русские фольклорные традиции», Учитель, 2007г.

4. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России», М., Аркти, 2003г.

5. Зеленова Н.Г. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», М., Скрипторий, 2003г.

6. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Учитель, 2012г.

7. Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», м., Аркти, 2005г.

8. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., Детство-Пресс, 2000г.

9. Николаева С.Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту», СПб., Детство-Пресс, 2009г.

10. Пименова Т.М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет», Учитель, 2012г.

11. Тихонова М.В. «Красная изба», СПб., Детство-Пресс, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Составитель: Ладилова О.В. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИТОРИКЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ»

Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на дет...

Рабочая программа кружка "Ознакомление с фольклором"

Программа направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями....

Рабочая прогромма по фольклору

Образовательная программа по фольклору ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Фольклор выражает вкусы, склонности и инт...

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средней группы средствами русского фольклора Сибирского региона»

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и пре...

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста...