Проектная работа на тему: "Я и моя семья"
проект (подготовительная группа) на тему

Шакирова Диана Рустамовна

Цель проекта: закреплять представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях; воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_ya_i_moya_semya.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Я и моя семья»

Шакирова Диана Рустамовна

(воспитатель 1-ой квалификационной категории)

  1. Информационная карта проекта «Я и моя семья»
  2. План мероприятий по реализации проекта «Я и моя семья»
  3. Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья»
  4. Фотографии

                                        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 338 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

ИНФОРМАЦИОНННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Я и моя семья». 

Автор проекта: Шакирова Д.Р., воспитатель 1-ой квалификационной категории.

Продолжительность проекта: одна неделя  (14.02 – 17.02.17).

Тип проекта:  игровой, образовательный, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку.

Возраст детей: 6-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Я и моя семья» для работы с детьми 6-7 лет.

Проведя опрос среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную.  Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта: закреплять представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях; воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке.

Задачи проекта: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, о профессиях членов семьи. Развивать коммуникативные навыки. Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи, развивать чувство гордости за членов своей семьи.

Форма проведения итогового мероприятия проекта. Выставка совместных работ родителей и детей «Вот мой папа, вот моя мама, вот он – я!».

Ожидаемые результаты по проекту. При реализации данного проекта дети овладеют понятием «семья»; узнают информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о профессиях родителей, о своих правах и обязанностях; смогут составлять творческий рассказ о семье; научатся совместно с родителями составлять родословную семьи.

Реализация данного проекта даст возможность повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения; вызовет более тесное сплочение между детьми, воспитателями, педагогами и родителями.

Техническое обеспечение: аудио- и видео- записи, дидактические и  пальчиковые игры; атрибуты к подвижным, творческим и сюжетно-ролевым играм; спортивный инвентарь, материал для продуктивной деятельности.

Используемая литература:

  • ООП ДОУ (общеобразовательная программа ДОУ).
  • Закирова К. В. «На поляне детства».
  • Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет».
  • Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д.с. (подг. гр.)».
  • Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе д.с. – позновательное развитие».
  • Бондаренко А. К. «Дидактические игры в д.с.».
  • Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
  • Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество».


План мероприятий по реализации проекта: «Я и моя семья» на 1 неделю с 14 – 17 февраля в подготовительной группе.

Образовательная деятельность

1-ый день

2-ой день

3-ий день

4-ый день

1. Социально-коммуникативное развитие.

С/р игра «Дочки-матери». Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; воспитывать уважение и любовь к мамам. 

Просмотр мультфильма на тат. языке «Өч кыз» - «Три дочери» (Тат.нар.сказка). Цель: помочь детям осмыслить содержание мультфильма, понять идею произведения; воспитывать уважительное, доброе отношение к маме и взрослым.

Д/и «Вежливые слова».

Цель: продолжать формировать  знание вежливых слов, умение правильно применять их в отношении с окружающими; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

С/р игра (с использов. тат. разгов. речи) «Семья». Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда; закрепить названия членов семьи на татарском языке.

Конструирование из строительного материала «Дом моей мечты». Цель: развивать конструктивные способности детей; воспитывать любовь к родному дому и родным. 

Просмотр мультфильма «Северная сказка» (Нанайская сказка). Цель: помочь детям осмыслить содержание мультфильма, понять идею произведения; воспитывать уважительное, доброе отношение к маме и закрепить знания о том, что поручения, просьбы мамы нужно выполнять сразу и быстро.

2. Познавательное развитие.

НОД. Познание.

Беседа «Моя семья». Цель: формировать дифференцированные представления о семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом; подводить детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;

актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.

Рассматривание фотографий в альбомах  «Я и моя семья».

Цель: развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками; продолжать развивать представления о своей семье; формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье; воспитывать нравственные качества.

Беседа с детьми «Семейные праздники». Цель: формировать дифференцированные представления о «мужских» и «женских» праздниках, способах поздравления друг друга; способствовать проявлению интереса к семейным праздникам; актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Д/и  «Кому что нужно?». Цель: закреплять умение детей определять, какими предметами домашнего обихода пользуются разные  члены семьи.

3. Речевое развитие.

Чтение поговорок и пословиц о семье.

Цель: познакомить детей пословицами и поговорками о семье; развивать память, мышление, речь, четкое произношение.

Чтение. татарской народной сказки «Куян кызы» – «Зайчишка» (А. Алиш).

Цель: обратить внимание на то, что мама-зайчиха оберегает своё дитя, заботится; помочь детям осмыслить содержание сказки, понять идею произведения; продолжать развивать умение слушать, отвечать на вопросы по содержанию текста; воспитывать заботливое отношение к своим родным.

НОД. Развитие речи «Кошка с котятами». Цель: формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы полным ответом; формировать умения составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий ( активизация глаголов).

Словесная игра «Скажи ласково».

Цель: закрепить умение называть ласковые слова  с помощью суффиксов: сын – сыночек, дочь - доченька….

4. Художественно-эстетическое развитие.

НОД. Музыка. Пение песни

«Самая хорошая» муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой. Цель: совершенствовать певческие навыки детей; воспитывать любовь к маме.

НОД Рисование «Моя любимая семья». Цель: закреплять умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи; формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе; развивать чувства гордости за свою семью.

НОД. Музыка. Песня «Песня про бабушку» муз. Парцхаладзе. Цель: совершенствовать певческие навыки детей; воспитывать любовь к бабушкам..

Режиссёрская игра – театр на фланелеграфе по тат. нар. сказке «Три дочери». Цель: развивать умение разыгрывать театральные постановки; развивать артистические качества; активизировать внимание, вовлекать детей в игровой сюжет; воспитывать уважительное отношение  друг к  другу.

5. Физическое развитие.

Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?». Цель: разучить с детьми слова к новой физкультминутки, развивать умение выполнять движения согласно тексту.

 П/и «Собери букет для мамы». Цель: развивать бег, ориентацию в пространстве, умение выделять обозначенный объект из предложенного материала.

Пальчиковая игра «Семья». Цель: развивать мелкую моторику рук, умение выполнять движения согласно тексту.

 Физкультурный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья». Цель: приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, развивать интерес к спортивным играм.

Работа с родителями

Консультации для родителей «Характеристика здоровой семьи», «Как сохранить благоприятный микроклимат в семье».

Совместное участие родителей и детей в выставке рисунков «Вот мой папа, вот моя мама, вот он – я!».


Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья».

Цель: формирование основ уважительного отношения к членам своей семьи.
Задачи:

- формировать дифференцированные представления о семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом;

- подводить детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;

- актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.

Оборудование:
Проектор; слайды с репродукциями семейных портретов (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»); силуэт дерева из картона, прикрепленный к ширме; листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных.

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья-первоклассники, выпускники нашего детского сада. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие воспитанники подготовительной группы! Помогите нам, пожалуйста, в выполнении домашнего задания. К следующему уроку по предмету «Окружающий мир» нам нужно принести фотографии своих родственников. Одни ребята собираются принести фотографии тех родных, которые живут вместе с ними дома, другие считают, что нужно принести фотографии не только мамы, папы, братьев, сестер, но и бабушек и дедушек, сестер мамы и папы, хотя они живут отдельно. А один мальчик решил, что принесет фотографии не только своих близких, но и своего любимого друга и домашних животных . Ребята, мы не случайно обратились именно к вам, потому что слышали, что вы много знаете о семье, родственниках, у вас в группе есть много книг, альбомов, игр по этой теме. Надеемся, что вы нам обязательно поможете».

Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям-первоклассникам? Как мы можем это сделать?

Дети. Да. Мы можем записать наши рассказы о семье, родственниках на диктофон и отправить их первоклассникам.

Воспитатель. Молодцы, я очень рада, что вы готовы им помочь! Но чтобы ваши рассказы получились интересными и правильными, давайте вспомним все, что вы знаете о семье и родственниках.

 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, через который демонстрируются слайды с репродукциями картин (А. ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», З. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»).

Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?

Дети. На этих картинах изображены семьи.

Воспитатель. Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные!

Дети. На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери и сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, мама, папа и дети.

Воспитатель. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась, и подумайте, что вы сможете рассказать о ней.

Дети рассказывают о картине.

Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах, разное, состав семей тоже. Одни семьи жили давно, много лет и даже веков назад; другие наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг другу, заботу. Родители обнимают детей, у всех очень добрые лица. Как вы думаете, что такое семья?

Дети. Семья-это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Воспитатель. Правильно, ребята, семья-это взрослые и дети, живущие вместе, любящие друг друга. Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать?

Ребенок

Семья-это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают,

Как солнца сиянье они горячи.

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных - как солнца лучи!

Воспитатель. Семья объединяет родных: родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня. Ребята, послушайте стихотворение Я. Акима «Родня».

Воспитатель читает стихотворение.

Мама с папой — моя родня, 
Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка, 
И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю. 
Скоро всем подарки куплю:

Папе будет моторная лодка, 
Маме в кухню волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке. 
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня, 
Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра, 
Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю, 
Всё на свете ему подарю.

Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения-члены одной семьи? Все ли они родные, родня?

Дети высказывают предположение.

 Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка-родня. Друг Сережа – не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения. Как вы думаете, все семьи одинаковые или чем-то они отличаются?

Дети. Все семьи разные. Есть, например, большие и маленькие.

Воспитатель. Правильно, ребята,  все семьи разные. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), а также из близких и дальних родственников. Ребята, назовите своих близких родственников.

Дети выполняют задание.

Воспитатель проводит физкультминутку.

Кто живет у нас в квартире?                                (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два, три, четыре

Кто живет у нас в квартире?                                (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять                                        (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать:                                        (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра                                        (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка,                                        (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я-                                        (Повороты туловища влево - вправо.)

Вот и вся моя семья.                                                (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель. Ребята, а кто такие дальние родственники?

Дети. Тети, дяди (братья и сестры папы и мамы), двоюродные братья и сестры. Где живут дальние родственники?

Дети отвечают.

Правильно, ребята! Тети, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах, на других улицах. Семья - самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский и татарский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.

Дети. «На свете все найдется, кроме отца и матери», «Согласие родных дороже богатства», «Вся семья вместе, и душа на месте», «При солнышке – тепло, при матери – добро», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют», «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей».

Пальчиковая гимнастика «Семья» («Гаилэ»)

Этот пальчик - бабай, (дедушка)

Этот пальчик – эби, (бабушка)

Этот пальчик –эти, (папочка)

Этот пальчик – эни, (мамочка)

А вот этот пальчик – мин (я)

Вместе – дружная семья!

Воспитатель. Как хорошо, что у вас всех есть семья! Какой должна быть семья? Подберите слова – признаки к слову «семья».

Дети. Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.

Воспитатель. Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу и находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите, у нас выросло красивое дерево.

Воспитатель показывает на картонное дерево, прикрепленное к ширме.

Это дерево - наша группа, его веточки – ваши семьи. В корзинках лежат листочки с фотографиями членов ваших семей. Найдите свою корзинку и разместите листочки с фотографиями на любой веточке дерева.

Дети прикрепляют листочки к дереву.

Теперь мы знаем, сколько человек у каждого из вас в семье и как они выглядят. Осталось узнать, как их зовут.

Дети рассказывают: «Это моя веточка. Это я, меня зовут Амир. Это моя мама Гульфия Вазыховна. Это мой брат. Его зовут Руслан. Ему десять лет. Моего папу зовут Рамиль Раисович и т. д.».

Спасибо, ребята, за интересные рассказы о ваших семьях. Я их записала на диктофон, мы их пошлем нашим друзьям – первоклассникам. Думаю, что они помогут им правильно подобрать фотографии своих родственников для урока в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КНИГАМ Г. ТУКАЯ"

Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда». ...

Проектная работа по теме: «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА»

Цель:Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.Задача:Раскрыть основы формирования имиджа педагога....

Проектная работа на тему: «Моя семья»

Цели проекта:1.    Формирование у детей понятия «семья»2.    Рассмотрение функций и роли семьи3.     Повышение значимости у детей семейных...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....