Социальный тренинг-ролевая игра "Друг другу навстречу"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цели и задачи: установление позитивного взаимодействия в малой группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»»

п.Яр-Сале

2016г.

Дата проведения: 13 мая 2016 года

Цели и задачи: установление позитивного взаимодействия в малой группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности.

Ход мероприятия

Приветствие:

Обозначить начало занятия, позитивный настрой участников 

Упражнение “Давайте поздороваемся”

Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом”.

Психолог: Добрый день, уважаемые родители и  ребята! Прошу всех подойти поближе, встать в круг, протянуть вперед правые руки, сложить их вместе: ЗДАВСТВУЙТЕ! Меня зовут ..., а с вами мы познакомимся в процессе игры.

Психолог: Сегодня мы с вами играем в игру «Друг другу навстречу». У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья). У каждой семьи есть своя корзина, куда мы будем складывать фишки за выигрыш в каждом конкурсе.

  1. Объяснение правил игры. Разбивка участников на  команды-семьи, распределение ролей в семье

А теперь посмотрим, какая семья быстрее войдет в образ!

В корзинке лежат костюмы семьи:

Раз, два, три, четыре, пять – образ новый показать!

Роль мамы - Выявление роли мамы.

 Какое первое слово произносит ребенок? Правильно: мама! Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в семье играет мама?  (Высказывания ребят).

Упражнение “Найди свою маму”

Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники.

Психолог:  Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Кто трусы ребятам шьет? Кто готовит и поет?

Мама кормит всю семью вкусно и питательно,

И продукты в магазине выбирает тщательно,

Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.

Сейчас мы узнаем, в какой семье мама лучшая портниха!

Семья может помогать маме! Раз, два, три – начали!

Упражнение «пришей пуговицу».

Психолог:   А что рассказывают мамы перед сном детишкам? (Высказывания ребят).

Упражнение «Чья семья вспомнит больше сказок»

Молодцы! Больше сказок вспомнила семья … - фишка в корзинку!

 Роль отца - Выявление роли папы. Вопросы-ответы, комплименты маме (жене).

Психолог:   Жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два? Семья без ребенка – не семья.

Вопрос родителям: Уважаемые родители, вопрос к вам: «А зачем семье нужен ребенок?», «Сколько детей должно быть в семье?»

Роль ребенка

Психолог:   Изучим слово «семья» - СЕМЬ «Я»! Раньше считалось, что богатство семьи - это дети. Вот и считайте, сколько ребятишек нужно, чтобы было семь Я.  

Что же такое семья, ребята? Высказывания ребят.

Конечно, семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно.

В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное – нас любят!  Просто любят нас такими, какие мы есть.

Упражнение “Круг общения”

Участники делятся считалкой: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг - “мамочки” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

- поздоровайтесь;
- потанцуйте;
- улыбнитесь;
- помиритесь;
- попрощайтесь.

Эстафета «Кто быстрее?»

Упражнение “Беседа одним карандашом”

Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

Упражнение “Пирамида”

Все садятся в круг. Ведущий говорит: “Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы). А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами”.

Упражнение “Ромашка из ладошек”

Материалы: ватман, фломастеры.

Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.

Общая рефлексия

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

  • Дети должны быть для нас, прежде всего, не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
  • Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек и выходок.
  • Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны (обусловленная любовь), это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  • Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  • Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

Психологи советуют мамам и папам:

  • Для установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, - СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
  • Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
  • Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.

Психолог: Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, - тогда и они станут в будущем хорошими родителями.

Рефлексия. Ритуал прощания. Ведущий предлагает группе поделиться опытом, который они получили за тренинг. Участникам тренинга вручаются символические  Благодарности (приложение 2).

Все участники, взявшись за руки, образуют круг.

Психолог: Прошу всех подойти ко мне. Дорогие родители и ребята, мы от всего сердца желаем вам, чтобы ваши семьи были любящими и теплыми. Спасибо вам всем за вашу замечательную игру.

А теперь все вместе попрощаемся: ДО-СВИ-ДА-НИЯ!

Приложение 1

Стихотворение «Семь важных правил». Памятка родителям.

Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательно храня,
Лишь только семь, но очень – очень важных.
Во-первых, это главное, - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто, чтоб бурлила страстью кровь, 
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струиться!
Потом – забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды …
И отогреет солнышком окно, 
Что инеем заледенело белым.
А 
пятое – ответственность и долг
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь, 
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее.
Всегда, считаясь с мнением других, 
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И, наконец, 
седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг, 
Где я любима, счастлива где полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Человек - собаке друг"

Проблемы с бездомными собаками, меры предосторожности при встрече со злой собакой...

Социальный тренинг «Друг другу навстречу

Цель мероприятия: создание условий для установления позитивного взаимодействия в малой группе (тренинговой), осознание ролевых функций членов семьи, находящихся в социально опасном положении, мотиваци...

Отчет о работе Интеграция ОО "Социально коммуникативное развитие" с другими образовательными областями»

Образовательная область «Коммуникация» интегрируется со всеми образовательными областями. Основной образовательной единицей педагогического процесса является развивающая ситуация....

Социальная акция "Твори добро, другим во благо!"

Социальная акция направленна на расширении образовательных задач в сфере (социально-коммуникативное развитие), она способствует успешному развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников, что является...

Приемы интеграции образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с другими образовательными областями (по ФГОС).

Представлены примеры интеграции образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с другими образовательными областями (по ФГОС)....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Робот – друг человека»

Данный конспект позволит педагогу создать условия для формирования социально-коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста на примере качеств и поступков персонажей мультфильмов....

занятия по социально-коммуникативному развитию «Огонь — друг, огонь — враг»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26757541","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]«Огонь - друг, огонь- враг&raq...