Создание центра экспериментирования для развития познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста в группе детского сада.
методическая разработка по теме

Кокорина Екатерина Владимировна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_tsentra_eksperimentirovaniya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

Создание центра экспериментирования для развития

познавательно – исследовательских способностей

детей дошкольного возраста в группе детского сада.

                                                                                                             

                                                                                                        Подготовил:

                                                                                                       воспитатель

                                                                            Кокорина Екатерина Владимировна

  1. г.

Огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

  Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

А как вы думаете, какие условия необходимы для организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду? (Ответы коллег)

Уважаемые коллеги, а для того, чтобы понять, что является важным условием для организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, мы предлагаем вам немного поэкспериментировать. Для этого вы условно разделитесь на три группы. Для осуществления экспериментальной деятельности вам предложен набор, который Вы видите у себя на столах. С помощью данного набора, каждой подгруппе необходимо познакомить детей со свойствами того или иного объекта. Первая группа – вода, вторая – воздух, третья – песок.

(Выступление коллег со своими разработками)

Смогли ли Вы познакомить детей со свойствами объектов? Почему?

(Ответы коллег)

Как вы уже поняли, что без достаточного количества оборудования, вам не удалось в полной мере познакомить детей со свойствами того или иного объекта.

Опираясь на научные исследования ведущих специалистов в области педагогики и психологии и на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст.14), педагоги ДОУ должны создать условия для исследовательской деятельности детей. А важным условием решения задач по познавательно – исследовательской деятельности в детском саду является организация предметно - развивающей среды. В группах детского сада оборудуется и оснащается уголок экспериментирования - это мини – лаборатория, детская лаборатория, центр науки, центр экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, поддержания интереса к экспериментальной деятельности, ознакомление способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

С помощью центра экспериментирования мы решаем следующие задачи:

  • Развиваем:

- познавательную активность,

- любознательность,

- наблюдательность,

- мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).

- первичные естественнонаучные представления.

  • Формируем умения комплексно обследовать предмет.

                                   

В процессе оформления центра экспериментирования в группе детского сада

 должны учитываться следующие требования:

  • доступность расположения,
  • достаточность, новизна,
  • безопасность для жизни и здоровья детей.

При подборе оборудования для уголка, необходимо брать во внимание уровень развития и возраст детей.

В центре экспериментирования должны быть выделены:

 1) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы и т.п.).

 2) Место для приборов и хранения материалов (природного, бросового).

 3) Место для проведения опытов.

4) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности в нашей группе была создана предметно – развивающая среда. Наш центр экспериментирования называется «Почемучка». Рассмотрим его поподробнее.

Наш центр экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • Компонент дидактический.  
  • Компонент оборудования.       
  • Компонент стимулирующий.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам снова поработать в подгруппе. Каждой группе предлагается один из компонентов центра экспериментирования, необходимо написать, что относится к этому компоненту.

(Ответы коллег)

К дидактическому компоненту относятся:

  • Познавательные книги.
  • Атласы.
  • Картотеки опытов.
  • Тематические альбомы.
  • Наглядно-дидактические пособия.
  • Серии картин с изображением природных сообществ.
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
  • Настольно-печатные игры.

                                                                        

Познавательные книги, атласы, альбомы, серии картин, наглядно – дидактические пособия выступают «наглядной опорой» деятельности детей, и являются средством активизации их интереса к познанию нового, вызывают познавательный интерес, расширяют, углубляют, формируют впечатления и наглядные представления дошкольников об окружающем мире. знания о овощах, фруктах, ягодах, грибах, деревьях, о животных и их детенышах; знакомят с некоторыми особенностями поведения зверей; представлениями об основных частях тела человека.

В младшем дошкольном возрасте дети проявляют ярко выраженный интерес к книге. Детей привлекают книги, альбомы, в которых много ярких крупных иллюстраций.

Настольно – печатные игры

Цели: Закрепление знаний знания о различных овощах, фруктах, деревьях, растениях; о насекомых, животных, птицах, морских обитателей их детенышей; издаваемых ими звуках; представления детей о пище; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного. 

Коллекции

Предметы коллекции стимулируют игровое, речевое и художественное творчество. В процессе создания коллекций развивается внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умение выделять главное.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны схемы, алгоритмы. Этот материал способствует расширение знаний об окружающем мире, приобретению навыков исследовательской работы, обобщению полученных данных; развитие мыслительных операций, памяти; умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу; осуществлять эксперимент, делать выводы. По ним дети смогут самостоятельно поставить несложные опыты, вести наблюдения за различными природными явлениями, свойствами и качествами предметов.

К компоненту оборудования относятся приборы-помощники:

  • микроскоп, лупы, увеличительные стекла;
  • весы, безмен;
  • песочные, механические часы;
  • компас;
  • магниты;
  • портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Оборудование повышает интерес детей к исследованиям.

К стимулирующему- компоненту относят:

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
    В качестве лабораторной посуды используются одноразовые стаканчики, пластиковые бутылочки, контейнеры с крышками, киндер – сюрпризы.
  • сита, воронки разного размера и материала;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
  • шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

Всё это помогает формировать представления о свойствах бумаги, ткани, песка, воды, воздуха и т.д.; развивать познавательную направленность ребенка, стимулировать и поощрять желание действовать с предметами, сотрудничая со взрослым.

В процессе обучения важно сочетать предметно-познавательную и творческую деятельность дошкольников.  Этому способствует игра. Игра занимает ребенка снимает утомление, расслабляет, побуждает фантазировать, рассуждать, помогает отслеживать результат развития определенных навыков.  Конечно, помогает присутствие сказочных персонажей, наделанных определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация: Волшебная Капелька, Незнайка, Старичок - Лесовичок, Буратино и др.  Они задают вопросы, побуждают детей к рассуждениям, приносят интересные вещи исследователям и др. Так как наша группа называется «Пчёлка», хозяйка нашего центра является пчёлка.

К стимулирующему компоненту центра экспериментирования относят оборудование для игр с песком, водой, воздухом, светом, мыльной пеной. С его помощью дети знакомятся со свойствами и качествами различных предметов, природных явлений, объектов.

Для закрепления знаний и представлений дошкольников об окружающей его среде изготавливаем и проводим дидактические игры, направленные на развитие звукового восприятия, обонятельных рецепторов, тактильных ощущений (органов чувств).

Большой интерес у детей, родителей и педагогов вызывает оборудование, изготовленное своими руками: дидактическая коробка, султанчики, оборудование для игры с мыльными пузырями.

Мыльные пузыри нравятся детям любого возраста, поэтому мы изготовили оборудование для выдувания мыльных пузырей. Делается оно очень легко, посмотрите пожалуйста на слайд, и вы увидите поэтапное изготовление этого прибора.

Я предлагаю вам посмотреть фотографии на слайдах, как мы с нашими детьми экспериментируем в детском саду, как на НОД, так и в совместной деятельности в режимных моментах.

(Просмотр слайдов)

Мы экспериментируем: с мылом, водой, снегом, воздухом, бумагой, тканью, природным материалом, мыльными пузырями и др..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в разных видах деятельности, поэтому одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного воз...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада.  Окружающая детей  среда должна обеспечивать им физ...