Экологический проект : « Земля наш общий дом» на тему: «Лук от семи недуг»
проект (старшая группа) на тему

Агафонова Наталья Валерьевна

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx537.27 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект : « Земля наш общий дом»
на тему: «Лук от семи недуг»
Подготовила восп-ль 2 лог. гр.: Агафонова Н. В.
МДОУ ДСКВ № 21 « Аист»
п. Запрудня, Московской обл.
2017 г.

Тип проекта:  практический, групповой, познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети старшей логопедической группы, родители.

Цель работы:

-  Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных  растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности

-  вырастить лук на перо, изучив необходимые для этого условия, для последующего употребления в пищу

-  расширять знания детей о способах и условиях выращивания зеленого лука, о влиянии солнечного света на рост растения. Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей.

Актуальность проблемы:  Проблема экологии в целом стоит очень остро, поэтому дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок - самостоятельно или в партнерстве с взрослым - познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему? », «зачем? », «Как устроен мир? » Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Выращивание   и последующее употребление в пищу зеленого лука в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе. Как вырастить зеленое перо репчатого лука на подоконнике? Этому и посвящено данное исследование.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Задачи проекта:
Познакомить детей с посадкой лука на подоконнике;

Формировать знания детей об уходе, необходимости света, тепла, воды для роста луковиц;

Провести эксперименты по выгонке репчатого лука на перо двумя способами: высадка в грунт и в воду;

Продолжать прививать правильное и бережное отношение к природе;

Дать элементарные понятия о природных витаминах;

Развивать речь, мышление, самостоятельность;

Закреплять умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда;

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы.

Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный: Подбор методической литературы по теме, материала для проекта: оборудование, иллюстрации, стихи, пословицы, поговорки, рассказы, мультфильмы, настольные игры.

2 этап – практический (исследовательский): Проведение познавательной НОД; рассматривание и посадка лука; дежурство в уголке природы; наблюдение за ростом лука; зарисовка наблюдений о росте лука; выставка рисунков; создание книги- «Приключение луковицы» и постановка сказки.

3 этап – заключительный: презентация проекта.

Формы взаимодействия:

Специально – организованная деятельность;

Совместная с детьми деятельность;

Самостоятельная деятельность детей;

Работа с родителями.

Предварительная работа:

Чтения сказки «Лук на грядке» Ирис Ревю, итальянской сказки Джанни Родари «Приключения Чиполино», изготовление масок в театр для постановки сказки, разучивание загадок про лук, пословиц про лук, викторина «Лук – от семи недуг», рассматривание лука, опыт: «лук живой», просмотр мультфильмов « Чиполино» и « Лунтик. Лук».

Условия реализации проекта:

Предметно- развивающая среда

Совместная работа воспитателя и детей

Заинтересованность воспитанников

Создание положительно

- эмоциональной атмосферы

Совместная работа с родителями и воспитанниками.

Памятка практических советов «Мудрые рецепты»

Репчатый лук — источник витаминов группы В, С, эфирных масел, кальция, марганца, меди, кобальта, цинка, фтора, молибдена, йода, железа, никеля.

В соке зеленых перьев лука содержится много каротина, фолиевой кислоты, биотина. Сок лука богат витаминами, эфирными маслами, углеводами. Острые по вкусу сорта лука намного богаче сахарами, чем сладкие. Богаче сахарами внутренние чешуйки луковицы, чем внешние.

Лук возбуждает аппетит и улучшает пищеварение, повышает тонус организма, оказывает антисептическое, антимикробное, бактерицидное, противовоспалительное, антисклеротическое и противодиабетическое действие. Лук помогает бороться с низким давлением и содержит флавониды, препятствующие образованию раковых клеток. В некоторых странах сырой лук принято прикладывать к пяткам во время простудных заболеваний. Сырой лук содержит больше полезных элементов, но при обработке он почти не теряет своих свойств. Можно есть сырым — класть в бутерброды и салаты, а можно запекать с мясом, добавлять в супы и рагу.

Грибок на коже

Смазывайте проблемные места смесью из равных частей лукового сока и меда, это средство быстро излечивает грибок.

Лечение кашля луком

Пропустите через мясорубку большую луковицу и яблоко. Смешайте получившуюся массу с 1 ст. ложкой меда и употребляйте по 1 ч. ложке перед едой.

Ангина

Пейте свежий сок репчатого лука по 1 ч. ложке 3-4 раза в день.

Лечение бронхита луком  Большую луковицу натрите на терке, смешайте с гусиным жиром и втирайте в грудь 2-3 раза в день или на ночь, после чего тепло укутывайтесь.

Данные рецепты носят рекомендательный характер, при первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Загадки про лук

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.       (Лук)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, Тот слезы проливает.   (Лук)

Сарафан не сарафан, платьице не платьице,

А как станешь раздевать, досыта наплачешься.  (Лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.   (Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …  (Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез?  (Лук)

Пришел барин с грядки, весь в заплатках,

кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

Скинули с Егорушки Золотые перышки,

Заставил Егорушка Плакать и без горюшка.  (Лук)

Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он. Когда чистишь – слезы льешь.  (Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать, Давай плакать и рыдать.  (Лук)

Птица в норе, Хвост во дворе.

Кто перья выдирает, Тот слезы утирает.   (Лук)

Я вырос на грядке, Характер мой гадкий:

Куда ни приду, Всех до слез доведу.   (Лук)

Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него взрослые, и дети? (Лук)

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь.  (Лук)

                   Стихи про лук

Л. Громова

Жертва я ужасных мук, -

Ненавижу резать лук!

Щиплет он мне нос, глаза,

Все лицо уже в слезах!

Е. Жуковская

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

Т. Казырина

Баба Таня чистит лук

Убежал из кухни внук

Он хоть мал, но твердо знает

Лук за глазки покусает

Л. Шмидт

– Какое горе! – крикнул Лук.

– Я приношу так много мук!

Хозяйка слёзы льёт полдня,

Лишь только шубу сняв с меня.

Альвазор

Вверх зелёная стрела

Прямо в луке проросла,

Лук не даст лететь стреле –

Бородой прирос к земле.

Н. Красноперова

На Букву «Л» тут зреет Лук,

Он для здоровья лучший друг.

Хоть Лук порой до слёз доводит,

Но со стола у нас не сходит.

В салат порежем мы лучок,

Иди, сорви скорей пучок.

Н. Анишина

Лук стал сердитым от обиды:

– Во мне сплошные фитонциды.

Да, иногда я раздражаю, —

сказал он, слёзы вытирая. —

Когда людей сразит недуг,

все вспоминают: – Где же лук?

Я выгоняю хворь и боль,

Средь овощей и я не ноль.

Е. Борисова

Дед сказал сегодня: - Лук,

За обедом лучший друг!

Ну какой же это друг,

Если плачут все вокруг?

Режут, режут, режут лук,

Плачут, плачут,  все вокруг.

Плачут бабушка и внук,

У окошка плачет жук.

Даже кошка прячет нос,

Кто ответит на вопрос?

Отчего же лучший друг,

Плакать всех заставил вдруг?  

Хе Лена

Лук растёт на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одёжек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Е. Попова

Там, на  кухне, что  за  запах,

Что  сбежал  оттуда  папа?

Там  на  кухне, что  за  звук?

Это  мама  режет  лук!

Режет  лук  и  плачет.

Что  все  это  значит?

Кто  же  мамочку  обидел?

Но  когда  я  лук  увидел,

Тоже  плачу  в  два  ручья…

Почему  же  плачу  я?

Мне  не  больно, не  обидно,

А  слезам  конца  не  видно!

А. Тесленко

Вот на грядке лук зелёный,

Ярким солнцем освещенный,

Стрелы вытянулись в ряд,

Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелёный лук,

Он здоровью верный друг!

Пословицы и поговорки про лук

Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.

Лук во щах – и голод прощай.

Сидит тупка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет.

Вырастишь лук от семи недуг.

Лук – добро и в бою и во щах (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами).

Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.

Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

Лук семь недугов лечит. Лук да баня все правят.

Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.

На вознесенье пекут лесенки, пироги с зеленым луком.

Убирают пчел, собирают лук.

Дидактические игры

«Что где растет»

Дидактическая задача: знакомить детей с названием овощей и фруктов;  дать детям представление об их классификации ; развивать  у детей познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание; воспитывать привычку доводить дело до конца.

«Что лишнее»

Дидактическая задача: углублять знания детей  различать овощи и фруктов; развивать у детей способность  сравнивать и классифицировать; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

 «Узнай на вкус»

Дидактическая задача: продолжать развивать у детей умение распознавать овощи на вкус; развивать умение анализировать, сопоставлять; воспитывать  терпеливость.

«Угадай, что где растет»

Дидактическая задача: уточнить значение детей о названии растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память.

«Слова наоборот»

Дидактическая задача: Подбирать слова с противоположным значением, согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.

Длинный огурец – короткий огурчик; толстый кабачок – тоненький кабачок, большой помидор – маленький помидорчик, грязная морковь – чистая морковь, большая свекла – маленькая свекла.

«Запомни, что где растет»

Дидактическая задача: уточнить значение детей о названии растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память.

Дети стоят в кругу. Ребенок бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород). Поймавший мяч должен назвать соответствующее  растение.

Занятие. Образовательная область: Познание. Расширение кругозора. « Лук».

C:\Users\User\Desktop\экологический проект\zfd1y0v4l-Q.jpg

C:\Users\User\Desktop\экологический проект\_VkXNlJrPLI.jpg

C:\Users\User\Desktop\экологический проект\kGfv-R2OlDY.jpg

Ожидаемые результаты:

У детей сформирован интерес к исследовательской деятельности, умение применять полученные знания в практике.

Обогащены знания дошкольников о луке, об особенностях его выращивания и умение создавать необходимые условия для роста.  У детей сформированы знания и представления о строении почвы, о росте зеленого лука в комнатных условиях в контейнере с почвой и в стакане с водой.  ( В земле растет быстрее.)

У воспитанников сформировано бережное отношение к объектам растительного мира.

План реализации проекта:

1 неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа на тему: « Земля наш общий дом»

Занятие. Образовательная область: Познание. Расширение кругозора. « Лук».

Беседа на тему: « Лук от семи недуг» Просмотр презентации « Как посадить лук?»

Опытно- экспериментальная деятельность. Посадка лука (в воду, в землю)

Игра «Составь слово», «Слова наоборот», «Угадай, что где растет»

Сюжетно-ролевая игра: «Повара».

Беседа- наблюдение: «Рост лука». Чтение сказки «Лук на грядке» Ирис Ревю

Дид.игра: «Запомни, что где растет»,

«Что лишнее».

Дид.игра: «Узнай на вкус». Пробуем лук ( на обед)

Просмотр мультфильма: «Лунтик и его друзья. Лук».

2 неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Наблюдение: « Как подрос лук»,

Развитие речи «Сочиняем сказку»

Чтения итальянской сказки Джанни Родари «Приключения Чиполино»

Рисование пластилином « Лук»

Вечер загадок, пословиц и стихов

на тему « Лук»

Создание книги : рисунки, изготовление масок для постановки

Изготовление книги. Вечер: Просмотр мультфильма « Чиполино»

Наблюдение: « Как подрос лук»

Постановка сказки «Приключение луковицы»

Подведение итогов. Подготовка презентации

Итоги проекта:

Дети получили представление о том, как сажают лук,  сформирован интерес к исследовательской деятельности. Узнали, как ухаживать за луком.    Узнали о пользе лука.

Познакомились с пословицами, поговорками, стихами и загадками про лук.

Дети узнали где и в каких целях можно использовать лук.

Детьми создана и обыграна книга- сказка « Приключения луковицы».

Литература:

Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

Скоролупова О. А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2006.

Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники- М. , Линка – Пресс, 2002.

Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект:"Земля-наш общий дом" средняя группа

Цели проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правилного взаимодействия с окружающим его большим миром природы...

Экологический проект " Земля - наш общий дом"

Проект для детей старшего дошкольного возраста.....

Экологический проект «Земля наш общий дом»

Актуальность проекта.Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет...

экологический проект "Земля - наш общий дом"

Экологическое воспитание очень важно в работе с дошкольниками. Метод проекта помогает осуществлять всестороннее воспитание детей....

Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе

Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе...

Экологический проект "Земля -наш общий дом"

Экологическое воспитание дошкольников необходимо  рассматривать , прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основоп...